Особенности взаимоотношения психолога практика с лицами обратившимся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 14:47, контрольная работа

Описание работы

Последние десятилетие в развитии общества знаменуются значительным интересом людей к психологической службе и понимением необходимости обращения за психологической помощью.Психолог становится востребованным специалистом,потребность в котором осознается в самых различных сферах человеческой деятельности.

Содержание работы

1.Введение
2.Особенности организации деятельности психолога-практика
3.Типы клиентов и особенности взаимоотношений психолога и клиента
4.Вывод
5.Список литературы

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 25.95 Кб (Скачать файл)

     

            Алматинский филиал  Санкт-Петербургскго государственного          

                                      университета профсоюзов.                                                                                                                    

       Факультет культуры

 

 

                     Контрольная работа по введению  в профессию

  «Особенности взаимоотношения психолога практика с лицами обратившимся»

 

 

 

Автор:

 

Вострикова Валерия Олеговна

     
     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Г.Алматы

                                         2013г.

                                               Оглавление

 

 

1.Введение

2.Особенности организации деятельности психолога-практика

3.Типы клиентов и особенности взаимоотношений психолога и клиента

4.Вывод

5.Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Введение

Последние десятилетие в развитии общества знаменуются значительным интересом людей к психологической  службе и понимением необходимости обращения за психологической помощью.Психолог становится востребованным специалистом,потребность в котором осознается в самых различных сферах человеческой деятельности.

         Первый и самый очевидный аспект помощи – это построение взаимоотношений с психологом. Ведь лучше всего у вас получится понять свои сложности именно путём оказания психотерапевтической помощи.                                                                                 Судите сами, психолог, с одной стороны – такой же человек, как и вы и с ним вам приходится как-то взаимодействовать, но с другой стороны – квалифицированный психолог может поделиться своими ощущениями от общения с вами и помочь разобраться в трудностях взаимодействия. При этом психолог даёт, так называемую «обратную связь» — описывая свои чувства и отвечая на ваши вопросы.

       Потому, выбирая себе психолога нужно обращать внимания на то, насколько вам комфортно с ним как с человеком, насколько хочется ему рассказать всё накопившееся и наболевшее. И только во вторую очередь стоит смотреть на количество дипломов, написанных книг и статей. Ведь, скорее всего  вы не  захотите открыться попутчику, который знает много, но совершенно не располагает к общению и не разделяет ваши ценности в жизни? 

 

2. Особенности организации  деятельности психолога-практика

Практическая психология – отрасль  психологии, предметом которой выступает  психологическая помощь, т.е. практическая деятельность психологов, направленная на конкретного человека, его проблемы, запросы, потребности.

        Предметом деятельности практических психологов является психическая реальность людей, а также факторы, воздействующие на нее.

        Заказчиками в деятельности практических психологов выступают руководитель организации или частное лицо, обратившееся к психологу за консультацией психологического характера.

        Взаимоотношения психолога и клиента (заказчика) устанавливаются исходя из трех возможных позиций психолога-практика: эксперта, учителя или консультанта.

       Психолог как эксперт — носитель специальных знаний и опыта. К нему обращаются с заказом дать психологическую экспертизу, то есть оценку с профессиональной психологической точки зрения, какого-либо решения, проекта, события. Услуги психолога как эксперта нужны после завершения клиентом некоторой работы.

        Психолог как консультант включается в деятельность клиента. Он предоставляет клиенту знания и опыт в тех объемах и формах, которые необходимы на данный момент. Его задача — оказать психологическую помощь клиенту в выполнении работы.

         К числу основных задач деятельности практических психологов относятся:

1) выявление психологических характеристик  конкретного человека, группы;

2) выявление психологических причин, вызывающих трудности в их  повседневной жизнедеятельности;

3) оказание психологической помощи  в преодолении этих трудностей, в решении клиентом различных  психологических проблем;

4) содействие государственным,  общественным, предпринимательским  организациям в эффективном использовании  психологического фактора при  решении практических задач;

5) социально-психологическое сопровождение  труда и жизни клиентов;

6) пропаганда психологических знаний  и повышение психологической  культуры людей;

7) оптимизация системы психологической  работы и повышение собственной  профессиональной компетентности.

Рассмотрим основные этапы работы психолога.

1. Психолог получает заказ от  заказчика (или клиента), на основании,  которого составляет программу  работы, договаривается о распределении  прав между психологом, заказчиком  и клиентом, о взаимных обязательствах  в совместной деятельности.

2. Психолог выбирает адекватные  задачам психологической деятельности  теоретические концепции, методы  работы, конкретные методики исследования  и формы работы с клиентом, способы регистрации и обработки  первичных данных.

