Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 20:51, контрольная работа
Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в оборе содержания сознательного опыта, запоминании и научении очевидны. Трудно усомниться даже в необходимости всестороннего и детального исследования его феноменов. Как отмечает Ф. Уорден, с точки зрения здравого смысла можно предположить, что "явления внимания играют важную роль в науке о поведении, но, как ни странно, это не так, и в учебниках психологии внимание, как правило, занимает скромную и незаметную позицию".
Введение
§ 1.Общая характеристика внимания в психологии………………………………………………………… 3
§ 2.Классификация видов внимания и их особенность…………..7
§ 3.Основные нарушения внимания и их причины и последствия…………………………………………………………11
§ 4.Особенности развития внимания в онтогенезе.………………………………………………… ……....15
ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
§ 1.Общая характеристика внимания
в психологии……………………………………………………
§ 2.Классификация видов внимания
и их особенность…………..7
§ 3.Основные нарушения внимания
и их причины и последствия…………………………………………………
§ 4.Особенности развития внимания в онтогенезе.………………………………………………… ……....15
ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания - как фундаментального, так и прикладного. Высокую оценку внимания на уровне мировоззрения и в этическом аспекте можно найти у многих авторов.
Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в оборе содержания сознательного опыта, запоминании и научении очевидны. Трудно усомниться даже в необходимости всестороннего и детального исследования его феноменов. Как отмечает Ф. Уорден, с точки зрения здравого смысла можно предположить, что "явления внимания играют важную роль в науке о поведении, но, как ни странно, это не так, и в учебниках психологии внимание, как правило, занимает скромную и незаметную позицию". Между тем, удельный вес исследований, прямо направленных на решение проблемы внимания или проводимых под рубрикой "внимание" довольно высок и продолжает стремительно увеличиваться.
В своей работе мы постарались дать наиболее полное определение термину "внимание", определить его виды, выделить свойства и функции. Также, я постаралась выявить наиболее важные пути развития и способы тренировки внимания. Мы использовали работы таких авторов, как, Хромов Л.Н, Р.С. Немов, В.С. Кузин и других
Цель работы: Дать общую характеристику внимания, исследовать классификацию видов внимания, выявить основные нарушения внимания, выделить особенности развития внимания.
| |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
Свойства нервных процессов (по Павлову) 1. Сила нервных процессов (нервной системы) а) сильная; б) слабая. Сила нервных процессов определяет работоспособность человека. Это способность нервных клеток долго находиться в одном из состояний: * возбуждение (активность) * торможение (пассивность). 2. Уравновешенность нервной системы – это соотношение по силе 2-х нервных процессов. Если оба процесса равны В=Т (по силе), то нервная система уравновешена. Если один процесс сильный, другой слабый В>Т (или наоборот), то нервная система неуравновешенна. 3. Подвижность нервной системы – это легкость смены одного процесса другим в одной и той же области мозга. Если одно уступает место другому легко, то мы говорим о подвижной нервной системе: возбуждение быстро сменяется торможением и наоборот. Сила + уравновешенность + подвижность ==> сангвиники Сила + уравновешенность + инертность ==> флегматики Сила + неуравновешенность ==> холерики Слабый тип нервной системы ==> меланхолики ! Концентрация внимания
зависит от силы нервных Плохая концентрация внимания у меланхоликов и холериков, но причины разные (слабость – у меланхоликов; неуравновешенность – у холериков).
Устойчивость внимания. - длительность сосредоточения
(временная характеристика Устойчивость зависит от тех же факторов, что и концентрация внимания (см. выше!) + устойчивость является непостоянной характеристикой человека. Изменения устойчивости внимания проявляется в колебаниях внимания: а) микроколебания осуществляются с периодом от 2 до 3 – 12 секунд, их выявить сложно. Методика «двойственного изображения » (лицо – ваза); На работу человека микроколебания не влияют. б) макроколебания осуществляются с периодом 15-20 минут. Они отражаются на выполнении работы. После 15-20 минут происходит утомление ==> внимание рассеивается.
