Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 22:52, курсовая работа
Цель работы: изучить уровень самооценки в группе.
В данной работе нами решались следующие задачи:
1. Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
2. На основе анализа источников построить схему исследования самооценки детей младшего подросткового возраста.
3. Обработать результаты и сделать соответствующие выводы.
Введение
Глава 1. Особенности самооценки детей младшего подросткового возраста
Глава 2. Экспериментальное изучение самооценки детей младшего подросткового возраста
Глава 3. Практическая часть
Выводы и рекомендации
Заключение
Список использованной литературы
ГОУ ВПО «Оренбургская медицинская академия»
Кафедра общей психологии.
Курсовая работа: Особенности
Работу выполнила: студентка 21 кп группы Николаенко В. Э.
Научный руководитель: ассистент кафедры, Жакеева Ю. В.
г. Оренбург.
2010 г.
Оглавление
Введение
Глава 1. Особенности
самооценки детей младшего подросткового
возраста
Глава 2. Экспериментальное
изучение самооценки детей младшего подросткового
возраста
Глава 3. Практическая
часть
Выводы и рекомендации
Заключение
Список использованной
литературы
Приложения
Введение
Самооценка является
важным регулятором поведения человека,
от нее зависят взаимоотношения с окружающими,
критичность и требовательность к себе,
отношение к своим успехам и неудачам.
Самооценка влияет на эффективность деятельности
человека и дальнейшее развитие его личности,
тесно связана с уровнем притязаний человека,
то есть с трудностью целей, которые он
ставит перед собой. Расхождение между
притязаниями и возможностями человека
ведет к тому, что он начинает неправильно
себя оценивать, вследствие чего его поведение
становится неадекватным: возникают эмоциональные
срывы, повышается тревожность.
Цель работы: изучить уровень самооценки
в группе.
В данной работе нами
решались следующие задачи:
1. Проанализировать
литературные источники по данной проблеме.
2. На основе анализа
источников построить схему исследования
самооценки детей младшего подросткового
возраста.
3. Обработать результаты
и сделать соответствующие выводы.
Объект исследования:
· экспериментальная
группа в количестве 25 человек, из них
13 мальчиков и 12 девочек в возрасте 10-11
лет;
· экспериментальная
группа “Б” в количестве 25 человек, из
них 12 мальчиков и 13 девочек также в возрасте
10-11 лет.
Для изучения уровня
самооценки каждого ребенка группы была
использована методика самооценки качеств
личности (Т. Дембо – С. Рубинштейна)
1.
1.1. Понятие “самооценка”.
Самооценка – это оценка
личностью самой себя, своих возможностей,
способностей, качеств и места среди других
людей. Самооценка относится к фундаментальным
образованиям личности. Она в значительной
степени определяет ее активность, отношение
к себе и другим людям [12].
Различают общую и
частную самооценку. Частной самооценкой
будет, например, оценка каких-то деталей
своей внешности, отдельных черт характера.
В общей, или глобальной самооценке отражается
одобрение или неодобрение, которое переживает
человек по отношению к самому себе.
Человек может оценивать
себя адекватно и неадекватно (завышать
либо занижать свои успехи, достижения).
Самооценка может быть высокой и низкой,
различаться по степени устойчивости,
самостоятельности, критичности.
Процесс формирования
глобальной самооценки противоречив и
неравномерен. Это обусловлено тем, что
частные оценки, на основе которых формируется
глобальная самооценка, могут находится
на разных уровнях устойчивости и адекватности.
Кроме того, они могут по-разному взаимодействовать
между собой: быть согласованными, взаимно
дополнять друг друга или противоречивыми,
конфликтными. В глобальной самооценке
отражается сущность личности.
Итоговым измерением
Я, формой существования глобальной самооценки
является самоуважение личности. Самоуважение —
устойчивая личностная черта, и поддержание
его на определенном уровне составляет
важную заботу личности. Самоуважение
личности определяется отношением ее
действительных достижений к тому, на
что человек претендует какие цели перед
собой ставит.
Совокупность таких
целей образует уровень притязаний личности.
В его основе лежит такая самооценка, сохранение
которой стало для личности потребностью
[16]. Уровень притязаний – это тот практический
результат, которого субъект рассчитывает
достичь в работе. В своей практической
деятельности человек обычно стремится
к достижению таких результатов, которые
согласуются с его самооценкой, способствуют
ее укреплению, нормализации. Как фактор,
определяющий удовлетворенность или неудовлетворенность
деятельностью, уровень притязаний имеет
большое значение для лиц, ориентированных
на избежание неудач, а не на достижение
успехов. Существенные изменения в самооценке
появляются в том случае, когда сами успехи
или неудачи связываются субъектом деятельности
с наличием или отсутствием у него необходимых
способностей.
Следовательно, функции
самооценки и самоуважения психической
жизни личности состоят в том, что они
выступаю внутренними условиями регуляции
поведения и деятельности человека. Благодаря
включению самооценки в структуру мотивации
деятельности личность постоянно соотносит
свои возможности, психические ресурсы
с целями и средствами деятельности.
Знания, накопленные
человеком о самом себе, а также глобальная
самооценка, формирующаяся на основе таких
знаний, позволяют сформировать многомерное
образование, которое называется Я - концепцией
и составляет ядро личности. Я - концепция
— это более или менее осознанная, переживаемая
как неповторимая система представлений
человека о себе, на основе которой он
строит взаимодействие с другими людьми,
осуществляет регуляцию своего поведения
и деятельности.
Таким образом, важнейший
компонент целостного самосознания личности,
каким является самооценка, выступает
необходимым условием гармонических отношении
человека как с самим собой, так и с другими
людьми, с которыми он вступает в общение
и взаимодействие.
Самооценка-отношение
человека к своим способностям, возможностям,
личностным качествам, а также к внешнему
облику. Она может быть правильной (адекватной),
когда мнение человека о себе совпадает
с тем, что он в действительности собой
представляет. В тех же случаях, когда
человек оценивает себя не объективно,
когда его мнение о себе резко расходится
с тем, каким его считают другие, самооценка
чаще всего бывает неправильной, то есть
неадекватной.
Если человек недооценивает
себя по сравнению с тем, что он в действительности
есть, то у него самооценка заниженная.
В тех же случаях, когда он переоценивает
свои возможности, результаты деятельности,
личностные качества, наружность, характерной
для него является завышенная самооценка.
Неадекватная самооценка
осложняет жизнь не только тех, кому она
свойственна, но и окружающих, тех людей,
которые, в разных ситуациях – производственных,
бытовых и других - общаются с ними. Конфликтные
ситуации, в которых оказывается человек,
очень часто являются следствием его неправильной
самооценки.
Знать самооценку человека
очень важно для установления отношений
с ним, для нормального общения, в которое
люди, как социальные существа, неизбежно
включаются.
Самооценка является
сложным личностным образованием. В ней
отражается то, что человек узнает о себе
от других, и его собственная активность,
направленная на осознание своих действий
и личностных качеств.
Информация о работе Особенности самооценки в подростковом возрасте