3. Психолог осуществляет работу  с клиентом в форме беседы, анкетирования, интервью, наблюдения, тестирования, психофизиологического  исследования.

4. Психолог обрабатывает первичные  материалы, осуществляет их интерпретацию,  обсуждает полученные данные  с компетентными коллегами, формулирует  выводы и заключения по интересующим  заказчика проблемам.

5. Психолог передает заказчику  свои заключения и рекомендации  в форме письменного документа  или устного сообщения. В них  содержатся ответы на вопросы,  поставленные заказчиком.

6. Заказчик использует рекомендации  психолога. Использование рекомендаций  может заключаться в изменении  условий трудовой деятельности, саморазвитии личности, в организации  психокоррекционного, психолого-педагогического,  обучающего, административного воздействия.  Во многих случаях психолог  по поручению заказчика сам  применяет рекомендации, например, проводя психотерапию, консультирование, тренинг. Или сам клиент применяет  к себе рекомендации психолога.

 

 

3.Типы клиентов и особенности взаимоотношений психолога и клиента

           Образ клиента и его жизненной ситуации-это мысленное представление психологом особенностей личности клиента и его проблемы, которое может быть полным и неполным(поверхностным, односторонним),верным и неверным.

          Эту проблему рассматривали многие авторы. Н.Н. Обозов  позволяет выделить 5 оснований для классификации клиентов и рекомендаций по взаимоотношениям с ними:

по характеру запроса  на психологическую помощь

по особенностям восприятия психических явлений

по способу работы со своими проблемами

в зависимости от пола клиента

в зависимости от особенностей телосложения клиента

          Рассмотрим теперь эти основания более подробно.

   1. Не уверенный в себе клиент. Много размышляет над ситуацией, много взвешивает, но никак не может принять решение, избавиться от сомнений. Цель обращения к психологу -снять с себя ответственность в принятии необходимого жизненного решения. Для таких людей принятие решений - сложный процесс, они не уверены в себе. С точки зрения Н.Н. Обозова, психолог-консультант, работая с таким клиентом, должен быть максимально собранным, четким, даже категоричным в высказываниях и поведении. Он должен создать полюс уверенности в решаемых вопросах. Убедительность и достоверность высказываемых психологом соображений должна естественно «перевесить одну из чаш, весов», на которые давят сомнения.

    2. Уверенный в себе клиент. Обращается для подтверждения правильности своего уже готового понимания затруднительного положения. От психолога ему нужна информация, подтверждающая уже готовую, сложившуюся у него точку зрения. Возникает вопрос: если этот человек столь уверен в себе, зачем он тогда вообще обращается к психологу? Ответ может быть такой: несмотря на то что этот человек уверен в себе и не раз уже самостоятельно принимал жизненные решения, в последнее время он все более на подсознательном уровне ощущает, что что-то идет не так. Его деятельность не столь успешна, сколь могла бы быть. Его подсознание побуждает его к тому, чтобы обратиться за помощью. Но его гордое сознание отказывается это принимать. Обращение к психологу и характер запроса отражают сложившийся компромисс между сторонами внутреннего конфликта. По отношению к такому клиенту психологу-консультанту следует принять на себя роль ведомого, который только подсказками, предположениями помогает разобраться в ситуации. Следует детально обсудить и разобрать все возможные варианты последствий действий, которые собирается совершить клиент. Необходимо поставить перед клиентом вопрос о вероятностях возникновения тех или иных желательных и нежелательных вариантов развития ситуации. Таким образом, мы будем способствовать конструктивному разрешению внутреннего конфликта у клиента и не вызывать реакцию психологической защиты, отторжения.

   3. Клиент все знающий и доверяющий только себе. Клиент этого типа все подвергает сомнению, противоречив, но при этом убежден в своей правоте. Неглуп, но проблема в характере. Склонен запускать свои проблемы. Таким людям в силу их резонерских особенностей нелегко бывает найти себе партнеров по общению в реальной жизни. Попытка найти собеседника зачастую приводит их в консультацию. Доброжелательное участие по отношению к клиентам этого типа и игнорирование тех особенностей, которые обычно отталкивают окружающих от этих людей, создает благоприятные возможности для смягчения ярко выраженных негативных черт характера. Люди выговариваются, расслабляются, у них повышается настроение. Многое из того, на чем они зацикливались ранее, отступает на второй план. Это создает предпосылки для конструктивной дальнейшей работы.