Переключаемость. Переключение внимания с одной деятельности на другую. Легкость переключения зависит от: а) содержания работы (на интересную работу переключение быстрее, чем на скучную); б) степени трудности работы; в) особенностей личности (темперамент). Переключение внимания зависит от подвижности нервной системы. Высокая переключаемость будет у сангвиников, низкая – у флегматиков, меланхоликов. Индивидуальные особенности (характеристики) внимания Индивидуальные особенности внимания зависят от типов темперамента человека и определяются свойствами нервной системы. Подвижность НС (переключаемость внимания) | |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
Между силой нервной системы и подвижностью наблюдается криволинейная зависимость, аналогичная связь между свойствами внимания, которые связаны с силой и подвижностью. ( Флегматики (высокая концентрация, устойчивость, низкая переключаемость). ( Сангвиники (высокая концентрация,
устойчивость и ( Холерики (относительно низкая концентрация, устойчивость, плохая переключаемость). ? Меланхолики – слабое внимание.
§ 2.Классификация видов внимания и их особенность
§ 3.Основные нарушения внимания и их причины. Причины рассеянности Нет однозначного ответа, т.к. рассеянность может быть различной. Типы рассеянности: 1. Истинная рассеянность – неспособность человека к концентрации внимания. Чрезмерно низкая концентрация внимания. Не может сосредоточиться. Низкая устойчивость внимания. 2. Мнимая рассеянность
– все эти характеристики Пример: ученые (рассеянные в жизни). Основные нарушения внимания 1) связано с сужением
сознания (низкий объем внимания,
очень низкое распределение 2) патологическая отвлекаемость.
Это нарушение концентрации и
устойчивости внимания. Этот тип
возникает, как и в первом случае,
так и при психических 3) вязкость, чрезмерная инертность внимания (человек «увязает» в проблеме, не может переключиться). Возникает как и в ? и ?, так и при эпилепсии. И, наоборот, чрезмерная гиперподвижность внимания отмечается при маниакально-депрессивном психозе (в маниакальной фазе). Развитие внимания В процессе взросления человека происходит развитие внимания: ( Изменение видов внимания ( Изменение свойств внимания Изменение видов внимания. От непроизвольного внимания к произвольному, а потом возникает послепроизвольное внимание. Как происходит переход от непроизвольного внимания к произвольному вниманию. Этот вопрос изучался Рибо, Выготским. Оба они признавали, что произвольное внимание социально по своей природе, в отличие от непроизвольного внимания, природа которого биологична. Теория Рибо (развитие внимания у детей). Зарождение произвольного внимания, состоящего в способности ребенка удерживать внимания на непривлекательном объекте, возникает под влиянием воспитания. Рибо говорил о том, что только путем насилия, наказания, принуждения можно ребенка заставить сделать неинтересную работу, но необходимую для него. Основной принцип – заинтересованность ребенка, но опосредованным путем, т.е. искусственно сделать привлекательным то, что ребенку неинтересно. Пример: Непосредственный интерес к картинкам проявляется в опосредованном интересе к чтению (прочитаешь – узнаешь, что означает картинка!). ( Основная задача родителей
– научиться заинтересовывать
ребенка, вызывать у ребенка Таким образом, основной механизм развития произвольного внимания – замена непосредственного интереса (картинка) опосредованным интересов (к чтению). Рибо выделяет несколько стадий развития произвольного внимания. 1) Страх наказания может
