Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 08:17, курсовая работа
Цель исследования – определить особенности развития восприятия в младшем школьном возрасте у детей с умственной отсталостью.
Объект исследования – особенности восприятия у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Предмет исследования – восприятие умственно отсталых детей младшего школьного возраста.
Введение......................................................................................................................2
Глава 1. Проблема изучения восприятия у умственно отсталых детей в психолого-педагогической литературе 5
1.1. Восприятие как психический процесс 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью 8
Глава 2. Особенности восприятия детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 2
2.1. Методика исследования зрительного восприятия 2
2.2. Особенности восприятия умственно отсталых детей младшего школьного возраста 26
Заключение 28
Список используемой литературы 30
У детей с умственной
отсталостью отмечаются и трудности
в воспроизведении образов
Для того чтобы обучение детей протекало успешней и носило творческий характер, необходимо достаточно развитое воображение. У умственно отсталых оно отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью. Так как их жизненный опыт беден, а мыслительные операции несовершенны, формирование воображения идет на неблагоприятной основе.
Наряду с указанными
особенностями психических
Умственная отсталость
проявляется не только в несформированности
познавательной деятельности, но и
в нарушении эмоционально-
Все эти особенности
психических процессов
Таковы наиболее характерные
особенности протекания познавательных
и эмоционально-волевых
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей личности умственно отсталых. Психологи (А. Д. Виноградова, Н. Л. Коломенский, Ж. И. Намазбаева и др.) указывают, что, в отличие от сверстников с нормальным интеллектом, умственно отсталых характеризует ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность интересов, потребностей и мотивов. Снижена активность всей деятельности. Эти черты личности затрудняют формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.
Ранняя диагностика, прогнозмрование школьных проблем и коррекция трудностей в процессе обучения требуют объективной оценки функционирования развития каждого ребенка. Одним из важнейших показателей функционального развития является уровень зрительного восприятия, определяющий успешность освоения базовых навыков письма и чтения в начальной школе.
Вовремя выявить трудности
Содержание методик:
1.Методика
«Оценка уровня зрительного
Зрительное восприятие состоит
из большого числа функций,
поэтому тест М. Безруких и
Л. Морозова, представляет собой
комплексную систему для
Диагностическое
обследование проводится
Инструкция исследователя: «Сейчас мы будем рисовать. Внимательно слушай задание и выполняй его так, как я буду говорить. Выполнение каждого задания начинай только по моей команде. Когда ты закончишь выполнять задание, положи карандаш на стол и жди инструкцию к следующему. Если ты не понял задание, спроси сразу, чтобы не сделать ошибок. Не отрывай карандаш от бумаги при выполнении всех заданий. Тестовый лист не верти». (Примечание: эту инструкцию можно повторять по мере необходимости). После выполнения каждого субтеста делается 5 – 10 минутный перерыв.
Субтест 1: изучение зрительно – моторной координации.
Например: Задание 1. Посмотри внимательно. Здесь нарисована точка и звездочка (показать). Нарисуй прямую линию от точки, до звездочки не отрывая карандаш от бумаги. Постарайся, чтобы линия была как можно ровнее. Закончив, отложи карандаш.
Во втором
задании нарисованы две
Инструкция повторяется перед
выполнением детьми каждого
Все дети с умственной отсталостью справляются с каждым из заданий медленно, неуверенно, линии – нечеткие, с искривлениями и неточностями.
В основе выполнения каждого из заданий лежит определение ведущей руки ребенка, умения ориентироваться в пространстве.
Субтест 2:включает нахождение заданной фигуры при увеличении количества фоновых фигур. В заданиях использованы пересечения фигур и «скрытые» геометрические фигуры;
Демонстрационные
карточки предъявляются
Например: Задание 1. Инструкция: «Сейчас мы будем находить знакомые фигуры, и обводить их. Найди и обведи красным карандашом спрятанный треугольник, круг, прямоугольник».
Результаты по этому
Субтест 3 «Опознание геометрической фигуры»
Инструкция: каждому ребенку показывается таблица со схематичным изображением предмета, например, девочка, состоящая из четырех треугольников, одного круга, двух прямоугольников и предлагается сказать, из каких фигур составлен этот рисунок. Однако в первом классе не все умственно отсталые дети справляются с заданием. Дети не различают геометрические фигуры по форме, размеру, не воспринимают целостный образ схематичного изображения предмета на таблице.
