Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 22:19, реферат
Центральный психологический процесс юношеского возраста – развитие самосознания, которое побуждает личность соизмерять все свои стремления и поступки с определенными приступами и образом собственного «Я»
Юношеское “Я” еще не определено, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении.
Особенности самосознания в юношеском возрасте.
Центральный психологический
процесс юношеского возраста – развитие
самосознания, которое побуждает личность
соизмерять все свои стремления и поступки
с определенными приступами и образом
собственного «Я»
Юношеское “Я” еще не определено,
расплывчато, оно нередко переживается
как смутное беспокойство или ощущение
внутренней пустоты, которую необходимо
чем-то заполнить. Отсюда растет потребность
в общении и одновременно повышается его
избирательность, потребность в уединении.
Представление юноши о себе
всегда соотносится с групповым образом
“Мы”, то есть образом типичного сверстника
своего пола, но никогда не совпадает с
этим “Мы” полностью.
Самосознание является венцом развития высших психических функций, оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но и, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.
Самооценки отводиться ведущая
роль в рамках исследования проблем самосознания.
Самооценка – оценка личностью
самой себя, своих возможностей, качеств
и места среди других людей. Самооценка
характеризуется как стержень процесса
самосознания, показатель индивидуального
уровня его развития, интегрирующее начало
и его личностный аспект.
Исключительно важной инстанцией самосознания, во многом закладываемой в ранней юности, является самоуважение. Это понятие многозначно, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего наличного и идеального “Я”. В зависимости от того, идет ли речь о целостной самооценке себя как личности или о каких-либо отдельных исполняемых социальных ролях, различают общее и частное самоуважение. Поскольку высокое самоуважение ассоциируется с положительными, а низкое – с отрицательными эмоциями, мотив самоуважения – это “личная потребность максимизировать переживание положительных и минимизировать переживание отрицательных установок по отношению к себе” Человек с высоким самоуважением считает себя не хуже других, верит в себя и в то, что может преодолеть свои недостатки. Низкое самоуважение, напротив, предполагает устойчивое чувство неполноценности, ущербности, что оказывает крайне отрицательное воздействие на эмоциональное самочувствие и социальное поведение личности. Для юношей с пониженным самоуважением типична общая неустойчивость образов «Я» и мнений о себе. Они больше других склонны «закрываться» от окружающих, представляя им какое-то «ложное лицо», «представляемое Я».
Юноши с пониженным самоуважением особенно ранимы и чувствительны, они болезненнее других реагируют на критику, смех, порицание. Их больше всего беспокоит плохое мнение о них окружающих. Они болезненно реагируют, если у них что-то не получается в работе или, если они обнаруживают в себе какой-то недостаток. Пониженное уважение побуждает уклоняться от всякой деятельности, в которой имеется момент соревнования. Такие люди часто отказываются от достижения поставленной цели, так как не верят в собственные силы.
Именно в юности формируется эмоционально-ценностное отношение к себе, то есть «оперативная самооценка» начинает основываться на соответствии поведения, собственных взглядов и убеждений, результатов деятельности.
В юности обостряются способности
к чувствованию состояния других лиц,
способности переживать эмоционально
эти состояния, как свои. Именно поэтому
юность может быть столь сензитивна, столь
тонка в своих проявлениях к другим людям,
в идентификации с ними. Идентификация
утоньшает сферу чувствования человека,
делая его богаче и одновременно ранимее.
Таким образом, самосознание
в юношеском возрасте приобретает качественно-специфический
характер. Оно связано с необходимостью
оценивать качества своей личности с учетом
конкретных жизненных устремлений, в связи
с решением задачи профессионального
самоопределения.
Главное психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. Развитие самосознания - центральный психический процесс переходного возраста. Для юноши внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточием которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юноша снова открывает целый мир новых эмоций. Открытие своего внутреннего мира - радостное и волнующее событие. Но оно вызывает и много тревожных, драматических переживаний. Внутреннее “Я” не совпадает с “внешним” поведением, актуализируя проблему самоконтроля.
Свойственное многим старшеклассникам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ценой ослабления индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем больше находит он различий между собой и “усредненным” сверстником. Осознание своей непохожести на других исторически и логически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми.
Центральный психологический процесс в юношеском самосознании - это формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства. Юношеский возраст, по Э.Эриксону, строится вокруг кризиса, идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Канадский психолог Джеймс Марша в 1966г. восполнил этот пробел, выделив четыре этапа развития идентичности, измеряемые степенью профессионального, религиозного и политического самоопределения молодого человека.
1) «Неопределенная, размытая идентичность»
характеризуется тем, что индивид
не выработал еще сколько-
2) «Досрочная, преждевременная идентификация»
3) Для этапа «моратория»
4) На этапе «достигнутой, зрелой
идентичности» кризис завершен,
индивид перешел от поиска
себя к практической
Статусы идентичности - это как бы и этапы развития личности, и вместе с тем - типологические понятия. Подросток с неопределенной идентичностью может вступить в стадию моратория и затем достичь зрелой идентичности, но может также навсегда остаться на уровне размытой идентичности или пойти по пути досрочной идентификации, отказавшись от активного выбора и самоопределения.
Информация о работе Особенности самосознания в юношеском возрасте