стимулировать к выполнению 2) Сложные эмоции (самолюбие, чувство соревнования, чувство долга и т. д.). 3) Превращение произвольного внимания в привычку. ? и ? - влияние взрослого; ? - самостоятельное. Выготский продолжил теорию Рибо и разработал свою культурно-историческую концепцию развития психики. Одно из основных понятий, введенных Выготским в отечественную психологию, – понятие “Высшие психические функции”. Теория развития Выготского Исходное положение: произвольное внимание как и любая другая высшая психическая функция имеет: 1) социальное происхождение; 2) опосредованный характер (опосредовано по структуре); 3) произвольный, сознательный характер (по способу осуществления). Выготский выделяет 2 линии развития внимания: 1. “Натуральное развитие
внимания” (обусловлено действием
биологических процессов – 2. Культурное развитие внимание (обусловлено действием социальных факторов: обучение, воспитание, общение). В результате культурного развития ребенок овладевает собственным вниманием, начинает управлять им ==> формируется произвольное внимание. Общим законом управления поведением является управление поведением через стимуляцию. (Искусственные стимулы – это знаки. Для ребенка – жест и слово (искусственные стимулы), именно эти знаки являются средством, при помощи которого ребенок начинает управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания у детей Выготский выделяет 3 стадии формирования произвольного внимания. 1. Процесс общения ребенка со взрослым. Вначале это – указательный жест рук или пальца (это искусственный символ для ребенка – знак) – когда еще ребенок не умеет говорить. С помощью жеста взрослый направляет внимание ребенка на какой-либо предмет. Затем жест заменяется словом. 2. Постепенно, со временем
ребенок использует жесты и
слово по отношению к 3. Ребенок использует систему словесных знаков по отношению к управлению своего собственного поведения. Т.е. слово выступает как инструкция к поведению. I этап – взрослый управляет вниманием ребенка (жест, слово). II этап – ребенок использует жест, слово и управляет взрослым; III этап – ребенок управляет своим вниманием сам. В развитии произвольного внимания большое значение имеет речь. § 4.Особенности развития внимания в онтогенезе Возрастные ступени в развитии внимания. 1) 1-ые месяцы жизни до 5 месяцев возраста – непроизвольное внимание. Врожденные формы поведения (ориентировочный рефлекс – рефлекс сосредоточения, рефлекс «что такое?») = признаки элементарного непроизвольного внимания, которое привлекается сильными или биологически значимыми раздражителями. По мере созревания нервной системы (совершенство ощущений и восприятий). 2) Постепенно, по мере развития восприятия ребенка с 3-5 месяцев до 1 года, восприятие становится предметным и константным (долгое разглядывание, исследование предмета). Объектами внимания становятся отдельные предметы, заинтересовавшиеся ребенка (яркие, блестящие, новые и т.п.). ? ориентировочно – 3) конец 1 года – начало
2 года. Ребенок начинает понимать
речь взрослого человека, начинает
подчиняться требованиям 4) 2 года – 3 года. Более устойчивое произвольное внимание. 5) 4 – 5 лет. Развитие произвольного внимания Ребенок выполняет сложные, развернутые речевые инструкции взрослого. 6)5 - 6 лет. Впервые проявляются элементарные формы произвольного внимания. На этом этапе впервые ребенок начинает управлять самостоятельно своим вниманием посредством самоинструкции (внешней, а потом внутренней речи). ? На всех этих стадиях
ведущим является 7) Школьный возраст В младшем школьном возрасте все же ведущим остается непроизвольное внимание и лишь к подростковому возрасту происходит совершенствование произвольного внимания, оно становится относительно зрелым. Развиваются не только виды, но и свойства внимания. Развитие основных свойств внимания. (Концентрация и устойчивость) По мере созревания организма повышается сила нервной системы, ее работоспособность. Нервная система становится более уравновешенной повышается концентрация и повышается устойчивость внимания. 1. 0-3 года. Низкая концентрация и устойчивость внимания (внимание непроизвольное). 2. После 3 лет. Резкое улучшение
свойств внимания. Более высокая
концентрация и высокая 3. Младший школьный возраст.
