Особенности творческого мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 23:46, реферат

Описание работы

Важность психологического изучения мышления состоит том, что мыслительное освоение проблемной ситуации осуществляется не только сознательным уровнем психики, но психикой в целом, включая подсознательную и бессознательную ее подсистемы.
Психологические исследования и опыт обучения показывают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. Исследования психологов показали, что творческое обучение повышает креативность учащихся, они начинают активно участвовать в творческих делах, они быстрее и разными способами достигают результата, они детально оценивают свое решение и активно совершенствуют его, и им в итоге начинает больше нравиться школа.

Содержание работы

Введение
1. Определение мышления, творчества и креативности
2. Особенности творческого мышления
3. Развитие творческого мышления
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Особенности творческого мышления.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, творческое мышление отличается оригинальностью, гибкостью, образностью. В основе творческого мышления лежит синтез логического мышления и воображения. Эти процессы являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими, но их роль неодинакова на разных этапах творческого процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие творческого мышления

Развитие творческого мышления совершается в процессе обучения и воспитания. Оно формируется в процессе взаимодействия с миром, посредством овладения в процессе обучения содержания материальной и духовной культуры, искусства. Поэтому есть возможность говорить о специальном, целенаправленном формировании творческого мышления, о системном формирующем воздействии.

Важную роль в подготовке к творческому  труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается  психологическая основа для такой деятельности, развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, активность, инициатива, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества. Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки у человека, тем богаче его фантазия, реальнее замыслы.

Серьёзные попытки найти ответ  на вопрос, что мешает проявлению творческих способностей, предприняли Г. Линдсей, К.С. Халл и Р.Ф. Томпсон. Они обнаружили, что проявлению творческого мышления мешает не только недостаточное развитие определённых способностей, но и наличие определённых личностных черт:

Конформизм – желание быть похожим  на другого. Человек опасается высказывать  необычные идеи из-за боязни показаться смешным или не очень умным.

Цензура – в особенности внутренняя цензура. Люди, которые бояться собственных идей, склонны к пассивному реагированию на окружающее и не пытаются творчески решать возникающие проблемы.

Ригидность – часто приобретаемая  в процессе школьного обучения. Типичные методы помогают закрепить знания, принятые на сегодняшний день, но не позволяют научить ставить и решать новые проблемы, улучшать уже существующие решения.

Желание найти ответ немедленно, чрезмерно высокая мотивация  часто способствует принятию непродуманных, неадекватных решений.

Ещё одной причиной, тормозящей проявление творчества, заключается в существовании двух конкурирующих между собой типов мышления: критического и творческого. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Человек, у которого в большей степени развит именно этот тип мышления, видит только недостатки, но не предлагает своих конструктивных идей, поскольку опять-таки замыкается на поисках недостатков, но уже в своих суждениях. С другой стороны, человек, у которого преобладает творческое мышление, стремится к разработке конструктивных идей, но при этом не уделяет должного внимания тем недостаткам, которые содержатся в них, что также негативно отражается на разработке оригинальных идей.

Творческое мышление выступает  главным образом как решение  задач, вопросов, проблем, которые выдвигаются перед людьми. Решая задачи, человек размышляет, делает выводы, творит и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир. Качество личности, в значительной степени способствующее результативному творчеству – это открытость новому опыту. Это  качество выражается в готовности воспринимать и осваивать то новое, что появляется в окружении человека. Кроме того, открытые к новому опыту люди характеризуются любопытством, даже некоторой игривостью. Творческой личности  присущи также следующие качества:

Независимость -  личностные стандарты  для них выше стандартов группы, оценки и суждения отличаются неконформностью.

«Открытость ума» - готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному.

Высокая толерантность к неопределённым и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях.

Развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Для развития творческого мышления необходимы следующие факторы: способность рисковать, дивергентное мышление, гибкость в мышлении и действиях, быстрота мышления, способность выдвигать оригинальные идеи, богатое воображение, умение воспринимать неоднозначные вещи, эстетические ценности, развитая интуиция. В заключении отмечу некоторые предпосылки расширения творческого потенциала человека:

Развитие базы знаний и умений, накопление и систематизация того запаса информации, на основе которого можно  творить что-то новое, а так же совершенствование навыков, необходимых для соответствующего вида деятельности.

Создание атмосферы, располагающей  к творчеству. Ключевая характеристика этой атмосферы – отсутствие критики  на стадии порождения идей, что позволяет  преодолеть внутренние ограничения, препятствующие тому, чтобы увидеть проблему в новом ракурсе.

Поиск аналогий. Шансы на творческое решение задачи возрастают, если удаётся  разглядеть аналогии между ней и  какими-то другими проблемными ситуациями, даже если они на первый взгляд и  не сходны между собой.

Исходя из приведённых суждений и сопоставляя причины и условия, способствующие и препятствующие развитию творческого мышления, необходимо сделать один, обобщающий вывод: способность творчески мыслить должна целенаправленно формироваться в процессе всего психического развития человека.

 

 

 

 

 

Заключение

Проблема мышления чрезвычайно  широка и многогранна. Она имеет  разнообразные аспекты, часть из которых является традиционной, а  другие возникли сравнительно недавно. Творческое мышление направлено на создание новых идей, его результатом является открытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи. В ходе творческого мышления возникают новообразования, касающиеся мотивации, целей, оценок, смыслов внутри самой познавательной деятельности. Необходимо отличать создание объективно нового, т.е. того, что еще никем не было сделано, и субъективно нового, т.е. нового для данного конкретного человека. В качестве препятствий развитию творческого мышления может выступать излишняя критичность, внутренняя цензура, желание найти ответ немедленно, ригидность (стремление пользоваться старыми знаниями) и конформизм (боязнь выделиться и стать смешным для окружающих). А в качестве основных факторов, способствующих развитию творческого мышления можно выделить, прежде всего, открытость новому опыту, а также независимость, оригинальность, богатое воображение, развитая интуиция и чувство юмора. А главная особенность творческого мышления связана со спецификой протекания процесса в целостной психике как системе, порождающей активность индивида. 

Каждая творческая личность - яркая  оригинальность. В то же время, рассматривая творческие качества, нельзя не удивляться поразительному сходству внутреннего  мира разных личностей. Следовательно, развитие в себе этих качеств не является "подгонкой" под некий безликий, серый "штамп", а, наоборот, усиливает индивидуальность.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

    1. Бескова И.А. Как возможно творческое мышление? М.: ИФРАН, 1993.
    2. Вудвордс Р. Этапы творческого мышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во Московского университета, 1981 г.
    3. Грецов А. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. СПб.: Питер, 2007
    4. Дружинин В. Н. Психология общих способностей - СПб.: Питер, 1999.
    5. Линдсей Г., Халл К.С., Томпсон Р.Ф. Творческое и критическое мышление// Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во Московского университета, 1981 г.
    6. Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996
    7. Пономарёв Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.
    8. Психология. Словарь / под общ. ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. М.: Политиздат, 1990.
    9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2007.

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Особенности творческого мышления