Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 17:39, реферат
В процессе своей жизнедеятельности человек нередко сталкивается с различными формами социальной напряженности, которые порой перерастают в экстремальные ситуации, приобретающие характер массовых беспорядков. Последние, как правило, связаны с возможностью образования толпы и наиболее часто возникают во время митингов, демонстраций, спортивных соревнований, шоу-представлений и т. д.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебный центр федеральной противопожарной службы по Челябинской области»
РЕФЕРАТ
По дисциплине: Психологическая подготовка
На тему: «Особенности психического состояния людей в толпе. Механизмы образования толпы: эмоциональное заражение и слухи»
г. Челябинск, 2013
Введение
В процессе своей жизнедеятельности
человек нередко сталкивается с различными формами
социальной напряженности, которые порой
перерастают в экстремальные ситуации,
приобретающие характер массовых беспорядков.
Последние, как правило, связаны с возможностью
образования толпы и наиболее часто возникают
во время митингов, демонстраций, спортивных
соревнований, шоу-представлений и т. д.
Толпа по своей природе опасна как для
ее участников, так и для окружающих, поэтому
массовые беспорядки в российском законодательстве
относятся к экстремистским действиям
и могут стать причиной введения чрезвычайного
положения.
Толпа – это не просто скопление людей.
Для того чтобы массовое скопление мирных
людей превратилось в опасную, агрессивную
по своей сути толпу, способную на массовые
деструктивные действия, нужны не только
внутренние предпосылки (массовые настроения),
но и фактор внешнего воздействия (паника,
вызванная стихийным бедствием, пожаром,
массовое недовольство и пр.). Причины
могут быть разные, но важно то, что в какой-то
момент масса индивидуальностей превращается
в самодовлеющий механизм, подчиняющийся
единым законам, где человеку отводится
роль «винтика». Подчиненность каждого
всем – главный закон толпы.
В связи с этим специалисту в сфере безопасности
жизнедеятельности необходимо ясно представлять
себе сущность и характер проявления массовых
беспорядков, которые нередко предвосхищают
вооруженные конфликты, знать правила
поведения и основные способы защиты в
экстремальных ситуациях подобного рода
и уметь применять их на практике.
Исследование массовых беспорядков, контроль
за ними и их возникновение взаимосвязаны,
поскольку, если не изучать их, не принимать
предупреждающих и контрольных мер, то
это способствует их возникновению. Если
массовых беспорядков не происходит и
возможность их возникновения не рассматривается,
то контролирующие инстанции при встрече
с внезапно разразившимися беспорядками
оказываются застигнутыми врасплох. Это
обуславливает актуальность тем
Толпа — это временное скопление большого числа людей на территории, допускающей непосредственный контакт, которые спонтанно реагируют на одни и те же стимулы сходным или идентичным образом.
В толпе человеку непроизвольно передается повышенная возбудимость в отношении собственных социальных чувств, происходит многократное взаимное усиление эмоционального воздействия. Отсюда в толпе даже случайно брошенное слово, оскорбляющее политические пристрастия, может стать толчком к погромам и насилию.
Влияние толпы на индивида преходяще, хотя возникшее у него настроение может сохраняться долго. Связь, объединяющая толпу, разрушается, если новые стимулы создают другие эмоции:
На использовании такого
рода психических механизмов строятся
методы преодоления или
Поведение людей в
условиях толпы отличается рядом
психических особенностей: происходит
некоторая деиндивидуализация личности,
доминирует примитивная эмоционально-
Человек в толпе приобретает чувство анонимности, самовысвобождения из-под социального контроля. Наряду с этим в условиях толпы резко возрастает конформность индивидов, их уступчивость предлагаемым толпе моделям поведения. В случайную толпу легко входят лица, испытывающие потребность в острых ощущениях. В так называемую экспрессивную толпу легко входят люди импульсивные и эмоционально лабильные. Такая толпа легко увлекается ритмическими воздействиями — маршами, речевками, скандированием лозунгов, ритмичной жестикуляцией. Примером поведения такого рода толпы может быть поведение болельщиков на стадионе. Экспрессивная толпа легко перерастает в действующую толпу агрессивного типа. Ее поведение определяется ненавистью к объекту агрессии и направляется случайными зачинщиками.