Низкая концентрация и 4. В подростковом возрасте
наблюдается прогрессивное 5. Внимание развивается с возрастом ==> Уровни развития внимания (кривые Пако, Шевчук). | |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
До 30 лет происходит прогрессивное улучшение внимания, затем стабилизация и спад (40-45 лет). Изменяется не только уровень свойств внимания, меняется структура взаимоотношений между основными свойствами внимания. Физиологические основы внимания Главное физиологическое условие внимания – общий уровень активности нервной системы. Уровень активности нервной системы определяет уровень бодрствования человека (поведенческий уровень). Существует 5 уровней активности нервной системы ? соответственно 5 уровней бодрствования: 1) глубокий сон (внимание отсутствует). 2) дремотное бодрствование. 3) пассивное (диффузное бодрствование («сенсорный покой»). 4) активное бодрствование («бодрствование внимания»). 5) чрезмерное бодрствование
(высокая активность нервной Для объяснения избирательности внимания нужно привлечь работы Павлова и Ухтомского, их основные положения. Павлов ввел понятия: «очаг оптимальной возбудимости». Он же установил законы ВНД. Один из этих законов – закон отрицательной индукции. Состояние внимания связано с избирательным повышением возбудимости (активности) мозговых структур, обеспечивающих выполнение деятельности. Очаг оптимальной возбудимости В той области мозга, которая отвечает за восприятие раздражителя, происходит избирательное повышение активности. В тех участках коры головного мозга, которые принимают участие, или обеспечивают восприятие раздражителя, более активно возникает очаг повышенной (оптимальной) возбудимости. Закон отрицательной индукции. Возникновение процессов возбуждения в каких-либо областях мозга приводят к возникновению торможения в соседних областях. Очаг оптимальной возбудимости по закону отрицания индукции тормозит все другие участки коры. Таким образом, все посторонние раздражители поступают в заторможенные области коры и поэтому не воспринимаются. Ухтомский ввел понятие: • «доминанта или доминантный очаг возбуждения» Отличие от очага оптимальной возбудимости: Доминант. Очаг более устойчив, он подпитывается (усиливается) за счет недоминантных очагов. Доминантный очаг действует как «вампир». Далее механизм тот же самый, что и у Павлова. Любая психическая функция организуется при участии нервной системы. Кора больших полушарий состоит из 3 блоков: ( Лобные доли отвечают за произвольное, целенаправленное поведение человека. Нарушение лобных долей приводит к нарушению целенаправленного поведения. Это блок регуляции и управления поведением. ( В стволовой части мозга – блок тонуса (энергетический блок). ( Остальные области – блок восприятия, переработки и хранения информации. Внимание обеспечивается всеми 3-мя этими блоками. Но у каждого блока своя функция в организации внимания. Функцию энергетического блока выполняет ретикулярная формация. Обеспечивает активацию нервной системы (способствует повышению или понижению активности). Лобные доли в организации внимания выполняют более сложные функции. Обеспечивают произвольное внимание. В коре больших полушарий в лобных долях обнаруживаются специальные нервные клетки, которые называются клетками внимания. Выделяют две их разновидности: 1. Детекторы новизны (реагируют на любые изменения физического раздражителя. Обеспечивают реакции на новые раздражители. 2. Клетки установки ожидания. Они обеспечивают реакции организма на раздражители, не соответствующие ожидаемым. Разные полушария тоже выполняют разные функции в организации внимания. Правое полушарие связано с непроизвольным вниманием. Высшая форма внимания (произвольное внимание) связано с левым полушарием. |
Способы тренировки и развития внимания
Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным внимание, а вторые - произвольным. Непосредственное внимание - это также более низкая форма его развития, чем опосредствованное.
Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С. Выготский в русле своей культурно-исторической концепции их формирования. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.
По мнению Л.С. Выготского, с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд - это сами окружающие предметы, которые яркими, необычными свойствами привлекают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка.
Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, то есть к произвольному вниманию.
По данным наблюдений и экспериментальных исследований последовательность основных этапов детского внимания выглядит так:
1. Первые недели-месяцы
жизни. Появление ориентировочного
рефлекса как объективного, врожденного
признака непроизвольного
2. Конец первого года
жизни. Возникновение ориентировочно-
3. Начало второго года
жизни. Обнаружение зачатков
4. Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.
5. Четыре с половиной -
пять лет. Появление способности
направлять внимание под
6. Пять-шесть лет. Возникновение
элементарной формы
7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.
Внимание играет важную роль в различных профессиях, связанных с осмыслением большого количества информации и общением. Именно поэтому, важно создать условия, необходимые для его появления, сохранения и развития. Среди подобных условий можно назвать следующие.
