Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 09:49, курсовая работа
Любой человек, сталкивающийся с таким сложным и многогранным явлением, как ощущение и восприятие в праве спросить, зачем нужно его изучать. Помимо чисто научных существует немало и других побудительных мотивов. Во-первых, идеи, дискуссионные вопросы и основные аспекты этой проблемы важны не только для истории психологии, как науки вообще, но и являются центральными для экспериментальной психологии в частности
Введение …………………………………………………………….……2 Глава 1. Теоретический анализ изучения восприятия…………….……4
1.1. Понятие о восприятии ……………………………… …….…… . 4
1.2. Основные виды восприятия………………………… …….…… .8
1.3. Восприятие пространства …………………………….… 15
1.4. Восприятие движения ……………………………………16
1.5. Восприятие времени … …………………………… ……18
1.6. Практическая часть……………………………………
Выводы ……………………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………… .
Литература …………………………………………………………………
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»
Кафедра: Инженерной психологии и психологии труда
Особенности восприятия пространства времени и движения.
Студентка группы 71-9
Красноярск 2014
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»
Факультет: Гуманитарный
Кафедра: Инженерной психологии и психологии труда
Дисциплина: «Общая психология»
ЗАДАНИЕ
На курсовой проект по дисциплине «Общая психология» студенту группы 71-9 Олейник Юлии Александровне
Тема: «Особенности восприятия пространства времени и движения»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………….……2
1.1. Понятие о восприятии ……………………………… …….…… . 4
1.2. Основные виды восприятия………………………… …….…… .8
1.3. Восприятие пространства …………………………….… 15
1.4. Восприятие движения ……………………………………16
1.5. Восприятие времени … …………………………… ……18
1.6. Практическая часть………………………………
Выводы ……………………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………… .
Литература …………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Любой человек, сталкивающийся с таким сложным и многогранным явлением, как ощущение и восприятие в праве спросить, зачем нужно его изучать. Помимо чисто научных существует немало и других побудительных мотивов. Во-первых, идеи, дискуссионные вопросы и основные аспекты этой проблемы важны не только для истории психологии, как науки вообще, но и являются центральными для экспериментальной психологии в частности. Роль чувств, в решении фундаментальных философских проблем, касающихся того, как мы познаем окружающий нас мир, чрезвычайно велика. Сама экспериментальная психология началась с философских проблем, в которых основное внимание уделялось ощущению и восприятию.
Во-вторых, еще одна причина тесно связанная с первой, и побуждающая изучать ощущение и восприятие, - их важность для получения системных знаний о самих себе и окружающем нас мире. Это справедливо, так как все наши знания о находящейся вне нас реальности являются в первую очередь результатом ощущений и восприятия. Наши чувства – это наш единственный механизм обнаружения энергетических и химических сигналов, посылаемых нам средой, и именно на их основе мы воспринимаем и оцениваем реальность.
Есть также немало практических причин для изучения ощущения и восприятия. Этот раздел психологии имеет дело с важными, если не с решающими, аспектами нашего повседневного взаимодействия с внешней средой. Если говорить о практической целесообразности, то изучение ощущения и восприятия вооружает ученых умением выявлять и лечить людей с нарушениями сенсорно-перцептивной системы.
Изучение восприятия движения также немаловажно. Биологическая роль этого восприятия чрезвычайно велика. Чтобы их движения были эффективными, животные должны быть в состоянии определять, где именно, в каком направлении, а нередко – и с какой скоростью перемещаются те или иные объекты. Не вызывает сомнения, что информация о движении имеет решающее значение для выживания большинства биологических видов.
Изучение восприятия пространства и времени, также играет большую роль в жизни человека, так как позволяет построить правильную картинку окружающего нас мира.
Исследованием восприятия занимались такие ученые и исследователи, как Павлов И.П. (рефлекторная основа восприятия), Теплов Б.М., Запорожец А.Н. (этапы развития восприятия у детей), Эвклид (закон зрительного угла как закон восприятия размера), Мах Э. (механизмы восприятия движения), Вундт В. (теория восприятия движения), Вертгеймер М. (Фи-феномен) и другие отечественные и зарубежные исследователи.
Цель курсовой работы: Изучение видов восприятия.
