Оссобенности психосоциальной работы в сша

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 13:34, реферат

Описание работы

В США понятие "социальная работа" относится к предоставлению любого социального обслуживания различным категориям людей, например, детям, инвалидам или пожилым. Социальная работа включает очень широкий спектр услуг, в частности, финансовую помощь бедным семьям; поддержку детей-сирот и жертв насилия; помощь пациенту в реабилитации в больнице и после лечения; поддержку клиента и членов его семьи после несчастного случая; помощь лицам, имеющим проблемы с психическим здоровьем, включая психотерапию, управление социальными программами и др. Из-за таких широких границ определения социальной работы и различных знаний и умений, необходимых для ее реализации, существует несколько путей подготовки профессиональных социальных работников. Все они основываются на образовании, полученном в средней школе.

Файлы: 1 файл

Soz_obraz.doc

— 59.00 Кб (Скачать файл)

В. А. ФОКИН, И. В. ФОКИН Образование  по социальной работе

В США понятие "социальная работа" относится к предоставлению любого социального обслуживания различным  категориям людей, например, детям, инвалидам  или пожилым. Социальная работа включает очень широкий спектр услуг, в частности, финансовую помощь бедным семьям; поддержку детей-сирот и жертв насилия; помощь пациенту в реабилитации в больнице и после лечения; поддержку клиента и членов его семьи после несчастного случая; помощь лицам, имеющим проблемы с психическим здоровьем, включая психотерапию, управление социальными программами и др. Из-за таких широких границ определения социальной работы и различных знаний и умений, необходимых для ее реализации, существует несколько путей подготовки профессиональных социальных работников. Все они основываются на образовании, полученном в средней школе.

 
Допрофессиональное образование. Многим специалистам необходима только степень  бакалавра без специализации  в социальной работе. Как правило, это работа в государственных социальных службах, например, поддержка детей, выдача пособий, работа по приему клиентов и уход за ними в маленьких общинных агентствах или детских центрах. Здесь достаточно иметь диплом колледжа по психологии, социологии или другим социальным наукам. Другой вид допрофессионального образования - это 2-летнее обучение по специальностям ухода за людьми, осуществляемое в общинных колледжах и некоторых частных учебных заведениях. В ходе этой подготовки обычно совмещают ряд гуманитарных наук со специальным изучением психологии, межличностного общения и практики деятельности учреждений, обслуживающих население. Выпускники этих программ могут получить работу в специальных службах, но они будут считаться "помощниками", а не социальными работниками. Как правило, большинство выпускников 2-летних программ продолжают обучение по 4-летним программам со специализацией в социальной работе. 
 
Образование бакалавров социальной работы (BSW). Степень бакалавра социальной работы является минимальной для занятия позиции профессионального социального работника. Программы BSW требуют изучения определяемых стандартом и учебным заведением предметов (обычно это английский язык, математика, естественные науки, искусство и социальные науки) и двухлетнего специализированного профессионального обучения социальной работе, которое включает курсы по физиологии развития человека, практическим умениям социального работника, социальной политике, управлению и организации социальной работы и практику.

 
В 2004 г. в США насчитывалось 442 аккредитованных программы BSW. 26% из них осуществляются в учебных заведениях, которые имеют магистратуру, 74% - функционируют в учебных заведениях, не предоставляющих возможности дальнейшего обучения студентов. 46% программ финансируются государством, 42% - церковью и 12% - частными организациями. Совместные программы, которые готовят и бакалавров, и магистров, реализуются в основном в государственных образовательных учреждениях (80%). В 2000 г. было подготовлено почти 12 тыс. выпускников, из которых 88% - женщины и 30% - представители этнических меньшинств.  В 1999 - 2004 гг. авторы статьи целенаправленно изучали заявленную тему в ведущих учебных заведениях США. 16% студентов получили образование заочно.

 
Образование магистров социальной работы (MSW). Степень магистра является обязательной для занятия главных позиций в социальной работе, особенно в системе здравоохранения. Базисная программа MSW - двухлетняя очная, для обучения по ней необходима степень бакалавра. Учебный план включает почти те же дисциплины, что и программа BSW (физиология развития человека, практические умения социального работника, социальная политика, управление и организация социальной работы и практика) плюс одна или более специализаций по выбору: клиническая социальная работа, практика работы с клиентом, семьей и группами; администрирование; организация общинной работы; политика и исследование.

 
В 2004 г. в США насчитывалось 166 аккредитованных  программ MSW, было выдано более 15 тыс. дипломов, из которых 85% получили женщины и 26% - представители этнических меньшинств. 40% студентов обучались заочно.

 
Программы докторантуры по социальной работе (DSW). Главной целью докторантуры является подготовка специалиста для  проведения исследования и работы преподавателем в высших учебных заведениях. Другие позиции, которые могут занять обладатели докторской степени, - высшие менеджеры и администраторы в правительстве, некоммерческом секторе социальной направленности.

