Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 17:03, доклад
Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка, в связи с этим он является самым важным и ответственным, так как именно в этом возрасте закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.
Развитие речи теснейшим образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием, так как у речи и мышления один физиологический источник-мозг человека.
Теоретическая часть. ( Взаимосвязь речи и психических процессов. Особенности развития памяти у детей с нарушением речи, ОНР III уровня.)
Практическая часть (задания для родителей)
Консультация для родителей:
«Особенности развития памяти у детей с нарушением речи»
Содержание.
Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим об особенностях развития памяти у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня. Сначала немного заострим внимание на том, как же связаны речь и психические процессы.
1.Теоретическая часть.
Речь – сложная система навыков. В процессе речевого развития формируются высшие психические функции, подготавливающие ребенка к взрослой жизни.
Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка, в связи с этим он является самым важным и ответственным, так как именно в этом возрасте закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.
Развитие речи теснейшим образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием, так как у речи и мышления один физиологический источник-мозг человека.
Если познавательные (психические) процессы –восприятие, память, внимание, мышление –развиваются нормально, то и речь ребенка более богата, выразительна, развернута, совершенна.
Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Речевая недостаточность у детей влияет на их общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные способности. У детей, страдающих ОНР, нарушаются не только формирование всех компонентов речевой системы, но и развитие практически всех психических процессов.
Сферы коррекционно-развивающего воздействия учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с данной категорией детей охватывают не только речь, но и мышление, память, внимание (концентрация, переключаемость), воображение, мелкую и крупную моторику, эмоции (стабилизация, развитие позитивного мировосприятия), общение, личность (повышение самооценки, работа с нарушениями).
В детском саду с детьми проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия с использованием разнообразных приемов работы, согласно календарному плану.
Теперь конкретнее остановимся на памяти.
У детей с общим недоразвитием речи отмечаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные (трехступенчатые) инструкции, опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Часто делают ошибки дублирования при описании предметов, картинок. У ряда детей отмечается низкая активность памяти. Ребенок начинает говорить позднее ровесников, отмечаются скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.
Память – психический познавательный процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта, сложившегося в зависимости от социального окружения.
В дошкольном возрасте развивается словесная память в процессе активного освоения речи; возникает произвольная память, связанная с возрастанием регулирующей роли речи, появлением произвольных механизмов поведения и деятельности.
2. Советы родителям.
Семья – важнейшая составляющая любого общества, и в жизни каждого человека играет очень важную роль. Именно под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Поэтому воспитание в семье ребенка с нарушением речи – ответственная задача, так как важнейшим является понимание состояния ребенка прежде всего родителями. С признанием того, что в семье растет ребенок с нарушением речи , ответственность родителей значительно возрастает.
Поэтому необходимо:
- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Для развития
памяти можно организовать
Ребенку
показывают комплекс
Комплекс 1
1. руки вверх;
2. хлопок над головой;
3. руки в стороны;
4. руки к плечам;
5. руки вниз.
Комплекс 2
1. руки на пояс;
2. наклон влево;
3. присесть;
4. наклон вправо;
5. руки вперед.
Упражнение – тренировка зрительной памяти.
Вам предварительно нужно заготовить две картинки: на первой – хорошо известный ребенку предмет, на второй – тот же предмет, но с несколькими отсутствующими деталями. Ребенку сперва надо показать первую картинку на 30 секунд, чтобы он все хорошенько рассмотрел и запомнил. Потом по второй картинке малыш должен назвать, что именно изменилось.
Упражнение – тренировка слуховой памяти и способностей к ассоциациям.
Взрослый
говорит, что будет называть различные
слова. Ребенок должен мысленно
представлять их и описывать
словами внешний вид, свойства
или действия с этими
Не менее важное значение для развития памяти имеет активное отношение ребенка к слушанию литературных произведений (читайте дома детям сказки, рассказы), деятельность по их восприятию. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует вместе с ним. Деятельность, которая при этом осуществляется, по своей психологической природе очень близка к игре. Но если в игре ребенок реально действует в воображаемых обстоятельствах, то здесь и действия, и обстоятельства являются воображаемыми.
Очень хорошо способствуют развитию памяти ребенка настольные игры, пазлы. Поиграйте всей семьей в лото с изображением животных, фруктов, овощей, героев мультфильмов. Или в «ходилки», где суть игры состоит в том, чтобы пройти по тропинке, выбрасывая кубик (шагов столько, сколько выпадет точек на грани кубика), и преодолеть различные препятствия или выполнить на определенных «станциях» задания.
Необходимо помнить, что игры на развитие памяти не должны сильно утомлять ребенка! Память – навык, который лучше всего нарабатывать постепенно.
Приложение №1
Приложение №1
Приложение №1
Приложение №1
Приложение №1
Приложение №1
Литература
4. Тесты для детей: сборник тестов и развивающих упражнений. / Сост.: Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева И.Я. – СПб. 1998.
5. Эльконин Д.Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. - М. 2001.
Информация о работе Особенности развития памяти у детей с нарушением речи