Особенности развития и обучения в разные возрастные периоды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 23:19, доклад

Описание работы

К возрасту около года ребенок произносит отдельные слова и называет вещи своими словами; примерно в два года он говорит двух-трехсловными предложениями; к четырем годам дети оказываются в состоянии разговаривать почти так же хорошо, как и взрослые.

Файлы: 1 файл

таблица по возрастам.docx

— 44.26 Кб (Скачать файл)

Возраст

Новообразования

Особенности обучения и воспитания

Младенчество и ранний возраст

Комплекс оживления,

ходьба,

овладение речью и предметная деятельность

К возрасту около года ребенок произносит отдельные слова и называет вещи своими словами; примерно в два года он говорит двух-трехсловными предложениями; к четырем годам дети оказываются в состоянии разговаривать почти так же хорошо, как и взрослые. Из множества качеств, заключенных в слове как в понятии, дети поначалу усваивают далеко не все, а лишь отдельные свойства, характерные для того предмета, с которым первоначально это слово оказалось связанным в их восприятии. В дальнейшем по мере накопления опыта использования данного слова дети постепенно усваивают более глубокий, обобщенный смысл понятия, отделяя существенное от несущественного в отображенных в нем признаках. 
Усвоение детьми фонетики и грамматики. Развитие синтаксической структуры речи. Совершенствование лексики и семантики детской речи. Начало проявления познавательной речевой активности в форме вопросов, адресованных взрослому.  
Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки и через учителя, человека, владеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре. Для ребенка речь является не только незаменимым средством общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Направленная с конца раннего детства не только на окружающих людей, но и на самого себя, речь позволяет ребенку овладевать собственным поведением и собственными психическими процессами, делать их в определенной степени произвольно регулируемыми. Без речи невозможны были бы ни человеческое восприятие действительности, ни человеческое внимание, ни развитая память, ни совершенный интеллект. Благодаря речи между взрослым и ребенком возникает деловое сотрудничество, становится возможным сознательное, целенаправленное обучение и воспитание.

 

Предметная деятельность

Освоение правил пользования предметами домашнего обихода. Включение ориентировочно-исследовательских  моментов в предметную деятельность детей. Возникновение подражания взрослым в предметной деятельности как предпосылка  к началу имитационных игр. Становление  творческой (изобразительной, конструкторской  и др.) деятельности детей. Начало индивидуальных предметных игр, появление и развитие символической функции в игре. Совершенствование предметны» игр детей с включением в них ориентировочно-исследовательских, конструктивны» и сюжетно-ролевых моментов. 
Ее отличие от простого манипулирования окружающими предметами, характерного для детей младенческого возраста, состоит в том, что действия и способы обращения ребенка с предметами начинают подчиняться функциональному назначению данных предметов в жизни культурного человека.

В раннем возрасте возникает и получает развитие индивидуальная предметная, в том числе символическая, игра. К концу этого периода времени  дети много играют с различными предметами, прежде всего игрушками, причем не просто манипулируют ими, но, конструируя, строят из них что-либо новое. Появляются первые попытки обращения к изобразительной  деятельности в форме рисования  на бумаге 
На втором и третьем годах жизни развитие символического действия проявляется в том, что рисунки детей становятся более сложными. Сначала дети изображают каракули, которые могут представлять все что угодно: кошку, собаку или человека, любой другой знакомый ребенку объект. На третьем году жизни рисунки детей обнаруживают уже больше сходства с изображаемым объектом. 
На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные игры-подражания. Они представляют собой первые шаги к символизации, связанной с усвоением норм и форм поведения взрослых, а далее — с формированием у ребенка определенных личностных качеств. 
Детские игры предметного плана могут быть трех типов: игра-исследование, игра-конструирование и ролевая игра.

В раннем возрасте у ребенка начинают складываться сознательно контролируемые произвольные действия. Они проявляются в рисовании, конструировании, в других видах творческой деятельности.

Способность к подражанию лежит  в основе двигательного и интеллектуального  развития ребенка. Когда он умело  и забавно подражает кому-либо, взрослые обычно улыбаются и тем  самым эмоционально подкрепляют  действия ребенка, хвалят его. Это развивает  у ребенка склонность к усвоению нового через подражание, влияет на выбор им форм подражательного поведения. 
Развиваются способности ребенка, необходимые для психического и поведенческого развития.

ППП

Возникновение предвосхищения будущего результата действия как признака развития оперативной памяти. Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Начало процесса активного экспериментирования во внешней действительности с целью ее более глубокого познания. Появление способности решать задачи методом догадки (инсайта).

