Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 22:09, статья
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.
Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.
Речь.
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.
Таким образом, речь представляет собой
психолингвистический процесс, форму
существования человеческого
Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь — это язык в действии. Язык же — это система знаков, включающая слова с их значениями плюс синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения.
Клинические данные, полученные
при изучении локальных поражений мозга,
а также результаты электростимуляции
структур мозга, позволили четко выделить
те специализированные структуры коры
и подкорковых образований, которые ответственны
за способность произносить и понимать
речь. Так установлено, что локальные поражения
левого полушария различной природы у
правшей приводят, как правило, к нарушению
функции речи в целом, а не к выпадению
какой-либо одной речевой функции.
Способность человека к анализу и
синтезу речевых звуков, тесно связана
с развитием фонематического слуха, т.е.
слуха, обеспечивающего восприятие и понимание
данного языка. Главная роль в адекватном функционировании фонематического
слуха принадлежит такому центральному
органу речи как слухоречевая зона коры
больших полушарий — задняя треть верхней
височной извилины левого полушария, т.н.
центр Вернике. К другому центральному органу
речи принадлежит т.н. зона Брока, которая
у лиц с доминированием речи по левому
полушарию, находится в нижних отделах
третьей лобной извилины левого полушария.
Зона Брока обеспечивает моторную организацию
речи.
Эмоциональное напряжение.
Эмоциональное напряжение в процессе выполнения деятельности чаще всего возникает как результат трудно преодолимого препятствия на пути к достижению цели. Однако и успех в деятельности может привести к эмоциональному напряжению. Оно также возникает у человека при межличностных и внутриличностных конфликтах.
Особенности речи в состоянии эмоционального напряжения (по Э. Л. Носенко)
Э. Л. Носенко были изучены изменения речи при эмоциональном напряжении, наблюдавшиеся в естественных, а не в лабораторных условиях: перед экзаменом, перед хирургической операцией у больных, у диспетчеров при выполнении ими тестовых заданий в присутствии авторитетной комиссии, у военнослужащих при выполнении профессиональной деятельности, связанной с большой личной ответственностью. Можно воспользоваться описанием этих изменений, данным самим автором. «Для состояния эмоционального напряжения характерны затруднения в формулировании мыслей и выборе слов для их адекватного выражения, которые проявляются в увеличении в устных высказываниях количества и длительности пауз, нерешительности, поисковых слов, семантически нерелевантных повторений, "заполненных" пауз, поисковых и описывающих жестов, сопровождающих речь. Одним из проявлений этих затруднений является также снижение словарного разнообразия речи. Кроме того, отмечаются существенные сдвиги в осуществлении тех речевых операций, которые требуют сознательного контроля за качеством их реализации. В частности, отмечается более контрастное, чем в обычном состоянии, проявление в речи тенденций к синкретизму в области строевого синтаксиса (т. е. к незавершенности морфологического оформления слов во фразе в соответствии с синтаксическими "обязательствами"). Об ослаблении сознательного контроля за качеством лексико-грамматического оформления высказывания в состоянии эмоциональной напряженности свидетельствует также увеличение количества синтаксически и логически незавершенных фраз, нарушение целостности сверхфразовых единств, возрастание количества некорректируемых ошибок.
В состоянии эмоциональной напряженности активизируются спонтанные речевые проявления; резко возрастает количество слов-"паразитов". Эти привычные речения артикулируются в более высоком темпе, чем в речи, происходящей в обычном состоянии, что приводит к изменению темпа артикулирования. Существенно возрастает количество некоммуникативных жестов, сопровождающих речь, факт появления которых не осознается говорящим. Наличие затруднений в выборе слов и в формулировании мыслей, с одной стороны, и активизация спонтанных проявлений, с другой стороны, приводят к резким колебаниям общего темпа речи на отдельных участках речевой цепи, с чем, в известной степени, связаны и колебания частоты основного тона»
На основе анализа вышеприведенных особенностей речи в состоянии эмоциональной напряженности Носенко выделила целый ряд показателей, поддающихся количественной оценке, которые могут использоваться при диагностике этого состояния.
1. Средняя длина отрезка речи, произносимого без пауз нерешительности. Она рассчитывается путем деления времени «чистой речи» (или количества слов в высказывании) на количество пауз нерешительности. За паузы нерешительности принимаются паузы длительностью от 250 мс и выше.
2. Темп артикулирования, т. е. отношение количества слогов в высказывании ко времени, затраченному на их произнесение (т. е. количество времени «чистой речи»).
3. Латентный период речевой реакции.
4. Диапазон колебаний темпа речи в процессе устного высказывания. Этот показатель характеризует два разнонаправленных сдвига: возникновение затруднений в оперативном выборе слов в речи и оживление спонтанной речевой активности, сопровождающейся увеличением темпа речи. Чем шире диапазон колебаний темпа речи на отдельных участках речевой «цепи», тем с большей вероятностью можно утверждать, что говорящий переживает состояние эмоциональной напряженности.
5. Количество явлений нерешительности (семантически нерелевантных повторов, переформулировок, «заполненных пауз», незавершенных слов или фраз).
6. Коэффициент словарного разнообразия речи, характеризующий отношение разных слов в высказывании к общему количеству слов.
7. Среднее количество жестов (в расчете на 100 слов высказывания), сопровождающих речь, в частности поисковых и некоммуникативных жестов.
8. Среднее количество синтаксически незавершенных фраз в устных высказываниях.
9. Среднее количество ошибок (оговорок, парафазии) в речи.
Исследования Э.Л. Носенко
показали, что для речи в состоянии эмоционального
напряжения характерны следующие особенности:
1)меняется моторная реализация речи. Когда
человек волнуется, то
он либо говорит значительно громче, либо
значительно тише обычного. Возможен излом
голоса; убыстряется либо, наоборот, замедляется
темп речи; произношение может становиться
более отчётливым; речь
прерывается вздохами, и фразы не завершаются;
2) происходит значительное увеличение
количества пауз
нерешительности и поисковых
пауз (паузы хезитации). При этом паузы
сопровождаются часто нефонологическими
вокальными образованиями (типа ээ, кх, гм, мм),
количество которых увеличивается по
сравнению с
речью тех же людей в обычном состоянии
на 50%;
3)изменяется грамматический строй речи:
увеличивается количество существительных
и глаголов по сравнению с прилагательными
и
наречиями, речь становится более динамичной;
4)лексически речь становится более упрощённой
— выбираются
более короткие слова с наиболее высокой
частотностью в языке. Воз
растает количество слов-паразитов, неологизмов
и парафазии (ошибочных употреблений слов).
Появляются семантически нерелевантные
повторения фраз, частей фраз, одного слова.
В состоянии эмоциональной напряжённости для речи характерна также незавершённость (опущение части слова, например, его конца). Это сопровождается изменениями в структуре предложения или повторениями. Часто предложения не завершаются (ни логически, ни синтаксически), и это говорящим не исправляется.
Пример:
После революции (1,0 сек) эти (0,9 сек) там (0,6 сек) наступи
ла (1,2 сек) заключили (1,2 сек) этот (0,8 сек) Брестский мир.
[Из речи абитуриента на экзамене]
Информация о работе Особенности речи в состоянии эмоционального напряжения