Особенности трансактной психотерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 13:05, реферат

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в достоинствах концепции Э. Берна и ее целях, в рассмотрении человека с точки зрения хранилища стереотипов, обусловленных спецификой воспитания в самом широком смысле этого слова и одновременно его спонтанных поступков и действий, обусловленным детским «хочу» или «не хочу» (эмоциями, импульсами и т.д.).
Целью данной работы является рассмотрение трансакционного анализа, основателем которого был Э. Берн, дать его определение и рассмотреть особенности.

Файлы: 1 файл

Трансактный анализ общения ЭБерна.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

Мы реализуем свое поведение в поступках и словах. Значит, мы должны систематически обращать внимание на  то,  как говорим,  анализировать  трансакции   на   предмет   того,   насколько   они соотносятся  с   целями   нашего   присутствия   на   занятии. Это означает активизировать эго-состояние Взрослого.  Из  этого  эго-состояния анализируем свои жизненные проблемы, формируем новые способы их решения.

Основная трудность, с  которой мы на первых порах  сталкиваемся,  состоит в том, что сначала, привычно активизируются  не  эффективные для работы эго-состояния Родителя и Ребенка. Из состояния  Родителя  человек анализирует свои проблемы точно так,  как  это  сделал  бы  его  собственный реальный  родитель,  со  всеми  привычными  для  него  стереотипами,  нового решения при этом ждать не приходится.  Кроме  того,  Родитель  в  нас  часто колеблется: раздуть собственные амбиции и встать на сторону  ребенка  против попыток взрослого  разобраться  в  вопросе  или  успокоить  ребенка  и  дать возможность активизироваться Взрослому?

При самоанализе из эго-состояния  Ребенка  проблема  другая.  Человек крайне болезненно реагирует на обратную связь. «Меня ругают, - склонен думать ребенок в нас, - значит, не любят».  Затем следует обида или гнев. Эмоциональная  реакция  в  свою  очередь  блокирует  решение проблемы. С точки зрения постоянных усилий по  удержанию  себя  в  состоянии Взрослого участие в группе – конфронтация с самим собой.  Однако  уже одно понимание природы своих реакции, их пред-ожидание, наблюдение,  исследование их  происхождения  и  функций – запускает   и   удерживает   эго-состояние взрослого. Это дает возможность, осознав свое поведение,  проверить  его  на предмет  соответствия   действительности   и   принять   новое   решение   в соответствии с актуальными целями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В заключении мы можем  сказать, что трансактный   анализ    является    самостоятельным    направлением психологической  теории  и  практики.

Психотерапия,  разработанная  Э. Берном, призвана освободить  человека  от  влияния  сценариев,  программирующих  его жизнь, через их осознание, через противопоставление  им  непосредственности, спонтанности, близости  и  искренности  в  межличностных  отношениях,  через выработку   разумного   и    независимого    поведения.    Конечной    целью трансактного  анализа  является  достижение   гармонии   личности   через сбалансированные взаимоотношения между всеми эго-состояниями. В  отличие  от психоанализа, проводимого индивидуально на протяжении  длительного  времени, трансактный   анализ   предусматривает    сеансы    групповой    терапии, обеспечивающие довольно быстрый положительный эффект.

Трансактный анализ изменился со времен Берна. Разработанные Берном теории и концепции (теория эго-состояний, теория игр, теория жизненного сценария, концепции поглаживаний и рэкетов) дополнились и усовершенствовались. 

Появились и новые  разработки: теория пассивного поведения  и игнорирования, концепции драйверов  и минискриптов, понятие системы  рэкета, теория тупиков и др. 

Кроме того, современный трансактный анализ, развиваясь вместе с мировой психотерапевтической наукой, постоянно включает в себя самые новые и эффективные достижения. 

 

 

 

 

 

 

 Список  использованной литературы

1. Э.Берн. Игры, в которые  играют люди. Люди, которые играют  в игры. – С-Пб – Москва. АСТ. 1998.

2. Э. Берн. Что вы говорите после того, как сказали «привет», или Психология человеческой судьбы. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004.

3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие вопросы психологии. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

4. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. - М.: ВЛАДОС, 2005.

5. Шейнов В.П. Психотехнологии влияния. – М.: АСТ, 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика « Трансактный  анализ общения»  Высказывания нужно оценивать в баллах от 0 до10.