К двум годам дети могут играть в элементарные логические и тематические игры, способны составлять план действий на сравнительно небольшой промежуток времени. В этом возрасте у детей  достаточно развита оперативная  память, они, как правило, не забывают цель, поставленную несколько минут  назад.

Со второго года жизни в связи  с овладением простейшим орудийным  действием меняется восприятие ребенка.

К концу раннего возраста складывается мыслительная деятельность, в том  числе способность к обобщениям, к переносу приобретенного опыта  из первоначальных условий и ситуаций в новые, умение устанавливать связи  между предметами и явлениями  путем экспериментирования, запоминать их и использовать при решении  задач. Основную роль в совершенствовании  всех этих способностей в раннем возрасте играет восприятие. От него зависит улучшение памяти, речи, мышления и движений. Само восприятие под влиянием этих функций также развивается. 
Около двух лет основанием для выделения предметов становятся многие существенные и несущественные признаки: зрительные, слуховые, осязательные. В возрасте примерно 2,5 лет предметы уже классифицируются детьми по каким-либо существенным признакам, им присущим. В качестве таких признаков детьми последовательно выделяются и используются цвет, форма и величина предмета. 

Младший школьный возраст

Произвольность памяти, восприятия, воли, мышления. Теоретическое мышление.

На данном этапе развития в жизни  ребёнка происходят колоссальные изменения. В первую очередь следует заметить, что он обретает свой первый социальный статус – школьник. Его новая  роль имеет определённые требования и обязательства, которые следует  исполнять.

Постепенно родители уходят  на второй план, так как их значимость начинают приобретать ровесники  ребёнка. С одноклассниками появляется новая система отношений –  деловая. Ребёнок со своими одноклассники могут совместно выполнять действия (задания на уроках) для дальнейшего завершения цели.

В этом возрасте большие изменения происходят в  познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Хорошо развивается механическая память, немного отстает в своем развитии опосредованная и логическая память.

Происходит  переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному  наблюдению за предметом или объектом. В начале данного периода восприятие еще не дифференцировано, поэтому  ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры.

Учебная деятельность способствует развитию воли, так как  учение всегда требует внутренней дисциплины. У ребенка начинает развиваться  способность к самоорганизации, он осваивает приемы планирования, повышаются самоконтроль и самооценка. Формируется способность сосредоточиваться  на не интересных вещах.

Существенные  изменения в этом возрасте происходят в области мышления. Познавательная активность ребенка младшего школьного возрасте очень высокая. Это выражается в том, что он задает много вопросов и интересуется всем: какой глубины океан, как там дышат животные и т. д.

Теоретическое мышление позволяет решать задачи, основываясь на внутренних признаках, существенных свойствах и отношениях. Развитие теоретического мышления зависит  от типа обучения, т. е. от того, как и чему ребенка учат.

Самые первые недели в школе очень важные. Именно они определяют как ученик будет учиться в дальнейшем. Перед учителем в первую очередь стоит задача познакомиться с учителями и представить их друг другу. Постепенно в пример можно ставить одно ученика за другим, чтобы не возникало чувства тревоги и неуверенности у других.

Дошкольный возраст

Мышление (умственные действия и операции), самосознание.

Недаром это возраст могут назвать  как «возраст почемучек». Это связано  с тем, что у ребёнка появляется огромный познавательный интерес к  окружающему миру. Он активно спрашивает у взрослых о чём либо. Несмотря на то, что дети обращаются к взрослым за помощью, предполагая, что они всё знают, не следует бояться отвечать «я не знаю». Ребёнка это сильно не расстроит, да и в скором времени он найдёт себе другой увлечение.

В дошкольные годы закладываются основы здоровья и физического развития человека. Физическое здоровье ребенка  существенным образом зависит от гигиенических условий развития и воспитания.  
Серьезным недостатком дошкольного воспитания является малоподвижность детей: если они много занимаются сидя, мало двигаются и играют на свежем воздухе, то это плохо сказывается не только на физическом, но и на их духовном развитии, снижает тонус их нервной системы, угнетает психическую активность. Задача воспитателя – целенаправленно и последовательно преодолевать недоразвитие детской моторики и движений. 

Умственное воспитание призвано обеспечивать не только усвоение суммы знаний, но и планомерное формирование познавательных способностей ребенка.  
Познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия. Чтобы ребенок в дальнейшем развивался нормально в умственном отношении, следует, как можно раньше формировать его сенсорные способности. 