 
Для поступления в докторантуру необходимо иметь степень MSW по социальной работе или другой родственной дисциплине. Программы DSW отличаются своей продолжительностью, акцентом на исследовательскую деятельность, количеством и содержанием научной работы и другими требованиями. Как правило, программа докторантуры занимает от 1 до 3 лет работы по теме, с определенной последовательностью сдачи экзаменов и предоставления подготовленного материала, и, наконец, подготовку диссертации, в которой отражены результаты оригинального исследования.

 
В 2004 г. 69 университетов США имели  программы докторантуры по социальной работе. В течение 1990 - 2000 гг. они присуждали в среднем 260 степеней DSW в год, около двух третей из них получили женщины, 20% - представители американских меньшинств и 9% - лица, не имевшие американского гражданства.

 
Содержание подготовки профессиональных социальных работников в США определяет Совет по обучению социальной работе (СОСР), который аккредитует программы BSW и MSW. Им разработаны аккредитационные стандарты по этой специальности. СОСР предполагает, что каждое учебное заведение само определит, каким образом содержание будет доведено до студентов, и это вдохновляет преподавателей на инновации в обучении. Структура курса, формы и методы работы в аудиториях, акцент на связи теории с практикой, учебные тексты и многое другое различаются в различных программах. Больше того, аккредитационные стандарты требуют от программ быть совместимыми с программами университета, где они будут реализовываться, а некоторые стандарты - отвечать и региональным нуждам. Таким образом, могут быть варианты в миссии программы - готовить студентов для городской или сельской практики, для общественного обслуживания или для работы в пределах специфического религиозного объединения. Имеются также региональные разновидности программ в зависимости от направленности на решение проблем клиентов из различных групп населения, например, коренных американцев (американских индейцев), мексиканских американцев на Юго-Западе, жителей Карибских островов и южно-американских латинос во Флориде; пуэрториканцев на Северо-Востоке; азиатов на Западе и Востоке и афро-американцев на Юге и в больших городах. 

Ценности социальной работы и этика. Студенты и выпускники должны твердо придерживаться кодекса этики социальной работы Национальной ассоциации социальной работы США. Кодекс описывает этические обязанности социального работника по отношению к клиенту (ободрение, конфиденциальность, компетентное обслуживание, культурная компетентность и т.д.); к коллегам (уважение, сотрудничество и т.д.); к практической деятельности (контроль, оплата, продолжение профессионального образования и т.д.); к профессионализму (например, этика проведения исследования, распространения новых знаний); профессиональную этическую ответственность (например, неупотребление спиртного во время работы).

Большинство программ включают освоение ценностей социальной работы и ее этики на протяжении всего обучения. Особый акцент делается на изучении этики на начальных курсах, чтобы дать студентам возможность оценить их собственные позиции и убедиться, что они могут придерживаться ценностей и этики социальной работы. Краеугольный камень этики - самоанализ, понимание культурных корней человека, эмоциональные реакции и отсутствие предубеждений. 
 
Разнообразие культур. Население США отличается сильным этническим, расовым и культурным разнообразием. Большинство людей чувствуют себя комфортно в пределах их собственной культуры, но недовольны другими и сохраняют стереотипы и предубеждения относительно них. Поскольку социальная работа предполагает взаимодействие с представителями всех культур, в учебном плане делается акцент на освоении студентами знаний и формировании у них умений успешной работы с лицами, которые отличаются от них. В программы включается изучение тех групп населения, которые являются наиболее распространенными в данном регионе.

Группы риска и социальная и  экономическая справедливость. Многие слои американского общества всегда имели проблемы с получением хорошего образования и лучшей работы. Миссия социальной работы в США состоит  в том, чтобы работать в пользу этих притесняемых групп населения. Предлагаемое содержание включает информацию относительно динамики притеснений, человеческих и гражданских прав, бедности и того, как стимулировать социальную и экономическую справедливость.

Человеческое поведение  и социальная среда. Это направление содержания образования включает основные теории и знания, которые фокусируются на взаимодействиях людей, групп, сообществ и социальных систем. Оно включает сведения о биологическом, социологическом, культурном, психологическом и духовном развитии человека на протяжении всей его жизни; о разновидностях социальных систем, в которых живут люди (семейная, групповая, организационная, общественная); о путях поддержания здоровья и благополучия людей в этих социальных системах.

Политика социального благосостояния и социальные службы. Данное направление включает основное законодательство и организацию общественных учреждений и служб социальной помощи для отдельных людей и семей в США. Здесь рассматривается то, как социальная политика воздействует на доступность обслуживания, индивидуальное благосостояние; как учреждения и службы финансируются и управляются и т.п. Содержание включает также историю социальной работы и историю служб социального благосостояния (большинство курсов начинаются с рассмотрения Законов о бедных в Англии Елизаветинского периода).

