Особенности самосознания в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 22:19, реферат

Описание работы

Центральный психологический процесс юношеского возраста – развитие самосознания, которое побуждает личность соизмерять все свои стремления и поступки с определенными приступами и образом собственного «Я»
Юношеское “Я” еще не определено, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении.

Файлы: 1 файл

самосознание в юношеском возрасте.docx

— 19.32 Кб (Скачать файл)

Особенности самосознания в юношеском возрасте.

 
Центральный психологический процесс юношеского возраста – развитие самосознания, которое побуждает личность соизмерять все свои стремления и поступки с определенными приступами и образом собственного «Я»  
Юношеское “Я” еще не определено, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении. 
Представление юноши о себе всегда соотносится с групповым образом “Мы”, то есть образом типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим “Мы” полностью.

Самосознание является венцом развития высших психических функций, оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но и, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

Самооценки отводиться ведущая роль в рамках исследования проблем самосознания. 
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка характеризуется как стержень процесса самосознания, показатель индивидуального уровня его развития, интегрирующее начало и его личностный аспект.

Исключительно важной инстанцией самосознания, во многом закладываемой в ранней юности, является самоуважение. Это понятие многозначно, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего наличного и идеального “Я”. В зависимости от того, идет ли речь о целостной самооценке себя как личности или о каких-либо отдельных исполняемых социальных ролях, различают общее и частное самоуважение. Поскольку высокое самоуважение ассоциируется с положительными, а низкое – с отрицательными эмоциями, мотив самоуважения – это “личная потребность максимизировать переживание положительных и минимизировать переживание отрицательных установок по отношению к себе” Человек с высоким самоуважением считает себя не хуже других, верит в себя и в то, что может преодолеть свои недостатки. Низкое самоуважение, напротив, предполагает устойчивое чувство неполноценности, ущербности, что оказывает крайне отрицательное воздействие на эмоциональное самочувствие и социальное поведение личности. Для юношей с пониженным самоуважением типична общая неустойчивость образов «Я» и мнений о себе. Они больше других склонны «закрываться» от окружающих, представляя им какое-то «ложное лицо», «представляемое Я».

Юноши с пониженным самоуважением особенно ранимы и чувствительны, они болезненнее других реагируют на критику, смех, порицание. Их больше всего беспокоит плохое мнение о них окружающих. Они болезненно реагируют, если у них что-то не получается в работе или, если они обнаруживают в себе какой-то недостаток. Пониженное уважение побуждает уклоняться от всякой деятельности, в которой имеется момент соревнования. Такие люди часто отказываются от достижения поставленной цели, так как не верят в собственные силы. 

Именно в юности формируется эмоционально-ценностное отношение к себе, то есть «оперативная самооценка» начинает основываться на соответствии поведения, собственных взглядов и убеждений, результатов деятельности.

В юности обостряются способности к чувствованию состояния других лиц, способности переживать эмоционально эти состояния, как свои. Именно поэтому юность может быть столь сензитивна, столь тонка в своих проявлениях к другим людям, в идентификации с ними. Идентификация утоньшает сферу чувствования человека, делая его богаче и одновременно ранимее.  
Таким образом, самосознание в юношеском возрасте приобретает качественно-специфический характер. Оно связано с необходимостью оценивать качества своей личности с учетом конкретных жизненных устремлений, в связи с решением задачи профессионального самоопределения.

Главное психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. Развитие самосознания - центральный психический процесс переходного возраста. Для юноши внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточием которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юноша снова открывает целый мир новых эмоций. Открытие своего внутреннего мира - радостное и волнующее событие. Но оно вызывает и много тревожных, драматических переживаний. Внутреннее “Я” не совпадает с “внешним” поведением, актуализируя проблему самоконтроля.

Свойственное многим старшеклассникам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ценой ослабления индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем больше находит он различий между собой и “усредненным” сверстником. Осознание своей непохожести на других исторически и логически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми.

Центральный психологический процесс в юношеском самосознании - это формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства. Юношеский возраст, по Э.Эриксону, строится вокруг кризиса, идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Канадский психолог Джеймс Марша в 1966г. восполнил этот пробел, выделив четыре этапа развития идентичности, измеряемые степенью профессионального, религиозного и политического самоопределения молодого человека.

1) «Неопределенная, размытая идентичность»  характеризуется тем, что индивид  не выработал еще сколько-нибудь  четких убеждений, не выбрал профессии  и не столкнулся с кризисом  идентичности.

2) «Досрочная, преждевременная идентификация»  имеет место, если индивид включился  в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, в результате пережитого кризиса  и испытания, а на основе чужих  мнений, следуя чужому примеру  или авторитету.

3) Для этапа «моратория» характерно  то, что индивид находится в  процессе нормативного кризиса  самоопределения, выбирая из многочисленных  вариантов развития тот единственный, который может считать своим.

4) На этапе «достигнутой, зрелой  идентичности» кризис завершен, индивид перешел от поиска  себя к практической самореализации.

Статусы идентичности - это как бы и этапы развития личности, и вместе с тем - типологические понятия. Подросток с неопределенной идентичностью может вступить в стадию моратория и затем достичь зрелой идентичности, но может также навсегда остаться на уровне размытой идентичности или пойти по пути досрочной идентификации, отказавшись от активного выбора и самоопределения.


Информация о работе Особенности самосознания в юношеском возрасте