Особенности тревожности подростков с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 10:18, статья

Описание работы

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Особенно острой проблема тревожности, указывает А. М. Прихожан, является для детей подросткового возраста.

Файлы: 1 файл

Статья.docx

— 21.61 Кб (Скачать файл)

ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ  ПОДРОСТКОВ С  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

В настоящее время увеличилось  число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение  и закрепление тревожности связано  с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Особенно острой проблема тревожности, указывает А. М. Прихожан, является для детей подросткового возраста. Именно в этот период тревожность становиться устойчивым личностным образованием. До этого она является производной широкого круга нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму “замкнутого психологического круга”, ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.

В психологической литературе, можно встретить разные определения  понятия тревожности, хотя большинство  исследователей сходятся в признании  необходимости рассматривать его  дифференцировано – как ситуативное  явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния  и его динамики. В большом психологическом  словаре дается следующее понятие: "Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся  в склонности человека к частым и  интенсивным переживаниям состояния  тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается  как личностное образование и/или  как свойство темперамента, обусловленное  слабостью нервных процессов ".

Так А. М. Прихожан указывает, что тревожность – это  
переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием  
неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Е. Н. Савина считает, что тревожность определяется как устойчивое отрицательное  
переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны  
окружающих.

  По определению Р.С. Немова: “Тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях”. Таким образом, понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.       

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода  существуют определенные области, объекты  действительности, которые вызывают повышенную тревожность большинства  детей в независимости от наличия  реальной угрозы или тревожности  как устойчивого образования.

Тревожность, дезорганизует  не только учебную деятельность, она  начинает разрушать личностные структуры, тем самым препятствуя нормальной эмоциональной адаптации к тем  или иным социальным ситуациям.

Дети с интеллектуальной недостаточностью от рождения находятся  в состоянии интеллектуальной депривации, когда информация извне воспринимается искаженно, искаженно перерабатывается и искаженно усваивается, а, следовательно, и искаженно актуализируется. Выраженные нарушения эмоционально-волевой  сферы, познавательной деятельности, недоразвитие психических процессов препятствуют полноценной социализации таких  детей, установлению двустороннего  контакта между ребенком и социумом, что в свою очередь не может  не отразиться на формировании самосознания.

Данная проблема особенно остро стоит в отношении тех  умственно отсталых детей, степень  интеллектуального снижения у которых  невелика, т.к. по своим возможностям они могут быть хорошо адаптированы в социуме при условии адекватного  психолого-педагогического сопровождения.

В специальной психологии мало исследований, посвященных проблеме изучения эмоциональной сферы, в  частности тревожности детей  с интеллектуальной недостаточностью. Исследованиями в этой области занимались: Л. С. Выготский, Л. В. Занков, С. Я. Рубинштейн, Т. И. Яндалова, Л. М. Шипицына, Д. Н. Исаев, Е. В. Войцешко, А. А. Карбасова и др., но проблема остается недостаточно изученной. Именно поэтому тема данного исследования является одной из важнейших и актуальной.

 Цель исследования: изучить особенности тревожности младших подростков с интеллектуальной недостаточностью.

В соответствии с целью  исследования была выдвинута гипотеза: нарушение интеллектуального развития у подростков приводят к качественному своеобразию эмоционально-волевой сферы, что проявляется в повышенном уровне тревожности.

В исследовании приняли участие 39 подростков в возрасте от 11 до 13 лет, из них 23 подростка с нормальным психическим развитием (НПР) и 16 – с интеллектуальной недостаточностью (ИН).

В процессе экспериментального исследования уровня тревожности использовались следующие методики: «Шкала личностной тревожности для учащихся 10 – 16 лет» А.М. Прихожан,  рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек» Дж.Бака.  В результате исследования были выявлены следующие особенности тревожности подростков с интеллектуальной недостаточностью:

  1. Школьная тревожность у детей с ИН имеет высокий уровень проявления, а у детей с НПР – средний. Т.е. подростки с ИН испытывают сильное состояние тревоги в условиях образовательного процесса и имеют тенденции воспринимать определенные школьные ситуации как очень опасные для самооценки и самоуважения.
  2. Самооценочная тревожность у детей с ИН имеет высокий уровень проявления, а у детей с НПР – низкий. Т.е. подростки с ИН испытывают сильное состояние тревоги при оценке своих возможностей, внешности, здоровья и т.д.
  3. Межличностная тревожность также у детей с ИН имеет высокий уровень проявления, а у детей с НПР – низкий. Т.е. подростки с ИН испытывают сильное состояние тревоги в ситуациях межличностного общения.
  4. Общая тревожность детей с ИН имеет  высокий уровень проявления, а у детей с НПР – низкий. Т.е. подростки с ИН испытывают сильное состояние тревоги в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.

Данные особенности у  подростков с ИН связаны с недостаточной дифференцированостью эмоций, их неадекватностью, эмоциональной незрелостью и недостаточностью интеллектуальной регуляции эмоций, а также повышенной ситуативной тревожностью.


Информация о работе Особенности тревожности подростков с интеллектуальной недостаточностью