Особенности внимания: их объем и устойчивость в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить психологические средства коррекции внимания у детей дошкольного возраста.
Изучив и проанализировав литературу по данной теме, нами была выдвинута следующая гипотеза: предполагаем, что развитие внимания у детей дошкольного возраста будет проходить успешнее при использовании психологических средств: психогимнастика, игры, задания и упражнения, направленные на развитие внимания.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие «внимание» в психолого-педагогической литературе…………...7
2. Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста………..14
1.3 Психологические средства коррекции внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………………...........................18
Глава 2. Опытно- экспериментальная работа по изучению закономерностей внимания у детей дошкольного возраста............................................................25
3. Диагностика уровней развития внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...25
2.2 Методические рекомендации по развитию внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………………...........................29
Заключение……………………………………………………………………….35
Библиография…………………………………………………………………….39

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по психологии.docx

— 39.86 Кб (Скачать файл)

Внимание ребенка в  начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам  и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угасает. Появление  нового предмета тот час же вызывает переключение внимания на него. Поэтому  дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.

На протяжении дошкольного  возраста в связи с усложнением  деятельности детей и их передвижением  в общем умственном развитии, внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-40 мин., то к 5-6 годам длительность игры возрастает до 2 часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций.

Устойчивость внимания у  детей проявляется в длительности сосредоточения его на объекте. Это  свойство внимания зависит от целого ряда причин: от силы нервных процессов, от характера деятельности, от отношения  к делу, от сложившихся привычек. Отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно; переключая внимание, он ставит цель заняться чем-то или  отдохнуть. Выдвигая в процессе деятельности новые задачи, мы переносим внимание с одного объекта на другой или  с одной его стороны на другую [24, с.42].

Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдается два вида внимания: непроизвольное – от ориентировочной  реакции на сильные раздражители к сосредоточенности на необычном, непохожем, значимом (в зависимости  от субъективного опыта) и произвольное – от регулирования действий со стороны взрослого к саморегуляции  и самоконтролю в соответствии с  целью и принятыми способами  действия. Оба направления только определились в дошкольном возрасте, но в перспективе именно они приведут к развитию внимания школьника[11, с.86]. Высокого развития достигает непроизвольное внимание в дошкольном возрасте. Появление  новых интересов, участие в новых  видах деятельности заставляют ребёнка  сосредоточиваться на таких сторонах действительности, которые раньше оставались незамеченными.

 

 

Таким образом, рассмотрев теоретические  основы проявления внимания у дошкольников и психологические средства их коррекции, мы пришли к выводам:

 

1. Внимание – это избирательная  направленность на тот или  иной объект, сосредоточение на  нем.

 

2. В дошкольном возрасте  развитие внимания связано с  появлением новых интересов, расширением  кругозора, овладением новыми  видами деятельности. Старший дошкольник  все больше обращает внимание  на те стороны действительности, которые раньше оставались вне  его внимания.

 

3. Внимание ребёнка формируется  в практической деятельности. Игра  и есть та деятельность, которая  обеспечивает всестороннее развитие  ребёнка, является одним из  могучих средств обучения и  воспитания, в которой ребёнок  осваивает эмоционально, а затем  интеллектуально всю систему  человеческих отношений. Она позволяет  развивать внимание, мышление и  другие психические процессы, поэтому  в системе обучения и воспитания  детей с нарушениями речи игры  занимают не только значительное  место, но и представлены во  всём их многообразии: сюжетно-ролевые,  дидактические, хороводные, подвижные  и т.д.

 

Следующая глава будет  посвящена экспериментальному исследования проявления закономерностей внимания у детей дошкольного возраста.

 

Глава 2. Исследование внимания у детей 5-6 лет

 

Наша  исследовательская работа была проведена  на базе детского сада №162, города Воронеж, с ребенком 5 лет Марией О.

Цель: проверить уровень развития внимания девочки, для определения программы дальнейших занятии по данной теме.

Пособие: Развитие внимания, тесты для детей 5-6 лет.

С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербина.

Пособие содержит 9 задании, которые оцениваются  по балльной системе: за самостоятельное  и правильное выполнение задания  дается один балл; за выполнение с небольшими ошибками или незначительной помощью  взрослого-полбалла; за выполнение с  серьезными ошибками или невыполнение задания баллы не даются.

7-9 баллов - высокий уровень

3.5-5 баллов - средний уровень

0-1 балла низки уровень.

Задание №1: Найди и покажи на рисунке 10 рыбок (Самостоятельно и быстро нашла всех рыбок – 1 б.)

Задание №2: Расставь значки в фигурках в соответствии с образцом.(допустила 3 ошибки- 0,5 б.)

Задание №3: Перенеси буквы в пустую табличку в том же порядке, как они расположены вверху. (Выполнила задание без ошибок и достаточно быстро-1 б.)

Задание №4: Посчитай и запиши в пустых клеточках, сколько раз встречается в таблице каждая фигурка.(Правильно определила количество разных фигурок в таблице- 1 б.)

Задание №5: Зачеркни только эти цифры (Допустила 2 ошибки, выполнила задание в медленном темпе- 0,5 б.)

Задание №6: Найди выделенные фигурки среди тех, что изображены на большой картинке. (Выполнила задание самостоятельно и быстро -1 б.)

Задание №7: Найди пары одинаковых картинок. ( Самостоятельно и быстро нашла 7 пар картинок- 1 б.)

Задание №8: Найди каждому животному новое место.( Самостоятельно и быстро нашла новые места -1 б.)

