Особенности социального статуса у детей дошкольной группы с детским церебральным параличом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Цель – теоретическое изучение особенностей социального статуса у детей с дошкольной группы с детским церебральным параличом.
Задачи:
1) Теоретическое изучение социального статуса.
2) Теоретическое изучение возрастного периода – старший дошкольный возраст.
3) Теоретическое изучение детского церебрального паралича.

Содержание работы

1. Введение
2. Глава 1: Теоретическое изучение социального статуса.
1.1. Понятие виды социального статуса.
1.2. Социальный статус у дошкольников.
Глава 2: Теоретическое описание психолого-педагогической литературы по старшему дошкольному возрасту.
2.1. Возрастные особенности дошкольного возраста.
2.2.
Глава 3: Детский церебральный паралич как нарушение развития.
3.1. Особенности психического развития детей с церебральным параличом.
3.2. Социальный статус у детей с ДЦП дошкольной группы.
3. Заключение.
4. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

           МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

 

 

Факультет специального образования

 

Кафедра специальной педагогики и специальной психологии

 

 

 

Курсовая работа

 

«Особенности социального статуса у детей дошкольной группы с детским церебральным параличом»

 

 

                         

 

 

 

                                                                                        

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 2 курса,

обучающаяся по направлению подготовки «Специальное                  (дефектологическое) образование»,

профилю «Специальная психология»

Ишмуратова Марина Сергеевна

Научный руководитель: к.п.н. Устинова Елена Владимировна

 

 

                                                  г. Самара

                                                        2015

Содержание:

  1. Введение
  2. Глава 1: Теоретическое изучение социального статуса.

1.1. Понятие виды социального статуса.

1.2. Социальный статус у дошкольников.

Глава 2: Теоретическое описание психолого-педагогической литературы по старшему дошкольному возрасту.

2.1. Возрастные особенности дошкольного возраста.

2.2.

         Глава 3: Детский церебральный паралич как нарушение развития.

           3.1. Особенности психического развития детей с церебральным    параличом.

3.2. Социальный статус у детей с ДЦП дошкольной группы.

  3. Заключение.

  4. Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

 

Актуальность. Проблема изучения особенностей детей с диагнозом детский церебральный паралич – одна из наиболее актуальной в психологии и дефектологии. Актуальность обусловлена значительной распространенностью и постоянным ростом количества детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Анализ литературы по проблеме детского церебрального паралича показывает, что изучение этого вопроса до последнего времени ограничивалось в медицинском изучении, тогда как психологический аспект данной патологии описан лишь в единичных работах (Е.И. Кириченко, 1965; В.В. Лебединский, 1985; М.В. Ипполитова, 1980; Е.М. Мастюкова, 1991). Но благодаря их трудам существенно изменилось отношение к проблеме изучения психологической стороны детей с детским церебральным параличом, но в целом она остается острой и во многом не решенной. Вместе с тем, детский церебральный паралич представляет собой заболевание, при котором на грубую органическую патологию неизбежно накладывается воздействие социально-психологических факторов.  Ведущая роль в психогенезе патологического развития личности принадлежит реакции на осознание и переживание дефекта, изоляции от общества сверстников, а также особому отношению окружающих к неполноценному ребенку. Следовательно, необходимо изучить особенности социального статуса у детей с детским церебральным параличом дошкольного возраста. 
 
Проблема – недостаточное изучение материала по особенностям социального статуса у детей дошкольной группы с детским церебральным параличом, для оказания помощи таким детям.

 

Объект – социальный статус у дошкольников.

 

Предмет – социальный статус у дошкольников с детским церебральным параличом.

 

Цель – теоретическое изучение особенностей социального статуса у детей с дошкольной группы с детским церебральным параличом.

 

Задачи:

 

  1. Теоретическое изучение социального статуса.
  2. Теоретическое изучение возрастного периода – старший дошкольный возраст.
  3. Теоретическое изучение детского церебрального паралича.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Теоретическое изучение социального статуса.

1.1. Понятие, виды социального статуса.

 

Социальный статус - это то место, которое человек занимает в обществе;

- положение человека в структуре группы или общества, обусловливающее определенные права и обязанности;

 Другими словами, статус — это формально-структурная социальная характеристика субъекта.

 

Человек обладает не только определенным социальным статусом, его так же постоянно оценивают другие люди, группы и общество, в котором он живет. Это выражается в понятиях «престиж» и «авторитет».