Предмет исследования: Восприятие движения, времени и пространства.
Гипотеза исследования: Заключается в предположении, что восприятие движения, времени и пространства являются особыми видами восприятия.
Исходя из выдвинутой гипотезы и сформулированного предмета, решались следующие задачи:
1. Раскрыть понятие восприятия.
2. Проанализировать основные существующие виды восприятия.
3. Выявить особенности восприятия движения, времени и пространства.
Глава 1. Теоретический анализ изучения восприятия
- Понятие о восприятии
Восприятие - это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств.
В формировании восприятия принимают участие ощущения, двигательные компоненты, жизненный опыт индивида, память, мышление и речь, волевые усилия и внимание, интересы, цели и установки человека.
Восприятие возникает на основе ощущений, но оно не сводится к их простой сумме (в подобных случаях говорят, что процесс не является аддитивным). Это качественно новый, более сложный психический процесс по сравнению с ощущением. Восприятие направлено на узнавание опознавательных признаков воспринимаемого объекта и построение его копии (модели) в сознании. Результат восприятия - это целостный перцептивный образ объекта, а не отдельные его свойства, информацию о которых дают человеку ощущения. Это, однако, не значит, что вместе с целостным образом объекта воспринимаются все его мелкие детали.
Существуют две модели формирования образа в процессе восприятия:
- стимульная, «чисто» рефлекторная, утверждающая, что появление образа объекта вызвано только его отражением в сознании при воздействии раздражителей на сенсорные каналы;
- деятелъностная, утверждающая, что образ, который человек воспринимает, является не столько результатом реакции психики на раздражители, сколько следствием непрерывного построения субъектом перцептивных гипотез, «встречных» отражаемой среде (человек, используя свой опыт, как бы предвидит основные свойства воспринимаемого объекта).
Сложность изучения восприятия как познавательного процесса состоит в том, что из всех воздействующих признаков в сознании человека отражаются лишь ведущие, а несущественные остаются за пределами восприятия. Это обусловлено не только особенностями объекта, но и тем, что именно в объекте представляет интерес для индивида, с какой целью индивид включился в процесс восприятия, каковы его предварительные установки на восприятие.
Узнавание объекта как одна из составляющих восприятия зависит от жизненного опыта человека, его знаний об этом объекте. Например, знакомое слово можно восстановить (воспринять) буквально по предъявлении одной-двух составляющих его букв, незнакомое же потребует для этого гораздо больше букв.
Для восприятия иногда требуется концентрация внимания на объекте и определенные волевые усилия. Особенно это характерно для случаев, когда интерес к объекту у индивида невелик или отсутствует осознание необходимости изучения объекта. Конечно же, изучение и узнавание объекта через процесс восприятия не могут состояться без подключения памяти и мышления. Ведь при этом осуществляются сложные процессы сопоставления признаков объекта с эталонами, хранящимися в долговременной памяти человека, мысленного анализа и синтеза системы этих признаков и принятия решений.
Немаловажно, что информация для этого поступает одновременно от многих органов чувств (зрение, слух, обоняние и др.). В частности, существенный вклад в формирование образа воспринимаемого объекта вносят двигательные компоненты посредством глаз, проговаривания звуков, ощупывания. Слуховой анализатор помогает при восприятии ориентироваться в пространственном положении источника информации.
Наконец, перцептивный процесс распространяется на высшие уровни психической деятельности, такие как речь. Ведь человек мыслит... словами. Выделяя ведущие признаки воспринимаемого объекта, он обговаривает, обозначает их словом.
Таким образом, восприятие представляет собой упорядоченную систему активных перцептивных действий, формируемую в процессе жизнедеятельности индивида.
Основные свойства восприятия.
Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.д. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции.
Свойства восприятия:
1. Целостность – восприятие
есть всегда целостный образ
предмета. Однако способность целостного
зрительного восприятия предмет
2. Константность восприятия
– благодаря ей, мы воспринимаем
окружающие предметы как
3. Структурность восприятия
– Восприятие не является
4. Осмысленность восприятия
– Восприятие тесно связанные
с мышлением с понимаем
5. Избирательность восприятия
– проявляется в
Информация о работе Особенности восприятия пространства времени и движения