Стихийное поведение людей провоцируется в ряде случаев стихийной информацией — слухами. Слухи охватывают события, не освещенные средствами массовой информации, являются специфическим видом межличностной коммуникации, содержанием которой овладевает аудитория, подверженная определенным ситуативным ожиданиям и предрассудкам.
Регулятивный механизм поведения толпы — коллективная бессознательность — особый класс психических явлений, в котором, по представлениям психоаналитика К. Г. Юнга, заключен инстинктивный опыт человечества. Всеобщие априорные поведенческие схемы, надличностные схемы поведения подавляют индивидуальное сознание людей и вызывают генетически архаичные поведенческие реакции, «коллективные рефлексы», по терминологии В. М. Бехтерева. Однородные, примитивные оценки и действия соединяют людей в монолитную массу и резко увеличивают энергию их одноактного импульсивного действия. Однако такие действия становятся неадаптивными в тех случаях, когда возникает необходимость сознательно организованного поведения.
По поведенческим особенностям различаются четыре вида толпы:
Любая толпа характеризуется
общностью эмоционального состояния
и спонтанно возникающей
Паника блокирует способность
адекватного отражения
Вывести толпу из панического состояния
можно лишь очень сильным
Паника — крайнее проявление стихийного, импульсивного поведения людей при отсутствии их социальной организации, состояние массового аффекта, возникающее в ответ на шокирующее обстоятельство. Кризисная ситуация создает потребность немедленных действий, а их сознательная организация невозможна из-за информационно-ориентировочной недостаточности.
На примере поведения людей в условиях толпы мы видим, что отсутствие социальной организации, системы регламентированных норм и способов поведения ведет к резкому снижению соционормативного уровня поведения людей. Поведение людей в этих условиях характеризуется повышенной импульсивностью, подчиненностью сознания одному актуализированному образу, сужением других сфер сознания.
Попадая в толпу индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть совершенно не свойственны ему как индивиду. Появление этих свойств определяет его поведение в толпе.
Свойства человека толпы:
1) пониженный самоконтроль – снижается
способность к произвольной регуляции
собственного поведения и возрастает зависимость от толпы, он неосознанно подчиняется
внешнему влиянию;
2) потеря индивидуальности и единение
человека с толпой – люди в толпе постепенно
утрачивают индивидуальные цели и намерения,
происходит уравнение их психологических
проявлений, их поведение становится похожим
друг на друга. Индивиды, составляющие
толпу вне зависимости от их образа жизни,
занятий, характера и мыслительных способностей
превращаясь в толпу образуют коллективную
душу, заставляющую их чувствовать, думать
и действовать совершенно иначе, чем чувствовал,
думал и действовал каждый из них в отдельности.
Толпа как система, состоящая из отдельных
элементов (индивидов), объединенных вместе
приобретает те качества, которые не были
свойственны ни одному её элементу (индивиду)
в отдельности;
3) бездуховность – приобретая коллективную
душу, человек как бы теряет свою;
4) инстинктивность – преобладание инстинктивных
желаний над волей, чему в немалой степени
способствует анонимность и безответственность
индивида в толпе. Наблюдается социальная
деградация личности;
5) анонимность – индивидуальность человека
теряется в «безликой массе», человек
как бы оказывается в толпе безымянным.
