Особенности развития памяти у детей с нарушением речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 17:03, доклад

Описание работы

Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка, в связи с этим он является самым важным и ответственным, так как именно в этом возрасте закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.
Развитие речи теснейшим образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием, так как у речи и мышления один физиологический источник-мозг человека.

Содержание работы

Теоретическая часть. ( Взаимосвязь речи и психических процессов. Особенности развития памяти у детей с нарушением речи, ОНР III уровня.)
Практическая часть (задания для родителей)

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 894.07 Кб (Скачать файл)

 

 

Консультация для родителей:

«Особенности развития памяти у детей с нарушением речи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

  1. Теоретическая часть. ( Взаимосвязь речи и психических процессов.  Особенности развития памяти у детей с нарушением речи, ОНР III уровня.)
  2. Практическая часть  (задания для родителей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим об особенностях развития памяти у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня.  Сначала немного заострим внимание на том, как же связаны речь и психические процессы.

1.Теоретическая часть.

 Речь – сложная система навыков. В процессе речевого развития формируются высшие психические функции, подготавливающие ребенка к взрослой жизни.

Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка, в связи с этим он является самым важным и ответственным, так как именно в этом возрасте закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.

Развитие речи теснейшим образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием, так как у речи и мышления один физиологический источник-мозг человека.

Если познавательные (психические)  процессы –восприятие, память, внимание, мышление –развиваются нормально, то и речь ребенка более богата, выразительна, развернута, совершенна.

Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Речевая  недостаточность у детей влияет на их общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные способности. У детей, страдающих ОНР, нарушаются не только формирование всех компонентов речевой системы, но и развитие практически всех психических процессов.

Сферы коррекционно-развивающего воздействия учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с данной категорией детей охватывают не только речь, но и мышление, память, внимание (концентрация, переключаемость), воображение, мелкую и крупную моторику, эмоции (стабилизация, развитие позитивного мировосприятия), общение, личность (повышение самооценки, работа с нарушениями). 

В детском саду с детьми проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия с использованием разнообразных приемов работы, согласно календарному плану.

Теперь конкретнее остановимся на памяти.

 У детей с общим недоразвитием речи отмечаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные (трехступенчатые) инструкции, опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Часто делают ошибки дублирования при описании предметов, картинок. У ряда детей отмечается низкая активность памяти. Ребенок начинает говорить позднее ровесников, отмечаются скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.

  Память – психический познавательный процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта, сложившегося в зависимости от социального окружения.

  В дошкольном возрасте развивается словесная память в процессе активного освоения речи; возникает произвольная память, связанная с возрастанием регулирующей роли речи, появлением произвольных механизмов поведения и деятельности.

2. Советы родителям.

Семья – важнейшая составляющая любого общества, и в жизни каждого человека играет очень важную роль. Именно под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Поэтому воспитание в семье ребенка с нарушением речи – ответственная задача, так как важнейшим является понимание состояния ребенка прежде всего родителями. С признанием того, что в семье растет ребенок с нарушением речи , ответственность родителей значительно возрастает.

Поэтому необходимо:

- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

- осуществлять  позитивный настрой ребенка на  занятия с педагогами.

 

 

 Для развития  памяти можно организовать игры  «Запомни картинки», «Повтори слова», «Что ты видел сегодня на  улице?», «Что изменилось?», «Кого  не стало?» и др. Подвижные игры и упражнения для развития памяти у дошкольника.

   Ребенку  показывают комплекс двигательных  действий и просят повторить  движения в той последовательности, в которой они были показаны.

 Комплекс 1

1.      руки вверх;

2.      хлопок над головой;

3.      руки в стороны;

4.      руки к плечам;

5.      руки вниз.

 Комплекс 2

1.      руки на пояс;

2.      наклон влево;

3.      присесть;

4.      наклон вправо;

5.      руки вперед.

Упражнение – тренировка зрительной памяти.

 Вам предварительно  нужно заготовить две картинки: на первой – хорошо известный  ребенку предмет, на второй –  тот же предмет, но с несколькими  отсутствующими деталями. Ребенку  сперва надо показать первую картинку на 30 секунд, чтобы он все хорошенько рассмотрел и запомнил. Потом по второй картинке малыш должен назвать, что именно изменилось.

Упражнение – тренировка слуховой памяти и способностей к ассоциациям.

 Взрослый  говорит, что будет называть различные  слова. Ребенок должен мысленно  представлять их и описывать  словами внешний вид, свойства  или действия с этими предметами. Например, мыло – душистое, скользкое, может щипать глазки, когда купаемся.

Не менее важное значение для развития памяти имеет активное отношение ребенка к слушанию литературных произведений (читайте дома детям сказки, рассказы), деятельность по их восприятию. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует вместе с ним. Деятельность, которая при этом осуществляется, по своей психологической природе очень близка к игре. Но если в игре ребенок реально действует в воображаемых обстоятельствах, то здесь и действия, и обстоятельства являются воображаемыми.

Очень хорошо способствуют развитию памяти ребенка настольные игры, пазлы. Поиграйте всей семьей в лото с изображением животных, фруктов, овощей, героев мультфильмов. Или в «ходилки», где суть игры состоит в том, чтобы пройти по тропинке, выбрасывая кубик (шагов столько, сколько выпадет точек на грани кубика), и преодолеть различные препятствия или выполнить на определенных «станциях» задания.

          Необходимо помнить, что игры на развитие памяти не должны сильно утомлять ребенка! Память – навык, который лучше всего нарабатывать постепенно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Приложение №1

Приложение №1

Приложение №1

Приложение №1

Приложение №1

Литература

  1. Волкова Л.С. Логопедия. – М. 2008.
  2. Житникова Л.М. Учим детей запоминать. – Изд. 3-е, доп. – М. 1985.
  3. Колягин В. А. Логопсихология. –М. 2005.

4. Тесты для детей: сборник тестов и развивающих упражнений. / Сост.: Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева И.Я. – СПб. 1998.

5.   Эльконин Д.Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. - М. 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности развития памяти у детей с нарушением речи