Задание №9: Найди отличия между двумя картинками. (Не заметила 2 отличия и выполнила задание с небольшой помощью взрослого- 0,5 б.)

Задание №10: Расставь значки в фигурках в соответствии с образцом.(допустила 3 ошибки -0,5 б.)

Итого 8 баллов, высокий уровень. Ребенок  справился с заданиями отлично, можно предлагать более сложные  задания, чтобы развитие не стояло на месте.

умственный  внимание дошкольник познавательный

 

Вывод

 

Внимание - одно из уникальных свойств психики  человека. Без него невозможна работа памяти, мышления. Внимание требуется, чтобы добиться успеха в игре, спорте, любом деле. Особенно важно внимательное отношение к людям. Здорово, если ребенок поймет это уже в детстве. Растущему ребенку важно понимать, почему он должен быть внимательным, а  для этого его необходимо научить  быть внимательным.

 

 

 

 

Библиография

1.         Афонькина, Ю.А. Практикум по  детской психологии / Под ред.  Г.А. Урунтаевой [Текст]/Ю.А.Афонькина,  Г.А.Урунтаева. -М.: Просвещение: Владос, 1995. - 52 с.

2.         Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст]/А.Анастази.- М.: Педагогика, 1982. - 39 с.

3.         Богословский, В.В. Общая психология: Учеб. Пособие для студентов пед.  Институтов [Текст]/В.В.Богословский, А.А.Степанов, А.Д.Виноградова.-М.: Просвещение, 1981. -87 с.

4.         Выготский, Л.С. Вопросы детской  психологии [Текст]/Л.С.Выготский.- СПб.: Союз, 1997. - 234 с.

5.         Выготский, Л.С. Вклад отечественных  ученых в изучение проблемы  развития внимания в целом  и развития внимания у детей  дошкольного возраста [Текст]/Л.С.Выготский,  Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин.- М.:Просвещение, 2001. – с.123.

6.         Запорожец, А.В. Психология детей  дошкольного возраста [Текст]/А.В.Запорожец.- М.:Просвещение, 1964. - 75 с.

7.         Ильина, М.Н. Тесты для детей,  сборник тестов и развивающихся  упражнений [Текст] /М.Н.Ильина, Л.Г.Парамонова, Н.Я.Головнева.- СПб.: Дельта, 2003. – 243 с.

8.         Максимова, А. Гиперактивность  и дефицит внимания у детей  [Текст]/А.Максимова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 26 с.

9.         Немов, Р.С. Психология. Кн.3: Экспериментальная  и педагогическая психология  и психодиагностика [Текст] /Р.С.Немов.- М.: Просвещение; Владос, 1995. - 78 с.

10.      Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного  психолога. 2-е изд., дораб. [Текст] /Р.В.Овчарова. - М.:Просвещение, 1996. -324 с.

11.      Палагина, Н.Н. Психология развития и  возрастная психология: учебное  пособие для вузов [Текст]/Н.Н.Палагина.- М.: Московский психолого- социальный  институт, 2005. - 234 с.

12.      Психологический  журнал. -1982. -Т.З.-№5 -с. 54- 65.

13.      Психология  дошкольника. Хрестоматия для  студентов средних педагогических  учебных заведений. М.: Академия, 1997. - 44 с.

14.      Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных  способностей у детей [Текст]/Л.Ф.Тихомирова.- Ярославль, 1996. - 153 с.

15.      Тихомирова, Л.Ф. Развитие логического мышления  детей Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басов.- Ярославль, 1995. - 64 с.

16.      Урунтаева,  Г.А. Дошкольная психология. Учебное  пособие [Текст]/Г.А.Урунтаева. - М.: Академия, 1997. - 225 с.

17.      Урунтаева,  Г.А. Диагностика детей дошкольного  возраста [Текст]/Г.А.Урунтаева. - М.: Академия, 1997. - 423 с.

18.      Урунтаева,  Г.А. Практикум по детской психологии/ Под ред. Г.А. Урунтаевой [Текст]/Г.А.Урунтаева,  Ю.А.Афонькина. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 53 с.

19.      Фесюкова, Л.Б. от 3-х до 7-ми. Книга для  пап, мам, дедушек и бабушек  [Текст] / Л.Б.Фесюкова. - Харьков, Ростов-на-Дону  «Феникс», 1997. - 70 с.

20.      Хрестоматия  по вниманию под ред. Леонтьева,  А.Н., Пузырея, А.А., Романова, В.Я. –  М:Просвещение, 1976. - 312 с.

21.      Черемошкина,  Л.В. Развитие внимания детей:  Популярное пособие для родителей  и педагогов [Текст]/ Л.В.Черемошкина. - Ярославль, 1997. - 55 с.

22.      Чистякова,  М.И. Психогимнастика. 2-е изд./ Под  ред. М.И. Буянова М.И.Чистякова. - М.:Просвещение, 1995. - 153 с.

23.      Шаграева, О.А. Детская психология: Теоретический  и практический курс: учеб. пособие  для студентов высших учеб. заведений  [Текст]/О.А.Шаграева.- М.: Гуманист. Изд.  Центр ВЛАДОС, 2001.- 234 с.

24.      Шаповаленко,  И.В. Возрастная психология (психология  развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов/  И.В. Шаповаленко.- М.: Гардарики, 2007.

25.      25 Шванцара, Йозеф и коллектив авторов.  Диагностика психического развития. Прага: Авиценум, 1978.

 


Информация о работе Особенности внимания: их объем и устойчивость в дошкольном возрасте