Особенности психических явлений. Основные способы изучения и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 13:12, контрольная работа

Описание работы

Таблица описания психических явлений:
Особенности
Определение
Теория изучения
Физиологическая основа
Социальная природа
Основные характеристики
Основные классификации
Свойства
Диагностика
Метод развития и коррекция

Файлы: 1 файл

ТАБЛИЦА ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

Особенности психических явлений. Основные способы  изучения и развития.

Особенности

Определение

Теория

изучения

Физиологич.

основа

Социальная

природа

Основные

харак-ки

Основные

клас-ции

Свойства

Диагностика

Метод

развития и  коррекция

1.

ощущение

Чувственное отображение объективной реальности

-концепция «знаков» 

Г. Гельмгольца

 

-закон о «специфической  энергии» 

И. Мюллера

 

-теория солипсизма

о. возникают  в результате соответствующих стимулов-раздражителей  на органы чувств.

о. являются источником знаний о мире, а также чувств и эмоций

Систематическая классификация основных видов о.

Экстрероцепивные:

Дистантные: зрительные, слуховые, обонятельные

Контактные:

Вкусовые, температурные, тактильные, осязательные

Интероцептивные:

Органические  ощущения, ощущения боли

Приорицептивные:

О. равновесия, о. движения

Качество,

интенсивность

Продолжительность

Пространственная локализация

Абсолютный и относительный  пороги ощущений

кинематометрическая методика Е.П.Ильина (1981)

Развивать о. можно методом  постоянных тренировок. Благодаря возможности развития о. происходит обучение детей музыке или рисованию.

2. восприятие

Целостное отражение  предметов, ситуаций, явлений, возникающих  при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств

т. В. Вундта

фи-феномен 

М. Вертгеймера

гештальттеория

 

работы Б.М. Теплова, А.Н. Запорожца

Процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе.

В. – это рефлекторный процесс. В основе в. лежат условные рефлексы, т.е. временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира.

В. – сложный и единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас.

целостное представление  о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.

Восприятия могут  быть полными и неполными, точными  и ошибочными, глубокими и поверхностными, или иллюзорными, быстрыми и медленными.

По  основной модальности:

Зрительное

Слуховое

Осязательное

Обонятельное

Вкусовое 

 

По  форме существования материи:

В.пространства

В.времени

В. движения

 

преимущественно аналитическое, преимущественно синтетическое,

аналитико-синтетическое.

Предметность 

Целостность

структурность

Константность

Активность (избирательность)

«Чего не хватает?»

«Эталоны»

тест Мюнстерберга

развитие наблюдательности, труд, творческая деятельность: рисование, лепка, музыка, чтение.

3.

память

Запечатление,

сохранение, последующее  узнавание и воспроизведение  следов прошлого опыта.

-ассоциативная  т.

гештальттеория

-смысловая т.

-психоаналитичес

кая т.

-деятельностная

информационно-кибернетическая

Пластичность нервной системы. Она выражается в том, что каждый нервно-мозговой процесс оставляет после себя след, изменяющий характер дальнейших процессов и обусловливающий возможность их повторного возникновения, когда раздражитель, действовавший на органы чувств, отсутствует.

П. – это «сквозной» процесс, обеспечив.преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое позволяет человеку накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт,  в ней хранятся знания и навыки.

долговременная

кратковременная

По  характеру психической активности:

Двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая

по  характеру целей деятельности:

произвольная,

непроизвольная,

по  продолжительности сохранения материала:

долговременная, кратковременная,

оперативная

 

объем п.

быстрота воспроизведения

точность воспроизведения

готовность воспроизвести запечатленную информац.

 «Числовые  ряды»

«Оперативная  память»

метод Джекобса

 

Методика Л. С. Мучника и В. М. Смирнова(1968)

 

методика «Пиктограмма» 

 

Методика С.А. Гарибяна

 

Методика Векслера

1. Установка  на запоминание

2. Связь запоминаемого с основной целью деятельности

3. Повторение.

Рационализация умственной и практич. деят-ти, критическое отношение к своей деят-ти, умение отказаться от неэффективных приемов работы.

4.

внимание

Направленность и сосредоточен-

ность психичес. деят-ти на чем-то определенном

-теория в. 

Т. Рибо

-теория установки 

Д.Н. Узнадзе,

-концепция 

П.Я. Гальперина

Возбуждение одних нервных центров и торможение других. Воздействующий раздражитель вызывает активизацию мозга.