Для обеспечения подлинно всестороннего  и гармоничного развития детской  личности необходимо более тесно, более  органично связать физическое воспитание ребенка с умственным, умственное с нравственным, нравственное с эстетическим и т.п. Центральным звеном всей этой системы, как бы связывающим в единый узел всю образовательно-воспитательную работу детского сада, должно стать нравственно-трудовое воспитание дошкольников, которое призвано заложить уже в первые годы жизни ребенка основы активной жизненной позиции, понимания своих обязанностей и готовности выполнять эти обязанности, единства слова и дела. 

Подростковый период

 

 

от 12 до 16

(11-15)

(переходный, пубертатный, отрочество, подростничество)

I. Формирование "Мы"-концепции Иногда оно принимает очень жесткий характер: "мы – свои, они – чужие". Поделены территории, сферы жизненного пространства. Это не дружба, отношения дружбы еще только предстоит освоить как отношения близости, увидеть в другом человеке такого же, как сам. Это, скорее, поклонение общему идолу.

II. Формирование референтных групп

В подростковом возрасте среди детей начинают выделяться группы. Сначала они состоят из представителей одного пола, впоследствии возникает тенденция к объединению подобных групп в более крупные компании или сборища, члены которых что-то делают сообща. С течением времени группы становятся смешанными. Еще позже происходит разделение на пары, так что компания состоит только из связанных между собою пар.

Ценности и мнения референтной группы подросток склонен признавать своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу. Многие исследователи говорят о субкультуре детского общества, носителями которой и являются референтные группы. Взрослые не имеют в них доступа, следовательно, каналы воздействия оказываются ограниченными. Ценности детского общества плохо согласованы с ценностями взрослого.

Типичная черта подростковой группы – чрезвычайно высокая конформность. К мнению группы и ее лидера относятся некритически. Диффузное "я" нуждается в сильном "мы", инакомыслие исключено.

III. Чувство взрослости

Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости:

Эмансипация от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. В возрасте 10-12 лет дети еще пытаются найти взаимопонимание у родителей. Однако разочарование неизбежно, так как ценности их различны. Но взрослые снисходительны к ценностям друг друга, а ребенок – максималист и не принимает снисхождения к себе. Разногласия происходят в основном по поводу стиля одежды, прически, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем. Однако в самом главном дети все же наследуют ценности родителей. "Сферы влияния" родителей и сверстников разграничены. Обычно от родителей передается отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни. Со сверстниками же советуются по части "сиюминутных" вопросов.

Новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, причем часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие.

Взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения).

Внешний облик и манера одеваться.

Подросток характеризуется тенденцией к утверждению своей позиции субъектной исключительности, «индивидуальности», стремлением (особенно проявляющимся у мальчиков) чем-то выделиться. Это может усиливать познавательную мотивацию, если соотносится с самим содержанием учебной деятельности — ее предметом, средствами, способами решения учебных задач. Стремление к «исключительности» входит и в мотивацию достижения, проявляясь в таких ее составляющих, как «награда», «успех». Учебная мотивация как единство познавательной мотивации и мотивации достижения преломляется у подростка через призму узколичных значимых и реально действующих мотивов группового, социального бытия.

 

Существует  вжность реализации всех активизирующих интеллектуальную деятельность подростка принципов обучения: его проблематизацию, диалогизацию; индивидуализацию, активно-действенные формы организации усвоения. Содержание учебной деятельности должно включаться в общий социокультурный контекст современной литературы, музыки, живописи, танца, как и в современные условия общественно-экономических, жизненно-бытовых отношений.

 

 В средних классах школы вместо одного учителя появляется один или несколько новых педагогов, у которых обычно весьма различны стиль  поведения и манера общения, а также приемы ведения занятий.  Разные учителя предъявляют различные требования к подросткам, что заставляет их индивидуально приспосабливаться к каждому  учителю.

 

 Затруднения в общении с взрослым, с педагогом чаще всего возникают в связи с тем, что учащийся, особенно подросток, считает, что его внутренний мир непонятен взрослым, которые продолжают обращаться к нему все еще как к ребенку (поэтому обращение педагога в классе «Дети» или «Мальчики и девочки» может вызвать негативную или скептически сдержанную реакцию).