 

Высказывание

1

Мне порой не хватает выдержки

2

Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять

3

Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих  детей

4

Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-то событиях

5

Меня провести нелегко

6

Мне бы понравилось быть воспитателем

7

Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому

8

Думаю, что я правильно понимаю  все происходящие события

9

Каждый должен выполнять свой долг

10

Нередко я поступаю не как надо, а как хочется

11

Принимая решение, я стараюсь продумать  его последствия

12

Младшее поколение должно учиться  у старших, как ему следует  жить

13

Я, как и многие люди, бываю обидчив

14

Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе

15

Дети должны безусловно следовать  указаниям родителей

16

Я – увлекающийся человек

17

Мой основной критерий оценки человека – объективность

18

Мои взгляды непоколебимы

19

Бывает, что я не уступаю в  споре лишь потому, что не хочу уступать

20

Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны

21

Люди должны соблюдать все правила  независимо от обстоятельств


Обработка результатов

Я-состояние

Суммируемые строки

Д

"Дитя"

1, 4, 7, 10, 13, 16, 19

В

"Взрослый"

2, 5, 8, 11, 14, 17, 20

Р

"Родитель"

3, 6, 9, 12, 15, 18, 21


 

Расположив соответствующие  символы в порядке убывания получаем формулу:

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: 

 

 

 

      Средний уровень представленности  Родительского  состояния  в 

 

 сознании личности. Родительское "Я", состоящее из  правил  поведе- 

 

 ния, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в  стандарт- 

 

 ных ситуациях, "запускает" полезные, проверенные стереотипы  пове- 

 

 дения, освобождая сознание от загруженности  простыми,  обыденными 

 

 задачами. Кроме того, Родительское "Я" обеспечивает с большой  ве- 

 

 роятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени  на  раз- 

 

 мышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения. 

 

 Это "Я" подразделяется на заботливое родительское состояние "Я"  и 

 

 критическое родительское состояние "Я". С позиции Родителя  "игра- 

 

 ются" роли отца, старшей сестры,  педагога,  начальника.  Типичные 

 

 способы поведения: заботливый Родитель - утешает, исправляет,  по- 

 

 могает; критический Родитель - грозит, критикует, приказывает. 

 

 

 

      Высокий уровень представленности Взрослого состояния в созна- 

 

 нии личности. Взрослое состояние "Я" воспринимает и перерабатывает 

 

 логическую составляющую информации, принимает решения  преимущест- 

 

 венно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое "Я" 

 

 способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях,  а 

 

 в уникальных, требующих  размышлений,  дающих  свободу  выбора  и, 

 

 вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственно- 

 

 го принятия решений. C позиции Взрослого "играются"  роли  соседа, 

 

 случайного попутчика, подчиненного, знающего себе цену, и т.д. Ти- 

 

 пичные способы поведения: собирает и  дает  информацию,  оценивает 

 

 вероятность, принимает решения. 

 

 

 

      Средний уровень представленности Детского состояния в  созна- 

 

 нии личности.  Детское состояние "Я" следует  жизненному  принципу 

 

 чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из  детства.  Дет- 

 

 ское "Я" "отвечает" за творчество, оригинальность, разрядку напря- 

 

 жения, получение приятных, иногда "острых", необходимых в  опреде- 

 

 ленной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме 

 

 того, Детское "Я" выступает на сцену, когда человек  не  чувствует 

 

 достаточно сил для самостоятельного решения проблем:  не  способен 

 

 преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого  челове- 

 

 ка. Это "Я" подразделяется на: естественное детское "Я"  (спонтан- 

 

 ные реакции типа радости, печали и т.д.), приспосабливающееся дет- 

 

 ское "Я" (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый,  вино- 

 

 ватый, колеблющийся и т.п.), возражающее детское  "Я".  С  позиции 

 

 Ребенка "играются" роли  молодого  специалиста,  артиста - любимца 

 

 публики, зятя. Типичные способы  поведения:  спонтанный  ребенок - 

 

 естественное, имульсивное, хитрое, эгоцентричное  поведение;  при- 

 

 спосабливающийся ребенок - беспомощное, боязливое, приспосабливаю- 

 

 щееся к нормам, уступчивое поведение; бунтующий ребенок -  протес- 

 

 тующее, бросающее вызов поведение. 

 

 

1 Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. - М.: ВЛАДОС, 2005.

2 Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. - М.: ВЛАДОС, 2005.

3 Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие вопросы психологии. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

4 Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие вопросы психологии. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

5 Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. - М.: ВЛАДОС, 2005.

6 Шейнов В.П. Психотехнологии влияния. – М.: АСТ, 2006.

7 Э.Берн Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – С-Пб – Москва. АСТ. 1998.

8 Там же.

9 Э. Берн. Что вы говорите после того, как сказали «привет», или Психология человеческой судьбы. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004.

10 Э. Берн. Что вы говорите после того, как сказали «привет», или Психология человеческой судьбы. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004.

11 Там же.

12 Э. Берн. Что вы говорите после того, как сказали «привет», или Психология человеческой судьбы. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004.

13 Э.Берн Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – С-Пб – Москва. АСТ. 1998.

14 Э. Берн. Что вы говорите после того, как сказали «привет», или Психология человеческой судьбы. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004.

15 Э.Берн Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – С-Пб – Москва. АСТ. 1998.


Информация о работе Особенности трансактной психотерапии