Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 22:04, реферат
Цель исследования: выявить и изучить особенности психической готовности ребенка к школе.
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
-изучить психолого-педагогическую литературу по теме курсовой работы;
-рассмотреть особенности психического развития дошкольников.
-изучить особенности психологической готовности ребенка к школе.
-выявить условия формирования психологической готовности ребенка к школе.
Введение
1 Понятие готовности к школьному обучению…….......................................
1.1 Краткие итоги дошкольного развития ребенка. Основные аспекты школьной зрелости…............................................
1.2 Психологическая готовность к школе и ее виды. Внутренняя позиция школьника.……..……………………………………
2 Компоненты структуры психологической готовности к школьному обучению.…………………………………………
2.1 Личностная и интеллектуальная готовности к школьному обучению. Формирование внутренней позиции школьника. …
2.2 Эмоционально-волевая и социально-психологическая готовности к школьному обучению………………………
Заключение……………………
Глоссарий………………………
Список использованных источников………
Психологическая готовность
к школьному обучению – это многокомплексное
явление, при поступлении детей в школу
часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента
психологической готовности. Это ведет
к затруднению или нарушению адаптации
ребенка в школе. Условно психологическую
готовность можно разделить на учебную
готовность и социально-психологическую
готовность.
Проблема психологической готовности
к школе для психологии не новая. В зарубежных
исследованиях она отражена в работах,
изучающих школьную зрелость детей (Г.
Гетпер, 1936; А. Керн, 1954; С. Штребел, 1957; Я.
Йирасел, 1970, и др.).
Под психологической готовностью к школьному
обучению понимается необходимый и достаточный
уровень психологического развития ребенка
для усвоения школьной программы при определенных
условиях обучения. Психологическая готовность
ребенка к школьному обучению – это один
из важнейших итогов психологического
развития в период дошкольного детства.
Мы живем в XXI веке и сейчас очень высокие
требования жизни к организации воспитания
и обучения заставляют искать новые, более
эффективные психолого-педагогические
подходы, нацеленные на приведение методов
обучения в соответствие с требованиями
жизни. В этом смысле проблема готовности
дошкольников к обучению в школе приобретает
особое значение.
С решением этой проблемы связано определение
целей и принципов организации обучения
и воспитания в дошкольных учреждениях.
В то же время от ее решения зависит успешность
последующего обучения детей в школе.
Основной целью определения психологической
готовности к школьному обучению является
профилактика школьной дезадаптации.
Для успешной реализации этой цели в последнее
время создаются различные классы, в задачу
которых входят осуществление индивидуального
подхода в обучении по отношению к детям,
как готовым, так и не готовым к школе,
чтобы избежать школьной дезадаптации.
В разное время психологи занимались проблемой
готовности к школе, разработано множество
методик, программ (Гудкина Н.Н., Овчарова
Р.В., Безруких М.И. и др.) диагностики школьной
готовности детей и психологической помощи
в формировании компонентов школьной
зрелости.
Но на практике психологу трудно выбрать
из этого множества ту, которая (полностью)
поможет комплексно определить готовность
ребенка к обучению, помочь подготовиться
ребенку к школе.
В последнее время в литературе уделялось
много внимания вопросу о выделении детей,
не готовых к школьному обучению и имеющих
трудности школьной адаптации в 1 классе.
И проблема эта по-прежнему актуальна.
Ребенок, поступая в школу, должен быть
зрелым в физиологическом и социальном
отношении, успешность обучения ребенка
в школе также зависит от его психологической
зрелости.
Психологическая готовность к обучению
– понятие многоаспектное. Она предусматривает
не отдельные знания и умения, а определенный
набор, в котором должны присутствовать
все основные элементы. Какие же составляющие
водят в этот набор «школьной готовности»?
Основными компонентами школьной зрелости
являются: интеллектуальная, личностная,
волевая, нравственная готовности.
Все перечисленные составляющие школьной
готовности важны в развитии ребенка.
В случае, если есть недостаточная развитость
какого-либо одного компонента возникает
потребность в психологической помощи
ребенку. Проблема готовности детей к
обучению в школе - это не только научная,
но в первую очередь реально-практическая,
очень жизненная и острая задача, еще не
получившая своего окончательного решения.
А от ее решения зависит многое, в конечном
счете судьба детей, их настоящее и будущее.
н/п |
понятие |
определение |
1 |
Адаптация |
постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды |
2 |
Ведущая деятельность |
обусловливает главнейшие изменения в психологических особенностях ребёнка в определённый период его развития |
3 |
Внутренняя позиция школьника |
единство социальной и познавательной потребности ребёнка по отношению к школьному обучению |
4 |
Готовность к школьному обучению |
совокупность морфофизиологических психологических особенностей ребёнка дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованной школьной учёбе |
5 |
Децентрация |
один из механизмов развития познавательных процессов личности, формирование её моральной зрелости и совершенствования навыков общения, функционирующий на основе способности к восприятию точки зрения другого человека |
6 |
Игра |
форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления действий, в предметах науки и культуры |
7 |
Оценка |
процесс соотнесения объекта оценивания с эталоном (нормой) |
8 |
Произвольность действий |
сознательное формирование и исполнение намерений и целей |
9 |
Психологическая готовность к школьному обучению |
необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в коллективе сверстников |
10 |
Учебная деятельность |
Работа по овладению обобщёнными способами действия, саморазвитию обучающихся благодаря решению специально поставленных преподавателем учебных задач |
|
Люблинская А. А. «Учителю о психологии младшего школьника». М.:Просвещение, 2007. – С.8.
Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте». М.:Знание, 2008.-С.112.
Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте». М.:Знание, 2008.-С115.
Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до 7 лет. М.:Знание, 2006.- С.171.
Немов Р.С. Психология, т.2 М.: Просвещение, 2005.- С.349.
Венгер Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание». М.:Просвещение, 2009. – С.83.
Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики, под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой. М.:Просвещение, 2005.- С.211.
«Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология», Дубровина И. В., Зацепин В. В. М.:Просвещение, 2009. – С.62.