Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 10:18, статья
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Особенно острой проблема тревожности, указывает А. М. Прихожан, является для детей подросткового возраста.
ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
В настоящее время увеличилось
число тревожных детей, отличающихся
повышенным беспокойством, неуверенностью,
эмоциональной неустойчивостью. Возникновение
и закрепление тревожности
В психологической литературе,
можно встретить разные определения
понятия тревожности, хотя большинство
исследователей сходятся в признании
необходимости рассматривать
Так А. М. Прихожан указывает,
что тревожность – это
переживание эмоционального дискомфорта,
связанное с ожиданием
неблагополучия, с предчувствием грозящей
опасности. Е. Н. Савина считает, что тревожность
определяется как устойчивое отрицательное
переживание беспокойства и ожидания
неблагополучия со стороны
окружающих.
По определению Р.С. Немова: “Тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях”. Таким образом, понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.
Тревожность имеет ярко выраженную
возрастную специфику, обнаруживающиеся
в ее источниках, содержание, формах
проявления компенсации и защиты.
Для каждого возрастного
Тревожность, дезорганизует
не только учебную деятельность, она
начинает разрушать личностные структуры,
тем самым препятствуя
Дети с интеллектуальной
недостаточностью от рождения находятся
в состоянии интеллектуальной депривации,
когда информация извне воспринимается
искаженно, искаженно перерабатывается
и искаженно усваивается, а, следовательно,
и искаженно актуализируется. Выраженные
нарушения эмоционально-
Данная проблема особенно
остро стоит в отношении тех
умственно отсталых детей, степень
интеллектуального снижения у которых
невелика, т.к. по своим возможностям
они могут быть хорошо адаптированы
в социуме при условии
В специальной психологии мало исследований, посвященных проблеме изучения эмоциональной сферы, в частности тревожности детей с интеллектуальной недостаточностью. Исследованиями в этой области занимались: Л. С. Выготский, Л. В. Занков, С. Я. Рубинштейн, Т. И. Яндалова, Л. М. Шипицына, Д. Н. Исаев, Е. В. Войцешко, А. А. Карбасова и др., но проблема остается недостаточно изученной. Именно поэтому тема данного исследования является одной из важнейших и актуальной.
Цель исследования: изучить особенности тревожности младших подростков с интеллектуальной недостаточностью.
В соответствии с целью исследования была выдвинута гипотеза: нарушение интеллектуального развития у подростков приводят к качественному своеобразию эмоционально-волевой сферы, что проявляется в повышенном уровне тревожности.
В исследовании приняли участие 39 подростков в возрасте от 11 до 13 лет, из них 23 подростка с нормальным психическим развитием (НПР) и 16 – с интеллектуальной недостаточностью (ИН).
В процессе экспериментального исследования уровня тревожности использовались следующие методики: «Шкала личностной тревожности для учащихся 10 – 16 лет» А.М. Прихожан, рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек» Дж.Бака. В результате исследования были выявлены следующие особенности тревожности подростков с интеллектуальной недостаточностью:
Данные особенности у подростков с ИН связаны с недостаточной дифференцированостью эмоций, их неадекватностью, эмоциональной незрелостью и недостаточностью интеллектуальной регуляции эмоций, а также повышенной ситуативной тревожностью.
Информация о работе Особенности тревожности подростков с интеллектуальной недостаточностью