 

Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. В отличие от младших школьников они уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся попять их сущность, существующие в них причинно-следственные связи. Стремясь к постижению Рубинных причин изучаемых явлений, они задают много вопросов при изучении нового материала (иной раз каверзных, "с хитринкой"), требуют от учителя большей аргументации выдвигаемых Положений и убедительного доказательства. На этой основе у них Развивается абстрактное (понятийное) мышление и логическая память. Закономерный характер этой особенности их мышления и памяти проявляется только при соответствующей организации познавательной деятельности. Поэтому весьма важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера, учить подростков самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них аналитико-синтетические умения, способность к теоретическим обобщениям. Не менее существенной задачей является развитие навыков самостоятельной учебной работы, формирование умения работать с учебником, проявлять самостоятельность и творческий подход при выполнении домашних заданий.  

Особое значение в организации учебной работы подростков имеет внутреннее стимулирование их познавательной деятельности, т.е. развитие у них познавательных потребностей, интересов и мотивов учения. Следует иметь в виду, что стимулы не возникают сами по себе. Они формируются только тогда, когда учителя обращают внимание на эту сторону работы, о чем уже шла речь в главе о сущности и закономерностях воспитания.  

Иным, чем в младших классах, должен быть процесс нравственного воспитания. Подростки тяготятся, если их поведение определяется внешним регулированием. Они охотнее соблюдают правила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные принципы. Вот почему глубокое разъяснение моральных норм и правил и формирование у подростков нравственных взглядов и убеждений должно составлять существенную особенность нравственного воспитания. Вместе с тем не теряет своего педагогического значения и тактично осуществляемая регламентация, а также контроль за поведением учащихся как меры, предупреждающие шалости и необдуманные поступки. 

Весьма  рельефными представляются личностные особенности подростков, связанные  с их положением в коллективе сверстников, с отношением к учителям и взрослым, а также к самим себе. Подростки, как правило, отличаются коллективизмом, их привлекают общие интересы и совместная деятельность, хотя в периоды спада настроения и ухода во внутренние переживания у них замечается и некоторое стремление к обособлению.   

Существенной возрастной чертой их в этом отношении является стремление к утверждению своего достоинства и престижа среди товарищей. Основные пути к этому - хорошая учеба, общественная активность, проявление способностей в тех или иных видах деятельности, внешнее обаяние и т.д. Если же тот или иной подросток не добивается достойного места в коллективе, он тяжело переживает свое положение. Вполне понятно, что учителям следует внимательно изучать взаимоотношения учащихся со, своими товарищами и помогать им закреплять свой престиж в коллективе.   

Положение подростка в коллективе сказывается на его отношениях с учителями и взрослыми. Замечено, что в тех случаях, когда создается конфликтная ситуация и нужно сделать выбор между мнением учителя и мнением класса, подросток чаще всего придерживается мнения сверстников. Поэтому при разрешении острых вопросов учителю следует быть весьма осмотрительным и стремиться опираться па мнение коллектива учащихся.

Существенной  особенностью воспитательной работы с  подростками является профориентация. При ее проведении нужно учитывать  то, что свое будущее учащимся этого  возраста представляется обычно в романтически приподнятых тонах. Они мечтают  о ярких профессиях и предпочитают стать космонавтами, летчиками, геологами, моряками и т.д. Производственные же профессии их привлекают меньше. Вот  почему, поддерживая стремление подростков к яркой и достойной жизни, необходимо раскрывать перед ними героику и красоту повседневного труда в промышленности и сельском хозяйстве, ориентировать на работу в сфере материального производства.

 

Важным средством воспитания, связанным с формированием многих полезных личностных качеств, является самообслуживание. Для того чтобы оно приобрело подлинное воспитательное значение, необходимо, чтобы самообслуживание было достаточно полным, т.е. чтобы дети действительно самостоятельно решали деловые и личные проблемы. Без специальных знаний в области политики, права и экономики они вряд ли в состоянии в настоящее время будут это сделать. Следовательно, в программу школьного обучения начиная с пятых-шестых классов необходимо постепенно вводить соответствующие предметы и на практике закреплять знания, полученные учащимися, в их внутришкольных и внешкольных делах.

Основы нравственности и культуры, соответствующие качества личности формируются на занятиях по гуманитарным предметам, также закрепляются в практических, в частности благотворительных, делах. Школьники средних и старших классов в той или иной форме должны заниматься благотворительностью, а школа – включать эти дела в основную программу воспитательной работы.

 

Типы воспитания

Описаны несколько типов отношений родителей и подростков:

Эмоциональное отвержение . Обычно оно скрыто, так как родители неосознанно подавляют неприязнь к ребенку как недостойное чувство. Безразличие к внутреннему миру ребенка, маскирующееся с помощью преувеличенной заботы и контроля, безошибочно угадывается ребенком.