 Престиж — оценка  обществом значимости тех или  иных позиций, занимаемых индивидами.

 Авторитет — степень  признания обществом личных и  деловых качеств индивидов.

 

Престижность того или иного статуса формируется под влиянием двух факторов: реальная полезность тех социальных функций, которые выполняет человек и система ценностей, характерная для данного общества.

 

                                  Виды социального статуса:

  1. предписанный — полученный от рождения или в силу не зависящих от его носителя факторов — пола или возраста, расовой принадлежности, социально-экономического положения родителей. Например, по закону нельзя получить водительские права, вступить в брак, участвовать в выборах или получать пенсию, не достигнув необходимого для этого возраста;
  2. достигаемый — приобретенный в обществе благодаря усилиям и заслугам индивида. На статусе человека в обществе сказываются уровень образования, профессиональные достижения, карьера, удачный в социальном отношении брак. Ни одно общество не может игнорировать реальных успехов индивида, поэтому существование достигаемого статуса несет возможность в значительной мере компенсировать низкий приписываемый статус личности;
  3. личный — проявляется на уровне малой группы, в которой индивид функционирует непосредственно (семья, трудовой коллектив, круг близких друзей), он определяется его личными качествами и чертами характера;
  4. групповой — характеризует индивида как члена большой социальной группы — представителя класса, нации, профессии, носителя определенных половых и возрастных признаков и т.д.

 

2.1. Социальный статус у дошкольников.

 

Группа детского сада – первый социальный опыт ребенка, и от того, как сложатся отношения с первой в его жизни общественной формацией, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития.

 

 

 Уже, начиная со средней группы детского сада, в кругу детей возникают устойчивые избирательные отношения. Одни становятся более предпочитаемыми, другие – менее. В связи с этим выделяется несколько социальных статусов детей.

Предпочитаемые – те дети, которые находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за внешние данные, обаяние, быстрое реагирование в разных ситуациях и лояльность, за уверенность, способность без колебаний брать на себя ответственность, не бояться риска.

Принятые – особенно не выделяются, простые и открытые для общения, им доверяют, с ними советуются, хотят играть, хотя никакими сверхспособностями они не обладают.

Пренебрегаемые – непринятые в игру, они часто чувствуют равнодушие или неприязнь одногруппников. Чаще всего это драчуны, задиры, с ними не хотят играть именно из-за этого.

Изолированные – это тихони, которых не видно и не слышно, они не участвуют в общих играх, отказываются от всего, что им предлагают, если такой ребенок не пришел в детский сад, его отсутствия могут не заметить.

                       Типы детей:

Обидчивые дети

Это проблемные дети, они обижаются с поводом и без повода, отравляя жизнь себе и другим. Ведь непрощенные обиды разрушают дружбу. Обида начинает проявляться в пятилетнем возрасте, так как в этом возрасте возникает потребность в признании и уважении сверстника. Феномен обиды – способ самоутвердиться.

 

Застенчивые дети

Отличаются повышенной чувствительностью к оценке окружающих и обостренным ожиданием этой оценки. Удача на короткое время успокаивает их, но в случае неудачи обостряется всплеск робости и смущения. Ребенок неуверен в своих действиях и в их оценке. С одной стороны он хочет привлечь к себе внимание, с другой стороны, боится выделиться из толпы.

Демонстративные дети

Таких детей выделяет стремление привлечь к себе внимание любым возможным способом. Они активны в общении, отношения с другими детьми являются для них средством самоутверждения, как правило, они стремятся любыми способами получить положительную оценку себя и своим поступкам. Противопоставляя себя сверстнику, они, таким образом, выделяют свое «Я».

Агрессивные дети

Для таких детей другой ребенок выступает как противник, конкурент, как препятствие, которое надо устранить. Агрессивные дети практически не отличаются от сверстников, они используют вполне адекватные способы общения, но при этом проявляют незаурядную изобретательность, придумывая формы нанесения ущерба. Такое отношение отражает особый склад личности и ее направленности, которая предполагает специфическое восприятие другого как врага. 

 

У одних детей агрессия мимолетна, импульсивна, не отличается особой жестокостью и используется для привлечения внимания сверстников. У других – агрессия используются для достижения конкретной цели (получить желанную игрушку) и имеет устойчивые формы. У третьих – мотивацией агрессии является намеренное причинение вреда сверстникам (агрессия как самоцель) и проявляется в наиболее жестоких формах насилия. Часто происходит нарастание частоты и жестокости агрессии от первой группы к третьей. Однако, несмотря на различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.