Обеспечение высокой работоспособности всех органов и систем человека:
- правильный распорядок дня, полноценное питание и отдых;
- своевременная диагностика
и лечение нарушений зрения, слуха,
заболеваний внутренних
- учет дневного ритма работоспособности;
- чередование умственных и физических занятий.
Создание благоприятной рабочей обстановки:
- отсутствие сильных внешних
раздражителей - обеспечение тишины
(легкий шум способствует
- обеспечение гигиенических условий работы;
- оптимальный физический фактор (поза, при которой ничто не отвлекает, отсутствие лишних движений);
- привычные условия работы.
Организация деятельности:
- установить приоритеты (определить, что главное, а что второстепенное, отдав предпочтение главному);
- поставить конкретные задачи;
- определить конечную цель и разбить на этапы пути ее достижения.
Воспитание критического отношения к себе и работе: после завершения деятельности необходимо проанализировать, достигнута ли поставленная цель, что способствовало ее достижению, а что мешало.
Кроме того, развитие ощущений (музыка, произведения искусства), воспитание восприимчивости и наблюдательности, а также повышение интеллектуального уровня имеют большое значение для развития внимания.
Способами, как развития, так и тренировки внимания, могут быть:
- медитация (один из терминов,
употребляющихся для
- пальминг (происходит от слова palm, что в переводе на русский язык означает "ладонь"). Ладони человека представляют собой превосходный инструмент для защиты глаз. Когда человек закрывает глаза, это способствует их расслаблению и отдыху. Однако глаза, самой природой предназначенные для восприятия света, не могут полностью расслабиться, когда на них подает даже ничтожное количество его лучей. Упражнение, позволяющее добиться, этого было названо Уильямом Бейтсом "пальминг". Упражнение: поставить перед собой какую-нибудь из любимых вещей (лучше яркого цвета). Затем несколько минут смотреть на предмет внимательно, спокойно. После этого следует закрыть глаза, попытаться вспомнить предмет в деталях и удержать их в уме. Затем открыть глаза, посмотреть на предмет и определить, какие подробности были забыты в умственном образе. Упражнение следует повторять до тех пор, пока предмет не будет точности воспроизведен в умственном образе.
Еще одним способ тренировки внимание может быть способ "запоминания лиц". Для этого следует сесть, сосредоточиться и попробовать описать черты лица знакомых: нос, глаза, рот, подбородок, цвет волос, общую форму головы. Оказывается, что не каждый человек может в точности воспроизвести в памяти лица даже самых близких людей. Это упражнение хорошо тренирует наблюдательные способности.
- активизация слухового
центра. Известный российский физиолог
академик П. Анохин в своих
исследованиях установил, что в
деятельности человеческого
1. Проходя по улице, нужно
стараться поймать и удержать
в памяти отдельные фразы
2. Нужно стараться различать
голоса часто встречающихся
3. Стоя так, чтобы не
видеть разговаривающих между
собой людей, попытаться различить
их голоса и установить
4. Можно постараться припомнить слова, обращенные к вам в течение прошедшего дня. Очень немногие люди в состоянии дословно повторить то, что им было сказано всего несколько минут назад.
5. Присутствуя на лекции,
собрании, заседании, постараться затем
записать все, что запомнили из
услышанного. Мысленно обсуждая
речь, передайте, по возможности
дословно, употребленные в ней
слова. Это не только полезно
для развития слухового
Выводы и заключения
На основании проведенного теоретического исследования мы позволили сделать следующие выводы:
1. Мы дали общую характеристику внимания, выделил его виды и функции, рассмотрели способы тренировки и развития внимания.
2. Научились сосредотачивать
внимание на главном.
5.Исследовали классификацию видов внимания.
6.Выявили нарушения развития внимания ,и их причины.
7.Выделили особенности
развития внимания в
Список использованной литературы
1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учись быть внимательным. - М.: Просвещение, 1996. - 160 с.
2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1: Пер. с франц. - М.: Мир, 1992. - 496 с., ил.
3. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М.: Тривола, 1999. - 336 с.
4. Кузин В.С. Психология. Учебник. - М.: АГАР, 1999. - 304 с., ил.
Информация о работе Особенности развития внимания в онтогенезе