Эмоциональное потворство . Ребенок – центр всей жизни взрослых, воспитание идет по типу "кумира семьи". Любовь тревожна и мнительна, ребенка демонстративно ограждают от "обидчиков". Поскольку исключительность такого ребенка признается только домашними, у него будут проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.

Авторитарный контроль . Воспитание – главное дело жизни родителей. Но главная воспитательная линия проявляется в запретах и в манипулировании ребенком. Результат парадоксален: воспитательного эффекта нет, даже если ребенок подчиняется: он не может сам принимать решения. Такой тип воспитания влечет за собой одно из двух: либо социально неприемлемые формы поведения ребенка, либо низкую самооценку.

Потворствующее невмешательство . Взрослые, принимая решение, чаще руководствуются настроением, а не педагогическими принципами и целями. Их девиз: поменьше хлопот. Контроль ослаблен, ребенок предоставлен сам себе в выборе компании, принятии решений.

Сами подростки оптимальной моделью воспитания считают демократичное воспитание , когда нет превосходства взрослого.

Старший школьный возраст называют ранней юностью, соответствует возрасту учеников 9-11 классов (15-17 лет) средней  школы.

Ведущая деятельность: учебно-профессиональная.

Учебная деятельность активно сочетаемая с разнообразным трудом имеет огромное значение, как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентаций.

Развивается познавательная сфера, происходит познание профессий.

Деятельность

приобретает элементы исследования

направленность на приобретение профессии, на поиск места в жизни.

Больший интерес у старших школьников вызывают не сверстники, а взрослые, чей опыт, знания помогают ориентироваться  в вопросах связанных с будущей  жизнью.

Менее значимыми становятся межличностные  отношения, отношения в семье.

Будущая жизнь интересует старших  школьников в первую очередь с  точки зрения профессиональной.

Поиски смысла жизни, своего места  в мире могут быть напряженными, но не у всех. Некоторые старшеклассники  плавно и постепенно продвигаются к  переломному моменту в своей  жизни, а затем относительно легко  включаются в новую систему отношений. Тем не менее, при таком благополучном  протекании ранней юности существуют и некоторые минусы в личностном развитии. Дети менее самостоятельны, более пассивны, иногда более поверхностны в своих привязанностях и увлечениях.

 

Мировоззрение (собственный взгляд на мир).

Формируется ценностная система взглядов на окружающий мир, жизненная позиция  и ценностные ориентации школьника. В старшем школьном возрасте совершается  мировоззренческий выбор; с мировоззренческими установками непосредственно связанно моральное и профессиональное самоопределение. Мировоззрение складывается у старших  школьников как следствие постепенного приобретения опыта общественного  поведения, роста морального сознания и социальных убеждений, изучения основ  наук в школе, формирования теоретического мышления. Это система убеждений  личности, сформированная в определенных условиях ее жизнедеятельности. Только в отношении старшего школьного  возраста можно говорить о формировании мировоззрения так, как для этого  необходима определенная степень моральной, интеллектуальной, психической зрелости.

Мировоззрение определяет стратегические жизненные цели индивида и повседневные принципы его поведения.

 

Профессиональные интересы

В этом возрасте начинаются серьезные  поиски трудового призвания, возникает  стремление наметить свою будущую профессию. Становится сознательным отношение  к учебе. Она приобретает непосредственный жизненный смысл. Отношение к  учебным предметам у старших  школьников – избирательное. Складываются интересы, связанные с профессиональной направленностью старшеклассников. Именно в этом возрасте юноши и  девушки определяют свой специфический  устойчивый интерес к той, или  иной науке, отрасли знания, области  деятельности. Такой интерес в  старшем школьном возрасте приводит к формированию познавательно - профессиональной направленности личности, определяет выбор профессии, жизненный путь юноши или девушки после окончания  школы. Наличие такого профессионального  интереса стимулирует постоянное стремление к расширению и углублению знаний в соответствующей области.

   

Основная задача возраста: профессиональное самоопределение.

Основной направленностью личности становится ее устремленность в будущее, выбор жизненного пути. То есть ребенок  должен уметь осуществлять выбор (выбирать), разбираться в собственных способностях и склонностях, иметь представление  о будущей профессии и о  конкретных способах достижения профессионального  мастерства в избранной области.

К окончанию школы ребенок должен уметь:

составлять собственные жизненные  планы,

искать средства их реализации,

вырабатывать политические, эстетические, нравственные идеалы, что будет свидетельствовать  о росте самосознания.



Информация о работе Особенности развития и обучения в разные возрастные периоды