Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:48, курсовая работа
Цель исследования: выявить психологические средства коррекции внимания у детей дошкольного возраста.
Изучив и проанализировав литературу по данной теме, нами была выдвинута следующая гипотеза: предполагаем, что развитие внимания у детей дошкольного возраста будет проходить успешнее при использовании психологических средств: психогимнастика, игры, задания и упражнения, направленные на развитие внимания.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие «внимание» в психолого-педагогической литературе…………...7
2. Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста………..14
1.3 Психологические средства коррекции внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………………...........................18
Глава 2. Опытно- экспериментальная работа по изучению закономерностей внимания у детей дошкольного возраста............................................................25
3. Диагностика уровней развития внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...25
2.2 Методические рекомендации по развитию внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………………...........................29
Заключение……………………………………………………………………….35
Библиография…………………………………………………………………….39
Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угасает. Появление нового предмета тот час же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.
На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии, внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-40 мин., то к 5-6 годам длительность игры возрастает до 2 часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций.
Устойчивость внимания у
детей проявляется в
Таким образом, в дошкольном
возрасте наблюдается два вида внимания:
непроизвольное – от ориентировочной
реакции на сильные раздражители
к сосредоточенности на необычном,
непохожем, значимом (в зависимости
от субъективного опыта) и произвольное
– от регулирования действий со
стороны взрослого к
Таким образом, рассмотрев теоретические основы проявления внимания у дошкольников и психологические средства их коррекции, мы пришли к выводам:
1. Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточение на нем.
2. В дошкольном возрасте
развитие внимания связано с
появлением новых интересов,
3. Внимание ребёнка формируется
в практической деятельности. Игра
и есть та деятельность, которая
обеспечивает всестороннее
Следующая глава будет посвящена экспериментальному исследования проявления закономерностей внимания у детей дошкольного возраста.
Глава 2. Исследование внимания у детей 5-6 лет
Наша исследовательская работа была проведена на базе детского сада №162, города Воронеж, с ребенком 5 лет Марией О.
Цель: проверить уровень развития внимания девочки, для определения программы дальнейших занятии по данной теме.
Пособие: Развитие внимания, тесты для детей 5-6 лет.
С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербина.
Пособие содержит 9 задании, которые оцениваются по балльной системе: за самостоятельное и правильное выполнение задания дается один балл; за выполнение с небольшими ошибками или незначительной помощью взрослого-полбалла; за выполнение с серьезными ошибками или невыполнение задания баллы не даются.
7-9 баллов - высокий уровень
3.5-5 баллов - средний уровень
0-1 балла низки уровень.
Задание №1: Найди и покажи на рисунке 10 рыбок (Самостоятельно и быстро нашла всех рыбок – 1 б.)
Задание №2: Расставь значки в фигурках в соответствии с образцом.(допустила 3 ошибки- 0,5 б.)
Задание №3: Перенеси буквы в пустую табличку в том же порядке, как они расположены вверху. (Выполнила задание без ошибок и достаточно быстро-1 б.)
Задание №4: Посчитай и запиши в пустых клеточках, сколько раз встречается в таблице каждая фигурка.(Правильно определила количество разных фигурок в таблице- 1 б.)
Задание №5: Зачеркни только эти цифры (Допустила 2 ошибки, выполнила задание в медленном темпе- 0,5 б.)
Задание №6: Найди выделенные фигурки среди тех, что изображены на большой картинке. (Выполнила задание самостоятельно и быстро -1 б.)
Задание №7: Найди пары одинаковых картинок. ( Самостоятельно и быстро нашла 7 пар картинок- 1 б.)
Задание №8: Найди каждому животному новое место.( Самостоятельно и быстро нашла новые места -1 б.)
Задание №9: Найди отличия между двумя картинками. (Не заметила 2 отличия и выполнила задание с небольшой помощью взрослого- 0,5 б.)
Задание №10: Расставь значки в фигурках в соответствии с образцом.(допустила 3 ошибки -0,5 б.)
Итого 8 баллов, высокий уровень. Ребенок справился с заданиями отлично, можно предлагать более сложные задания, чтобы развитие не стояло на месте.
умственный внимание дошкольник познавательный
Вывод
Внимание
- одно из уникальных свойств психики
человека. Без него невозможна работа
памяти, мышления. Внимание требуется,
чтобы добиться успеха в игре, спорте,
любом деле. Особенно важно внимательное
отношение к людям. Здорово, если
ребенок поймет это уже в детстве.
Растущему ребенку важно
Библиография
1. Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии / Под ред. Г.А. Урунтаевой [Текст]/Ю.А.Афонькина, Г.А.Урунтаева. -М.: Просвещение: Владос, 1995. - 52 с.
2.
Анастази, А. Психологическое
3. Богословский, В.В. Общая психология: Учеб. Пособие для студентов пед. Институтов [Текст]/В.В.Богословский, А.А.Степанов, А.Д.Виноградова.-М.: Просвещение, 1981. -87 с.
4.
Выготский, Л.С. Вопросы
5.
Выготский, Л.С. Вклад
6.
Запорожец, А.В. Психология
7.
Ильина, М.Н. Тесты для детей,
сборник тестов и
8. Максимова, А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей [Текст]/А.Максимова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 26 с.
9. Немов, Р.С. Психология. Кн.3: Экспериментальная и педагогическая психология и психодиагностика [Текст] /Р.С.Немов.- М.: Просвещение; Владос, 1995. - 78 с.
10. Овчарова,
Р.В. Справочная книга
11. Палагина,
Н.Н. Психология развития и
возрастная психология: учебное
пособие для вузов [Текст]/Н.Н.
12. Психологический журнал. -1982. -Т.З.-№5 -с. 54- 65.
13. Психология
дошкольника. Хрестоматия для
студентов средних
14. Тихомирова,
Л.Ф. Развитие познавательных
способностей у детей [Текст]/
15. Тихомирова,
Л.Ф. Развитие логического
16. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие [Текст]/Г.А.Урунтаева. - М.: Академия, 1997. - 225 с.
17. Урунтаева,
Г.А. Диагностика детей
18. Урунтаева,
Г.А. Практикум по детской
19. Фесюкова, Л.Б. от 3-х до 7-ми. Книга для пап, мам, дедушек и бабушек [Текст] / Л.Б.Фесюкова. - Харьков, Ростов-на-Дону «Феникс», 1997. - 70 с.
20. Хрестоматия
по вниманию под ред.
21. Черемошкина,
Л.В. Развитие внимания детей:
Популярное пособие для
22. Чистякова,
М.И. Психогимнастика. 2-е изд./ Под
ред. М.И. Буянова М.И.
23. Шаграева, О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений [Текст]/О.А.Шаграева.- М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- 234 с.
24. Шаповаленко,
И.В. Возрастная психология (психология
развития и возрастная
25. 25 Шванцара,
Йозеф и коллектив авторов.
Диагностика психического
Информация о работе Особенности внимания: их объем и устойчивость в дошкольном возрасте