Первоклассники массовой школы легко называют геометрические фигуры, из которых составлены рисунки, и что именно было изображено на таблице.
Субтест 4 «Положение в пространстве»
В основе умения ориентироваться в пространстве, то есть воспринимать его, лежит умение ориентироваться в схеме тела, знать свою ведущую руку.
Содержание методики предполагает выполнение детьми 8 заданий. По инструкции дидактический материал методики кладется перед ребенком, экспериментатор повторяет инструкцию перед выполнением каждого задания и следит за тем, чтобы ребенок брал листы с соответствующими заданиями.
Задание 1: «Посмотри на первую строчку. Здесь нарисованы уголки. Они все изображены по- разному, но среди них есть один, нарисованный как образец (нарисован отдельно, показывается ребенку). Найди точно такой же уголок среди остальных и зачеркни его. Смотри внимательно, уголки очень похожи, но лишь один из них правильный.
Во втором задании нужно найти точно такой же круг, как на образце и зачеркнуть его.
Задание 3-4: (инструкция аналогична).
«Следующее задание сложнее.
Экспериментатор внимательно
Субтест 5: Цель: определение пространственных отношений. Заданий в данном субтесте 8. Инструкции аналогичны предыдущим: «Посмотри внимательно на рисунок задания. Ты видишь фигуру (показывается рисунок). На что она похожа? Но она нарисована не просто так, а по точкам, т.е. каждая линия идет от одной точки к другой. Нужно нарисовать такую же фигуру, соединяя линиями свободные точки. Будь внимателен, следи, от какой точки, к какой идут линии. Закончив, отложи карандаш».
Не
все умственно отсталые
Субтест 6: комплексный субтест – включает в себя анализ фигур с последующим дорисовыванием их частей, согласно заданному образцу. Инструкция ко всем заданиям субтеста: «Тестовый лист не вращай. Те линии, которые уже есть на рисунках, не обводи, дорисовывай только то, чего недостает». Нужно следить за тем, чтобы все задания выполнялись по порядку, чтобы ребенку было легче выделить задание из тестового листа, все последующие задания закрывают чистым листом бумаги.
По окончании работы все листы
с выполненными тестовыми задан
Подсчитывается количество
Результаты методики «Оценка уровней зрительного восприятия умственно отсталых младших школьников»
№ п.∕п. И.Ф. |
1 субтест |
2 субтест |
3 субтест |
4 субтест |
5 субтест |
6 субтест |
1.Аня А. |
4 б |
6 б |
5 б |
5 б |
4 б |
3 б |
2.Сережа В. |
3 б |
5 б |
5 б |
3 б |
2 б |
5 б |
3.Дима Е. |
6 б |
7 б |
3 б |
5 б |
5 б |
4 б |
4.Андрей К. |
4 б |
4 б |
3 б |
5 б |
4 б |
2 б |
5.Элиза Х. |
5 б |
4 б |
5 б |
4 б |
3 б |
4 б |
Результаты, полученные по данной методике, еще раз убедительно доказывают, что в основе зрительного восприятия образа, предмета, явления лежит аналитическая деятельность и элементарные навыки сенсорных эталонов, в данном случае знание геометрических фигур и умение их дифференцировать; умения определять пространственные отношения, располагать на листе бумаги заданный материал; умение фигур – фонового различения (нахождение скрытых фигур); развитие зрительно – моторной координации и т.д.
2.Методика «Объяснение сюжетных картинок»
Цель: исследование интеллектуальной сферы, зрительного восприятия картин, установления пространственных отношений.
Для этого экспериментатор должен иметь набор сюжетных картинок с простым, сложным и менее сложным сюжетом.
Для
эксперимента можно
Методика проведения опыта проста. Каждому ребенку предлагается набор разрезных сюжетных картинок, и дано задание: внимательно рассмотреть картинки, разложить их в последовательности событий и составить небольшой рассказ. Следует обращать внимание на то, как ребенок рассматривает картинку.
Информация о работе Особенности восприятия умственно отсталых младших школьников