Особенности психологического развития детей, оставшихся без попечения родителей, дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 14:49, доклад

Описание работы

Особенности психологического развития детей, оставшихся без попечения родителей, дошкольного возраста нашли свое отражение в работах таких исследователей как: Кравченко А.И., Дубровина И.В., Андреева А.Д., Павленок П.Д., Ушинский К.Д., Флейк-Хобсон К. и др. Не только общество, но и отдельный человек живет по законам группы. Ученые доказали, что многие особенности человека - способность к абстрактному мышлению, речь, язык, самодисциплина и нравственность являются итогом групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии.

Файлы: 1 файл

Особенности психологического развития детей, оставшихся без попе.doc

— 61.00 Кб (Скачать файл)

§ недостаточное  включение в разные виды полезной для детей практической деятельности, приводящее к депривации;

§ наличие ограничений  в сфере реализации усвоенных  социальных норм и социального опыта;

§ наличие чрезмерно большого опыта в некоторых вопросах, избыточного опыта, не соответствующего возрасту детей и подростков, и в силу этого неадекватно применяющегося;

§ принудительный характер общения со сверстниками при  отсутствии навыков, необходимость  адаптироваться к большому числу сверстников, что приводит к эмоциональному напряжению, состоянию тревоги, усилению агрессии;

§ жесткая регламентация  организации жизни детей и  подростков, ограничение личностного  выбора, подавление самостоятельности  и инициативности, невозможность проявлять саморегуляцию и внутренний самоконтроль;

§ скудный выбор  образцов для подражания, усвоения социального поведения, что приводит к затруднениям в усвоении и воспроизведении  опыта;

§ ограниченность контактов детей, их изолированность, отстраненность от реальной жизни, формирующие иждивенчество и боязнь внешнего мира;

§ выработка  особой нормативности по отношению  к "своим" и "чужим", появление  особого чувства "мы".

Все перечисленные  причины определяют особенности  социализации воспитанников учреждений социальной и психолого-педагогической поддержки, которые наиболее ярко характеризуют выпускников интернатных учреждений. Для выпускников этих учреждений, по данным исследований психологов, педагогов и социальных работников, характерно наличие следующих черт:

§ иждивенчество, непонимание  материальной стороны жизни, вопросов собственности;

§ трудности в общении, отсутствие избирательности общения;

§ инфантилизм, замедленное  самоопределение, неприятие самого себя как личности, неспособность  к сознательному выбору своей судьбы;

§ перегруженность отрицательным  опытом, негативными ценностями и  образцами поведения;

§ неуверенность в себе, своем будущем, агрессия по отношению  к внешнему миру, особенно в случаях, если государство не выполняет своих обязательств.

Таким образом, процесс и  результат социализации являются следствием внутреннего противоречия между  степенью идентификации человека с  обществом и его обособления  в обществе.

Личность, адаптированная в  обществе и не способная противостоять  ему, может рассматриваться как жертва социализации, а неадаптированная личность в обществе может стать жертвой социализации - человеком с девиантным поведением.

Наиболее очевидными жертвами неблагоприятных условий социализации являются воспитанники учреждений социальной и психолого-педагогической поддержки детства, так как среди них наибольшее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Особенностью социализации воспитанников учреждений социальной и психолого-педагогической поддержки детства является замещение главного института социализации - семьи - учреждением, что приводит к деформации процесса социализации детей и подростков.

Краткая характеристика психологического портрета детей, оставшихся без попечения  родителей, позволяет сделать вывод о том, что именно категория детей, попадающих в учреждения социальной и психолого-педагогической поддержки детства, должна пройти очень интенсивный путь социализации, так как он позволит им быть готовым к самостоятельной жизни. Не рассчитывая на поддержку родителей, необходимо самому научиться строить свою жизнь, использовать свои внутренние резервы, реализовывать жизненные планы.

 

http://revolution.allbest.ru/sociology/00017811_0.html


Информация о работе Особенности психологического развития детей, оставшихся без попечения родителей, дошкольного возраста