 
Студенты под руководством супервизора  осуществляют широкий диапазон действий (консультация клиента и семьи; руководство  группой специалистов, осуществляющих обслуживание; планирование занятий  по развитию родительских умений; посещение собрания специалистов в агентстве, комплектация команды специалистов; встречи с представителями местной законодательной власти). Для структуры полевого образования наиболее распространенным форматом является параллельный практикум, когда студенты посещают занятия в учебном заведении несколько дней в неделю, а в остальные дни работают в одном агентстве в течение академического года. Это идеально способствует более тесной связи теоретического и исследовательского содержания с практическими умениями. Однако возможны и другие варианты, например, сначала они изучают те или иные дисциплины на протяжении академического года, а затем проходят соответствующую 3-месячную практику в летний период и т. д.

 
Для проверки глубины знаний и сформированности умений, развития мотивации и интереса студентов к познанию используются наиболее распространенные методы оценки освоения студентами курса по социальной работе - экзамены, контрольные срезы, тесты, описание результатов изучения случаев, письменные отчеты о проделанной работе, студенческие презентации, ведение дневников или журналов. Кроме того, некоторые программы оценивают студенческую компетентность при помощи так называемого портфолио. Экзамен в форме написания большого эссе, требующего синтеза и оценки, обычно используют при изучении курсов в докторантуре, когда проверяется широта познания и овладение курсом на высоком уровне.

Экзамены обычно проводятся в конце курса, чтобы проверить  освоение всего пройденного материала. Контрольные тесты - короткая, сфокусированная форма контроля - используются некоторыми преподавателями еженедельно для проверки того, как студенты осваивают курс.

 
 
Письменные работы предполагают поиск  студентами новых источников информации, кроме требуемых по курсу. Примерами могут служить работы, в которых дается описание различных способов решения социальной проблемы, сравнение последствий применения разных теорий для проведения диагностики со-стояния конкретного клиента или оценки причин определенного поведения. Они, как правило, свидетельствуют о высшем уровне познания, об умении анализировать и синтезировать, критически мыслить и проводить исследование. Однако письменная работа редко может отразить понимание всего курса.

 
Изучение случая как метод оценки - это подготовка письменных документов, которые позволяют судить о результатах действий, направленных на решение какой-то проблемы. Обычно оно проводится во время полевой практики. Студенты собирают и записывают основную информацию о клиенте, результаты психосоциального изучения клиента или организационного анализа, проводят исследования влияния окружающей среды и значимых ценностей, оценивают необходимую степень вмешательства. Иногда изучение случая включает анализ литературы и ссылки на нее. Этот метод дает возможность преподавателям оценивать применение знаний студентами, уровень профессионализма в решении задач, умение проводить самоанализ и способность оценивать собственную работу. 
 
Студенческие презентации выявляют развитость умения заинтересовать внимание аудитории, организаторские способности, умение логически мыслить и делать заключение, правильно выражать свои мысли и говорить, использовать наглядные пособия или другие средства информации, в том числе компьютерные технологии, и др.

 
 
Ведение дневников или журналов - это ежедневные или недельные отчеты о проделанной работе с описанием ее основных моментов. При отражении результатов изучения академических курсов студенты фиксируют в них основное содержание прочитанных материалов и свое отношение к ним. Что касается отчетов о полевой практике, тут акцентируется эмоциональное восприятие и степень соотнесения событий и реакций с теоретическими материалами. Преподаватели часто записывают в них свои комментарии, чтобы усилить или уточнить некоторые высказывания студентов. 
 
Оценка работы студента иногда включает контроль качества подготовки тех записей, которые социальные работники делают в процессе работы: резюме конкретного случая, предписания, составление таблиц, написание профессиональных писем в различные инстанции, а также информации в итоговые доклады и сообщения, постановления, резолюции и циркуляры. Основная цель этого контроля - проверка развитости вышеперечисленных умений. 
 
На занятиях, где главной задачей является развитие практических умений, например интервьюера, довольно часто используется следующий метод контроля. Студенты снимают на видео интервью с реальным клиентом или с другим студентом, играющим роль клиента. Преподаватель оценивает их умение задавать вопросы, реакцию на ответы или проявление сочувствия, эмпатию. Студенты могут сами анализировать свои действия, предлагать пути их совершенствования. 
 
Особая форма оценки - портфолио студента. На протяжении всего периода обучения сохраняются все документы, записи, стенограммы, отчеты и т.п., демонстрирующие уровень мастерства и компетентность учащихся по тому или иному вопросу.

Информация о работе Оссобенности психосоциальной работы в сша