 

По оценкам исследователей, наиболее предпочитаемые дети в группе – это те, которые готовы помочь, где нужно, уступить, выслушать, поддержать общее дело. Даже находясь в позиции обиженного, они предпочитают решать вопросы мирным путем, не наказывая и не обвиняя других. Чуткость, внимание, отзывчивость, щедрость, бескорыстность, умение сопереживать – вот те нравственные качества, за которые ценят, если их нет, ребенок рискует стать изгоем в обществе. Популярных детей отличает не интеллект, не творческие и не организаторские способности, а, прежде всего доброжелательность.  

 

После индивидуальных нравственных качеств ребенка следующим по популярности стоит критерий – общность интересов, и здесь чаще всего разделение на подгруппы происходит по половому признаку. Взаимные симпатии возникают, исходя из схожих внешних жизненных обстоятельств, эмоционального благополучия, речевой культуры и способности ребенка к общению вообще. 

 

Общительность – это отчасти наследственная черта характера, но многие психологи склонны считать, что наличие или отсутствие оной определяется ранним жизненным опытом малыша. Если в первые месяцы жизни он получил достаточно тепла, заботы, ласки, любви, то обрел чувство доверия к миру, которое и делает его активным, смелым, общительным. В отличие от сверстника, выросшего в режиме кормления и ласки по часам. Еще одной из важных причин отсутствия общительности является демографический кризис. Многие дети растут без братьев и сестер, что обедняет социальный опыт ребенка, его мышление и предпочтения. Коллективные игры заменяет игра в одиночку, иногда даже не с игрушками, а с компьютером. В результате чего прослеживается рост агрессивности и эмоциональная глухота к нуждам другого ребенка.

Предпочтение ребенка в группе предполагает знание общих правил игры и умение играть по этим правилам. А также способность исполнять разные роли в игре: роль слушателя, исполнителя, ответственного и роль принимающего главные решения. Последнюю играет, как правило, лидер группы.

 
Качества лидера

 

Энергичность, красноречие и напористость еще не гарантируют того, что за тобой потянутся окружающие. Встречаются дети, которые умеют говорить, общительны, обаятельны, компетентны в том или ином вопросе, доброжелательны, уверены в себе, но они – не лидеры в группе. В дошкольном возрасте лидера в группе выделяет лишь одна черта – способность увлечь за собой сотоварищей. Он умеет ставить собственные цели, не боится незнакомых ситуаций, смел, азартен, первым начинает какое-то дело, а остальные следуют его примеру. Именно такой наш Данил, абсолютно бесстрашный (хотя сам он, наверно, еще и не подозревает об этом) и инициативный. 

Отверженные в коллективе.

Дезориентация ребенка в социальных отношениях окружающих, незнание правил игры и нежелание следовать им является основной причиной отверженности в группе. Когда малыш не понимает соотношение ролей в коллективе, почему не всегда можно высказывать свое мнение и почему надо подчиняться лидеру группы, на него обрушиваются насмешки и агрессия. Если ребенок не улавливает связи между своими действиями и реакцией окружающих детей, значит, у него нет необходимого опыта общения, он не умеет договариваться. Наличие или отсутствие этого качества определяет степень включенности в игру. Поэтому одни дети легко и непринужденно входят в любую компанию, а другие – вечно в стороне. Приобретение опыта социального общения происходит постепенно и не без участия взрослого. 

 

Ребенок может быть отвергнут сверстниками и по той простой причине, что он неприятен внешне. Например, полный, неповоротливый, некрасивый, неопрятный, плохо одет, шмыгает носом, имеет какие-либо дефекты – бородавки, болячки, косоглазие, хромоту, непропорциональное телосложение, изуродованные части тела или инвалидность. Какими бы гуманными ни были на этот счет взгляды взрослого, у ребенка свое видение. «Особенных» детей другие дети не принимают не только в игру, но и в свое общество. Поэтому без чуткого руководства взрослого, без специальной организованной работы здесь не обойтись. Коллектив оказывает положительное влияние на индивидуальное развитие личности только в том случае, когда положение малыша в системе межличностных отношений благополучно.

Заключение по 1 главе:

 

Глава 2: Теоретическое описание психолого- педагогической литературы по старшему дошкольному возрасту.

 

2.1. Возрастные особенности дошкольного  возраста.

 

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

Информация о работе Особенности социального статуса у детей дошкольной группы с детским церебральным параличом