Обеспечивает четкость и ясность сознания, осознание смысла психической деят-ти в тот или иной момент времени

направлен-

ность

 

сосредоточен-

ность

по  характеру произвольности:

произвольное

непроизвольное

послепроизвольное

устойчивость 

переключае-

мость

 

отвлекае-

мость

 

объем

концентра-

ция

 

распреде-

ление

Тест Мюстенберга;

«Корректурная проба» Б. Бурдона,

Таблицы (Ф.Д. Горбов) – модифицирован-

ный квадрат  Шульте,

«Расстановка  чисел»,

«Поиск чисел»,

«Крестики»,

Методика К.К.Платонова  «Арабско-римские цифры»

для развития в. необходимо:

1. Развивать навыки работы в разнообразных условиях, не поддаваясь вниманию отвлекающих факторов.

2. Стремиться  выполнять работу активно, ответственно.

3. Браться только  за интересную, трудную, но посильную  работу.

4. Устанавливать  взаимосвязь в. с требованиями дисциплины труда. Развивать професс. В.

5. Формировать  волевые кач-ва личности, повышающие  устойчивость в.

6. Формировать  объем и распределение в. как  определен. Трудовой навык путем  одновременного выполнения нескольк. професс. действий при высоком  темпе работы.

7. Развивать  переключение в. посредством чередования  видов деят-ти и ее целей. 

5.

речь

Процесс общения людей посредством языка

т. научения

т.специфичес-

ких задатков

Н. Хомского

 

когнитивная

т. Ж. Пиаже 

Две системы: периферическая (голосовой аппарат и ораны слуха) и центральная (определенные структуры головного мозга)

Речь – существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.

Содержатель-

ность. 

Понятность. 

Выразитель-

ность. 

Действенность. 

устная-письменная,

кинетическая

внешняя-внутренняя

формы устной р.:

диалогическая (активная, пассивная)

монологическая (активная, пассивная)

 

Гейдельберский тест речевого развития

 

Изучение экспрессивной  р., импрессивной р., фонематического  слуха, разборчивости речи, чтение, письмо.

Развитие речи происходит по законам онтогенеза. Коррекция осуществляется в рамках логопедических занятий.

6.

мышление

Высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы.

т. Ж. Пиаже

т. развития и  формирования умственных операций

т.

П.Я. Гальперина

 

информационная  теория интеллектуально-когнитивного развития Клера и Уоллеса 

1. Осознание  цели основного вопроса задачи  соответствует возбуждению функции  клеток коры лобной доли головного  мозга, где происходит анализ  и синтез условий задачи. При этом кора лобной доли функционирует в тесной связи с работой клеток коры височной доли мозга, где расположен центр понимания речи.

2. Вслед за  точной установкой на решение  задачи мозг как бы начинает  искать способы решения задачи  из «кладовых» памяти.

Процесс поиска способа решения задачи обуславливает  сложную аналитико-синтетическую  деятельность мозга. Эта деятельность происходит на фоне иррадиации, концентрации нервных возбуждений в различных  областях коры больших полушарий  мозга. А нахождение нового способа решения задачи заканчивается замыканием временной нервной связи. Деятельность коры больших полушарий головного мозга

1. обобщенное 

отраженное и  опосредованное познание действительности

2.решение конкретной  задачи

3. связь с  речью

 по форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое

по  характеру: теоретическое, практическое

по  степени развернутости: дискурсивное, интуитивное

по  степени новизны: репродуктивное, продуктивное

самостоятельность

глубина

широта

гибкость

критичность

быстрота

м. «Исключение  слов»

ШТУР,

 тест Амтхаура

тест Стенфорд-Бине

тест Векслера

критериально-ориентировочные  тесты

тесты достижений

тест Дж. Гифорда

Происходит в  онтогенеза. Для развития интеллекта – решение творческих задач, выполнение упражнений.

7.

воображение

Процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

концепция Т  Рибо

концепция

Р. С. Альтшуллера 

Актуализация  нервных связей, их распад, перегруппировка  и объединение в новые системы. Физиол.мех. в связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга, так, большую роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система.

в. играет существенную роль как в регуляции процессов  организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения.

яркость

отчетливость

реалистичность

контролируемость

степень активности образов

 

по степени  волевых усилий:

-преднамеренное (воссоздающее, творческое, мечта)

-непреднамеренное (сон, дремотное состояние)

по степени  активности:

- активное (воссоздающее, творческое, мечта)

-пассивное (грезы,

сон, дремотное состояние)

сила

яркость

продуктивность

оригинальность 

«Вербальная фантазия»

«Придумай сказку» 

методика Е. Кравцовой 

Знания, подкрепленные соответствующими способностями, целеустремленность, переживания – все это создает  эмоциональный тон творческой деятельности

8.

воля

Сознател. регулирован.чел. своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолев. внутренние и внешние трудности при совершении целенаправл. действий и поступков

экзистенциализм

т. И.П. Павлова

т. Н.А. Бернштейна

Волевое действие имеет следующую циклическую  структуру:

а) влечение; б) желание; в) побуждение; г) принятие решения для  выполнения этого действия. Исходя из такой циклической структуры волевого действия, возникает и представление о физиологическом ее механизме.