Анонимность создает ложное ощущение независимости от каких-либо связей,
его руки «развязываются»;
6) безответственность – утрата чувства ответственности
7) неспособность удерживать внимание на одном и том же объекте и легкая переключаемость внимания, которая определяется внешними условиями;
8) снижение интеллектуальных качеств
личности – толпа как бы уравнивает интеллект всех входящих в неё личностей взятых
вне толпы;
9) не критичность мышления – воспринимаемая
информация и собственное поведение индивида
оцениваются им по заниженным нормам;
10) особенности переработки информации
человека толпы заключаются в том, что
он легко воспринимает разнообразную
информацию, быстро перерабатывает ее
и распространяет, при этом совершенно
непроизвольно искажая, трансформируя
воспринятую информацию, то есть порождая
слухи;
11) бессознательность – в толпе происходит
растворение сознательной личности. Человек
толпы действует, не осознавая истинных
мотивов опасности, жестокости, несправедливости
и ужасности своих действий;
12) повышенная внушаемость – человеку
толпы свойственна большая доверчивость
к необычной информации, заведомо невыполнимым
обещаниям, он может следовать невероятным,
абсурдным призывам, лозунгам;
13) повышенная активность – обусловлена мобилизацией всех ресурсов
индивида, благодаря чему в толпе человек
может проявить такие физические качества,
которые недоступны ему вне толпы (быстро
бежать, поднять что-то тяжелое, высоко
прыгнуть и т. д.);
14) чувство всемогущества и неодолимой
силы, также способствует тому, что индивид
поддаётся скрытым инстинктам;
15) непредсказуемость, нетипичность, необычность
поведения;
16) состояние человека в толпе близко к
гипнотическому трансу;
17) немотивированность поведения – индивид
очень легко приносит в жертву свои личные
интересы интересам толпы;
18) повышенная эмоциональность восприятия
всего, что человек видит и слышит вокруг
себя. Однако, человек не замечает оттенков,
он воспринимает все впечатления в целом
и не знает никаких переходов.
Образование ядра
толпы. Возникновение толпы редко
выходит за пределы причинно-следственных
связей социальных явлений, осознание
которых далеко не всегда стихийно. Несмотря
на то, что одним из существенных признаков
толпы является случайный состав образующих
ее людей, нередко формирование толпы
начинается с некоего ядра, в качестве
которого выступают зачинщики.
Первоначальное ядро толпы может сложиться
под влиянием рационалистических соображений
и ставить перед собой вполне определенные
цели. Но в дальнейшем ядро обрастает лавинообразно
и стихийно. Толпа увеличивается, вбирая
в себя людей, которые, казалось бы, ничего
общего друг с другом до этого не имели.
Спонтанно толпа образуется в результате
какого-либо происшествия, которое привлекает
внимание людей и рождает в них интерес
(точнее, в самом начале — любопытство).
Будучи взволнованным этим событием, индивид,
присоединившийся к уже собравшимся, готов
утратить некоторую часть своего обычного
самообладания и получать возбуждающую
информацию от объекта интереса. Начинается
циркулярная реакция, побуждающая собравшихся
проявлять схожие эмоции и удовлетворять
новые эмоциональные потребности через
психическое взаимодействие.
Циркулярная реакция составляет первый
этап формирования и функционирования
толпы.
Процесс кружения. Второй этап начинается одновременно
с процессом кружения, в ходе которого
чувства еще больше обостряются, и возникает
готовность реагировать на информацию,
поступающую от присутствующих. Внутреннее
кружение на основе продолжающейся циркулярной
реакции нарастает. Нарастает и возбуждение.
Люди оказываются предрасположенными
не только к совместным, но и к немедленным
действиям.
Появление нового
общего объекта внимания. Процесс кружения подготавливает
собой третий этап формирования толпы.
Этот этап — появление нового общего объекта
внимания, на котором фокусируются импульсы,
чувства и воображение людей. Если первоначально
общий объект интереса составляло возбуждающее
событие, собравшее вокруг себя людей,
то на этом этапе новым объектом внимания
становится образ, создаваемый в процессе
кружения в разговорах участников толпы.
Этот образ — результат творчества самих
участников. Он разделяется всеми, дает
индивидам общую ориентацию и выступает
в качестве объекта совместного поведения.
Возникновение такого воображаемого объекта
становится фактором, сплачивающим толпу
в единое целое.
Активизация индивидов
через возбуждение. Последний этап в формировании
толпы составляет активизация индивидов
дополнительным стимулировании через
возбуждение импульсов, соответствующих
воображаемому объекту. Такое (на основе
внушения) стимулирование происходит
чаще всего как результат руководства
лидера. Оно побуждает индивидов, составляющих
толпу, приступить к конкретным, часто
агрессивным, действиям. Среди собравшихся
обычно выделяются зачинщики, которые
и развертывают активную деятельность
в толпе и исподволь направляют ее поведение.
Это могут быть политически и психически
незрелые и экстремистски настроенные
личности. Таким образом, четко определяется
состав толпы.