    4. Клиент с потребностью выговориться, ищущий сочувствия, «отдушину». В отличие от предыдущего типа клиентов, проблема здесь уже не в характере. Очень часто это люди с нелегкой жизнью, одинокие, чувствительные, добрые и страдающие вследствие своей доброты. Советы по отношению к таким людям не обязательны, они могут даже оттолкнуть их, испугать тем, что с ними не просто говорят, как с людьми, а начинают «оказывать им психологическую помощь». Переходить к оказанию этой помощи можно только в случае специального запроса. Главное, в чем нуждаются клиенты подобного типа, — любовь, принятие, сочувствие. Но главное — слушание. Это бывает не всегда легко, поскольку общение с таким клиентом легко принимает структуру, свойственную естественному разговору, и психологу-консультанту, естественно, хочется «вставить свое слово», поделиться и своим мнением. Нельзя утверждать, что этого делать нельзя. Но надо следить, чтобы больше говорил клиент. Если клиент активен, говорит, не следует его перебивать. При консультировании на телефоне доверия в эту группу попадают многочисленные инвалиды — люди, которые подчас годами не могут покинуть свою комнату. Общение с ними может быть очень интересным и обогатить психолога-консультанта. Они имеют уникальную возможность много читать, следить за различного рода информацией, поступающей по каналам радио, телевидения, чего большинство людей, вынужденных зарабатывать, лишены. Они с готовностью откликаются на просьбы консультанта отслеживать для него необходимую информацию.

    5. Рационалистичный, реалистичный, прагматически ориентированный клиент. Стремится к точному знанию информации о себе и окружающих. Обратной стороной такого стремления является то, что он склонен недооценивать, игнорировать все, что касается душевной жизни человека, что трудно поддается объективации, рациональному анализу. Эти стороны действительности как бы дезорганизуют сложившийся склад личности такого человека, поэтому он склонен их игнорировать, относиться к ним скептически, как бы не замечать их, защищаться от них. Такого клиента интересуют количественные характеристики личности, факты, полученные в результате строгих научных экспериментов. Он особенно склонен доверять результатам высоко стандартизированных тестовых методик (таких, как MMPI, опросник «16 личностных факторов» Раймонда Кэттелла). Его интересует не, что говорит в данный момент консультант, а на основании чего он это говорит. Все это необходимо учитывать в работе с таким клиентом, чтобы избежать негативного отношения к консультированию.

6. Интуитивно ориентированный,  эмоционально-утонченный, эстетизированный клиент. Считает личность уникальным, таинственным образованием. Его привлекают качественные, образные, художественные характеристики личности и ее жизненного пути, интересуют глубинные механизмы психики, подсознательная природа человека. Обратной стороной личностной ориентации на интуитивное познание является неприятие рационального. Рациональное, объективное, полученное в ходе строгих научных экспериментов знание представляется такому человеку поверхностным, ограниченным, неуклюжим, неглубоким, малополезным и малоинтересным. Склонен доверять информации, полученной с помощью методик, более ориентированных на качественный анализ - тест Германа Рорша-ха, восьмицветный тест Люшера. Такой клиент оценивает то, что говорит консультант, прислушиваясь к своему внутреннему голосу и как бы взвешивая на своих глубинных внутренних весах, что близко к истине, а что нет. Это необходимо учитывать в работе с этим клиентом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Вывод

      Особенности взаимоотношений психолога и клиента в большей или меньшей степени отражены в работах практически всех основоположников  различных направлений практической психологии. Особое внимание им было уделено К.Роджерса( клиент-центрированная  терапия) и Ирвин Ялом (дар психотерапии).

      Хотелось бы привести пример из книги Ирвина Ялома «Дар психотерапии»

«Я рекомендую вам, давать своим пациентам возможность быть значимыми для вас, позволять им проникать вам в душу, влиять на вас, изменять вас — и не скрывать этого от них».

        Я думаю  именно таким должно в большей  степени взаимоотношение психолога  и клиента.

Но так же все зависит и  от типа клиентов. Одни клиенты решают свои проблемы в атмосфере тепла,доверия,сочуствия и эмпатии со стороны терапевта,а другие предпочитают более формальные деловые отношения.Чтобы подчеркнуть умение психолога«подгонять»отношения в зависимости от особенностей характера клиента,А.Лазарус использует термин «подлинный хамелион».Психолог же должен учитывать контекст ситуации,потребности и ожидания клиента,особенности его личности и проблемы,с которой он обратился к психологу.

        Психолог мысленно  представляет образ клиента .Действия психолога направлены на создание доверительных отношений с клиентом и оказание психологической помощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Список использованной литературы

Информация о работе Особенности взаимоотношения психолога практика с лицами обратившимся