В механизме  осуществления воли главное принадлежит  ранее образовавшейся системе временных  связей (ассоциаций) между корковыми  концами анализаторов. В основе волевых действий лежит доминанта. В связи с этим воля имеет следующие проявления: а) волевое действие подкрепляется действием более слабых раздражителей; б) направленное действие воли сопровождается ухудшением выполнения других, не основных заданий; в) волевое действие может быть приостановлено чрезмерной силой раздражителей или другой конкурентной установкой.

Сознательная  регуляция активности в затрудненных условиях жизнедеятельности.

импульсивность

осознанность

 

произвольные  и непроизвольные волевые действия

сила  воли целеустремленность

настойчивость

выдержка

решительность

инициативность самостоятельность

организованность

дисциплинированность

смелость

исполнительность 

Опросник Стамбуловой 

 

методикаА.В.Запорожца

опросник для  самооценки настойчивости Е.П.Ильина

 

методика «Импульсивность»

Самовоспитание, занятия спортом, самодисциплина

9.

способности

Индивидуальные  особенности личности, являющиеся субъективными  условиями успешного осуществления  определённого рода деятельности.

Концепция Ф. Галлея и И.Ф. Гальтона

т. К.А. Гельвеция

биосоциальная природа способн.

Основой способностей являются задатки – природные предпосылки

С. служат успешному  выполнению деятельности. Для с. характерна возможность переноса выработанных умений и навыков в новую ситуацию. 

Общие способности – интеллектуальные и творческие способности, которые находят свое проявление во многих разных видах Деятельности.

 

Специальные способности – определяются по отношению к отдельным специальным областям деятельности:

учебные и творческие

умственные и  специальные

математические

конструктивно-технические

музыкальные

литературные

художественно-изобразительные

физические способности

наличие специальных  умений

диагностика вербальной креативности

 

тест моторных способностей

 

тест Дж. Гилфорда

Для совершенствования общих способностей необходимо участвовать в различных видах деятельности, регулярно меняя их. Это прежде всего касается обязательного сочетания умственной (теоретической) и практической работы. Теория совершенствует образное и логическое мышление, а практика - наглядно-действенное и практическое мышление.

Обязательным  условием полноценного развития общих  способностей является постоянное решение  разнообразных, достаточно сложных  задач, а также систематическое  наблюдение за тем, как решают подобные задачи другие, более способные люди.

10.

темперамент

характерная для  данного человека совокупность психических  особенностей, связанных с эмоцион. возбудимостью,

т.е. быстротой  возникновения чувств, с одной  стороны, и силой их-с другой

Учение Гиппократа

Э. Кречмера

У. Шелдона

И.Павлова

Б.М. Теплова

В.М. Русалова

взаимоотношения силы возбуждения и силы торможения, подвижность нервных процессов 

Проявляется в  деятельности и общении с другими  людьми

сензитивность

реактивность

активность

экстраверсия, интроверсия 

Я. Стреляу:

сангвиник

холерик

флегматик

меланхолик 

 

Э. Кречмер:

лептосоматик, пикник, атлетик, диспластик

 

У. Шелдон:

1)эндомофный  тип, 

2) мезоморфный  тип, 

3) экдоморфный.

1.Эмоц.возбудимость

2.Возбудимость  внимания

3.Сила эмоций

4.Тревожность

5.Реактивность  непроизвольных движений

6. Активность  волевой направленности деят-ти

7.Пластичность-ригидность

8. Резистентность

9. Субъективация 

Опросники

Стреляу,

Айзенка,

В.М. Русалова

1. Самовоспитание

2. Хороший наставник

3.Пример для  подражания

4. Труд 

11.

характер

Совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся деят-ти и проявляющихсяв типичных для данного человека способах деят-ти и формах поведения

концепции

К. Леогарда,

А.Е. Личко

Э. Фромма

К. Юнга

Сплав черт типа высшей нервной деятельности и сложных  устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального  жизненного опыта.

Всегда проявляется  в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям.

отзывчивость

честность

правдивость

справедливость

общительность

вежливость

чуткость

 

Леогард (типы х.)

1.Гипертимный  2.Дистимный

3. Цикоидный  4. Возбудимый

5. Застревающий 6. Педантичный

7. Тревожный 8. Эмотивный

9. Демонстративный

10.Экзальтированный

11. Экстравертированный

12. Интровертированный 

Личко (акцентуации)

1. Гипертимный 2. Циклоидный

3. Лабильный

4. Астероневротический

5. Сензитивный

6. Психастенический

7. Шизоидный 8. Эпилетоидный

9.Истероидный  10. Неустойчивый

11. Комформный

Э. Фромм:

1. Мазохист-садист

2. Разружитель

3.Конформист-автомат

1)Самоуверен-

ность - неуверенность.

