Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 01:09, реферат
Психическое развитие - это закономерное изменение психических процессов, оно имеет сложную организацию во времени. Развитие всех детей происходит неравномерно, что обусловлено активным созреванием определенных отделов мозга в разные периоды жизни детей, а так же тем, что одни психические функции формируются на основе других, ранее сформировавшихся. На каждом возрастном этапе происходит перестройка межфункциональных связей, а развитие каждой психической функции зависит от того, в какую систему связей оно включено. Следовательно, обучающие воздействия оказывают наибольшее влияние на ход психического развития ребенка, что свидетельствует о необходимости учета сензитивных периодов.
1 ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ
3 ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТ
Особенности развития детей с нарушениями слуха
Выполнил:
Дорожкин Евгений
Мен-Д-1-1
Содержание
3 ЛИТЕРАТУРА
1 ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Психическое развитие - это закономерное изменение психических процессов, оно имеет сложную организацию во времени. Развитие всех детей происходит неравномерно, что обусловлено активным созреванием определенных отделов мозга в разные периоды жизни детей, а так же тем, что одни психические функции формируются на основе других, ранее сформировавшихся. На каждом возрастном этапе происходит перестройка межфункциональных связей, а развитие каждой психической функции зависит от того, в какую систему связей оно включено. Следовательно, обучающие воздействия оказывают наибольшее влияние на ход психического развития ребенка, что свидетельствует о необходимости учета сензитивных периодов.
В психическом развитии детей со всеми типами нарушений можно выделить специфические закономерности (В.И.Лубовский).
При всех типах нарушений наблюдается снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации. В нескольких отношениях у детей с нарушенным слухом снижение характерно только для определенного периода онтогенеза.
Следующей закономерностью, наблюдающейся у всех категорий аномальных детей, является трудность словесного опосредствования. У детей с нарушенным слухом эта закономерность также может иметь преходящий характер, при адекватных условиях обучения соотношение непосредственного и опосредствованного запоминания изменяется в пользу последнего. Дети учатся пользоваться адекватными приемами осмысленного запоминания в отношении наглядного и словесного материала.
Для всех типов
аномального развития характерно замедление
процесса формирования понятий. У детей
с нарушениями слуха эта
В психическом развитии детей с нарушенным слухом выделяют закономерности, характерные для данного вида нарушения психического развития. И.М.Соловьев выделяет две такие закономерности.
Первая закономерность
связана с тем, что необходимым
условием успешного психического развития
всякого ребенка является значительное
возрастание количества, разнообразия
и сложности внешних
Вторая закономерность
— отличия в темпах психического
развития у детей с нарушениями
слуха по сравнению с нормально
слышащими детьми: замедление психического
развития после рождения и ускорение
в последующие периоды. Изменения
в темпах психического развития внутренне
связаны с отличиями в
2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ
Внимание —
это сосредоточенность
Наиболее простым
видом внимания является непроизвольное
внимание, которое имеет пассивный
характер, так как определяется внешними
по отношению к целям деятельности
событиями и предметами. И именно
оно оказывается ведущим у
детей дошкольного возраста —
как глухих, так и слышащих. Оно
вызывается новыми, необычными или
интересными для ребенка
Произвольное
внимание возникает как результат
воздействия взрослых, результат
воспитания и обучения. Оно отличается
активным характером, сложной структурой,
опосредованной социально выработанными
способами организации
Первоначально произвольное внимание опосредовано общением ребенка со взрослыми. Указательный жест, речевая инструкция взрослых выделяют из окружающего мира определенный предмет. Постепенно ребенок начинает строить свое поведение на основе самоинструкций, путем самостоятельной постановки задач. Сначала самоинструкции даются во внешней развернутой речевой форме.
На начальных
этапах становления произвольного
внимания необходимым условием его
поддержания является наличие внешних
опор — развернутых практических
действий с выделенными предметами.
В ходе дальнейшего развития происходит
переход внешних опор во внутренний
план. Для детей с нарушениями
слуха характерно более позднее
становление высшей формы внимания
— произвольного и
Особенности в
развитии внимания детей с нарушениями
слуха связаны с тем, что для
них большее значение имеет зрительное
восприятие, а значит, основная нагрузка
по переработке поступающей
Продуктивность
внимания у глухих школьников в большей
степени, чем у их слышащих сверстников,
зависит от изобразительной
В процессе школьного обучения у детей с нарушенным слухом произвольное внимание развивается, формируются основные его свойства. Существенное отличие от нормально слышащих детей заключается в том, что наибольший темп развития произвольного внимания приходится на подростковый период (у слышащих оно формируется на 3 — 4 года раньше).
В процессе обучения глухих детей для привлечения и регуляции внимания важно использовать различные виды чувствительности, например тактильную и вибрационную.
Литература
1. Богданова Т.Г.
2. Королева И.В. Диагностика
и коррекция нарушений
3. Психология глухих людей/ под редакцией И. М. Соловьева и др. – М.,1971.
4. Сурдопедагогика/ под редакцией Е.Г. Речицкой. – М., 2004.
Информация о работе Особенности развития детей с нарушениями слуха