Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 15:57, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности Я - концепции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в подростковом возрасте.
Объект исследования: процесс формирования Я - концепции.
Предмет исследования: особенности Я - концепции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: становление «Я-концепции» у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в подростковом возрасте, проживающих в интернатных учреждениях, зависит от специфических условий жизнедеятельности в данном учреждении, степени влияния психотравмирующих событий его жизни, связанных с потерей семьи, а так же находится в прямой связи с условиями воспитания личности ребенка.
В настоящее время прослеживается
тенденция значительного
Социальное сиротство - это социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признание родителей недееспособными, безвестно отсутствующими. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботившихся о своих детях [33].
Целью нашего исследования было изучить особенности «Я-концепции» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
«Я - концепция» - это обобщённое представление человека о самом себе, система его установок относительно собственной личности. «Я - концепция» имеет три составляющие: когнитивную - представление индивида о самом себе; оценочную - эмоциональная окраска представления о себе; поведенческую - осознание человеком своего поведения в той или иной ситуации. На становление «Я - концепции» могут повлиять различные факторы: роль значимых других (под термином «значимые другие» понимаются люди, которые важны или значимы для человека вследствие того, что он чувствует их способность оказывать непосредственное влияние на его жизнь) и семья, т.к. основы «Я-концепции» закладываются в раннем детстве, и взаимодействие с родителями обеспечивает обратную связь, необходимую для возникновения и развития представления о себе. Ребёнок воспитывающийся в семье в этот период зависит от родителей физически, эмоционально и социально. Для ребёнка, который воспитывается вне семьи, микрофакторы имеют другую иерархию. Для него наиболее значимыми агентами выступают коллектив сверстников, воспитатели детского дома и т.д.
Эти факторы в существенной степени влияют на уровень и особенности самооценки. У ребенка формируется либо позитивный, либо негативный образ Я.
Особое внимание мы уделяли формированию «Я-концепции» в подростковом возрасте. Самооценка на этом этапе развития углубляется и формируется в основном за счёт взаимоотношения со сверстниками. Самосознание обеспечивает целостность характера. Подросток осознаёт свою особенность и неповторимость, способен выделять свои плюсы и минусы. Появляется новая форма самопознания - чувство взрослости. Но лидирует неустойчивость, подвижность своих душевных переживаний.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, подтвердилось, что: самооценка и уровень притязаний воспитанников детского дома значительно ниже, чем у детей, воспитывающихся в семье.
Кроме того, становление
«Я-концепции» у детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения
родителей в подростковом возрасте,
проживающих в интернатных
Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что наша гипотеза подтверждена.
Список литературы