2)Согласие, дружелюбие-враждебность.

3)Сознатель-

ность -импульсивность.

4)Эмоциональная  стабильность-  тревожность.

5) Интеллектуаль

ная гибкость -ригидность.

Опросник Стреляу

Опросник акцентуаций  характера Личко

Формирование  происходит в разных социальных группах (семья,  дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив)

12.

эмоции и

чувства

эмоции – психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личностную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека

т. И. Гербарта

т. В. Вундта

т. Джеймса-Ланге

т. У. Кэннона

т. Кеннона-Барда

Физиологические механизмы эмоций представляют собой  сложную картину. Они состоят как из более древних процессов, протекающих в подкорковых центрах и в вегетативной нервной системе, так и из процессов высшей нервной деятельности в коре головного мозга, при господстве последних

Эти механизмы  могут быть представлены в следующем  виде: нервные возбуждения, вызванные в коре головного мозга теми или другими внешними и внутренними раздражителями (а также остаточные возбуждения, лежащие в основе воспоминании), широко захватывают при этом область подкорковых центров и вегетативной нервной системы. Это приводит к соответствующим изменениям вегетативных процессов, вызывая сосудо-двигательные реакции, побледнение или покраснение лица, отлив крови от внутренних органов, выделение продуктов внутренней секреции и т. д. Вегетативные изменения, со своей стороны, через афферентные проводники снова передаются в кору головного мозга, наслаиваются на имеющиеся там возбуждения и создают сложную картину нервных процессов, которые и составляют основу того или иного эмоционального состояния

 

 

 

 

 

 

 

Осознание потребностей и предметов, на которые они направлены, содействие в реализации потребностей и достижении определенных целей

 

 

валентность (тон)

интенсивность

стеничность

содержание 

стенические

астенические:

 

по  К.Изарду

(фундаментальные  э.):

интерес

радость

удивление

страдание

гнев

отвращение

презрение

страх

стыд

смущение 

 

 

по  отношению к др. людям

(по  Додонову)

альтруистические

коммуникативные

гностические

праксические

пугнические

романтические

гностические

эстетические

гедонистические

 

 

универсальность

динамичность 

суммация

адаптация

пластичность

иррадиация

перенос

удержание в  памяти

амбивалентность

переключаемость

тест Люшера,

ТАТ

тесты фрустрации и агрессивности

Цветовой тест отношений

тесты тревожности

тест Розенцвейга

тест Д.Моудсли

эмоциональная направленность Б.И. Додонова

определение депрессии  В.А. Журова

методика «Прогноз»  и др.

Накопление впечатлений, искусство.

Тренинги,

снятие напряжения, релаксация, профилактика стрессов

чувства – более длительные, чем эмоции, психич. Состояния, имеющие четко выраженный предметный характер

играют значимую роль в построении контактов с  окружающими людьми.

любовь

дружба

ревность

зависть

нравственные

морально-политические

интеллектуальные

эстетические

13.

мотивация

Совокупность причин  психологического характера, объясняющих поведение чел., его начало, направленность и активность.

-т.эволюции --Ч.Дарвина

-гештальттеория

т. потребностей чел. (биологических)

-т. инстинктов (влечений)

-поведенческая  т.

-т. высшей  нервной деят-ти

-т. органических потребностей чел.

-когнитивная  т.

-гуманистическая

-т социальных  потребностей

-т. деятельностного  происхождения мотивац. сферы  человека и животных 

Потребности как основа мотивации

выполняет роль в определении жизненной направленности личности, характеризует ее ценности и смыслы, влияет на взаимоотношения с окружающими людьми

сила,

периодичность возникновения

способ ,удовлетворения потребностей;

 

 

 

Концепция м. Г.Мюррея:

первичные (органические) потребности: основные инстинкты

вторичные (психогенные) потребности: достижение успехов, аффилиации, агрессии, потребности независимости, противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечения внимания, избегания неудач, покровительства, порядка, игры, неприятия, осмысления, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания.

 

Концепция А. Маслоу:

физиологические потребности;

потребности в  безопасности;

потребности в  принадлежности и любви;

потребности уважения (почитания);

познавательные  потребности;

эстетические  потребности;

потребности в  самоактуализации.

широта и гибкость иерархизован-

ность мотивов 

 

диагностика мотивации  достижений А.Мехрабиан 

тесты на мотивацию  достижений (ТМД)

Диагностика смысложизненных  ориентаций (СЖО)

«Направленность личности»

«Ценностные ориентации» 

М. Рокича

 

тест юмористических фраз (ТЭФ)

 

тест фрустрации

С. Розенцвейга

 

тест цветовых выборов

 

Формируется в течении  личностного развития, . изменяется под влиянием значимых личностных событий.



Информация о работе Особенности психических явлений. Основные способы изучения и развития