Отчет по практике в НАЧОУ ВПО СГА г. Ростова-на-Дону

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:16, отчет по практике

Описание работы

Цель производственной практики:
- формировать профессиональную позицию психолога, мировоззрение, стиль поведения, освоить профессиональную этику;
- ознакомиться со спецификой деятельности психолога в учреждениях различного профиля;
- сформировать устойчивые навыки использования компьютерной техники и достижений информатики в рамках избранной специальности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Дидактические основы активизации учения учащихся……………………………4
Заключение……………………………………………………………………………….7
Глоссарий……………………………………………………………………………..…8
Список литературы……………………………………………………………….…….10
Приложения А………………………………………………………………………...11

Файлы: 1 файл

Методика развития позновательной мотивации учащихся.rtf

— 194.19 Кб (Скачать файл)

 


Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

1. Дидактические основы активизации учения учащихся……………………………4

Заключение……………………………………………………………………………….7

Глоссарий……………………………………………………………………………..…8

Список литературы……………………………………………………………….…….10

Приложения А………………………………………………………………………...11

 

Введение

 

Цель производственной практики:

- формировать профессиональную позицию психолога, мировоззрение, стиль поведения, освоить профессиональную этику;

- ознакомиться со спецификой деятельности психолога в учреждениях различного профиля;

- сформировать устойчивые навыки использования компьютерной техники и   достижений информатики в рамках избранной специальности.

Место прохождения в НАЧОУ ВПО СГА г. Ростова-на-Дону в течение трех недель с 29 июня по 19 июля 2011 года.

Продолжительность практики 120 часов.

За время прохождения практики мною было выполнены следующие виды работ:

- проведение групповой и индивидуальной диагностики;

- ведение необходимой документации;

- консультирование родителей и педагогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

 

Активизация  познавательной деятельности учащихся

 

Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.).  Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся.

Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачей к другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, то неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и учение.

Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

- готовность выполнять учебные задания;

- стремление к самостоятельной деятельности;

- сознательность выполнения заданий;

- систематичность обучения;

- стремление повысить свой личный уровень и другие.

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные. Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно  назвать следующие:

Профессиональный интерес является главным мотивом активизации учащихся. Данный фактор преподавателю  необходимо учитывать уже при формировании учебного материала. Учащийся никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальной действительности и не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Тут его познавательная активность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта  её решения.  

Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося. Однако в учебном процессе это может сводится не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одногруппниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.   

Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.

Учитывая перечисленные факторы, преподаватель может безошибочно активизировать деятельность учащихся, так как различный подход к занятиям, а не однообразный подход это прежде всего у учащихся вызовет интерес к занятиям, учащиеся будут с радостью идти на занятия, так как предугадать преподавателя не возможно.

Заключение

 

В своей работе я выполнила поставленные цели, а именно рассмотрела проблему  активизации познавательной деятельности  учащихся академии (СГА), какие методы активного обучения необходимо применять преподавателю в своей деятельности.

На мой взгляд, характерной особенностью совершенствования форм обучения на данном этапе является стремление учителей к применению разнообразных видов уроков в общей системе изучения определенного раздела или темы. Причем у наиболее опытных преподавателей больше возможностей, т.к. у них складывается свой методический почерк, который позволяет им максимально раскрыть сильные стороны своего мастерства и за счет разнообразия форм активизировать познавательную деятельность студентов.

Таким образом, правильный выбор места и времени применения того или иного метода активного обучения позволяет достигнуть совокупного обучающего эффекта, чего, разумеется, нельзя получить при использовании простых методов обучения.

 

Глоссарий

 

№ п/п

Понятие

Определение

1

Архетипы

- основа коллективного бессознательного, врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом

2

Биопсихические свойства

- 4-я подструктура личности, объединяющая свойства темперамента, половые и возрастные свойства личности и ее патологические, так называемые органические изменения

3

Индивидуальность

- человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности инди-вида, ее неповторимость

4

Интроверсия

- обращенность сознания человека к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг

5

Личность

- прижизненное системное образование, отражающее социальную сущность реального человека как сознательного субъекта познания и активного преобразования мира

6

Психика

- форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении регулятивную функцию

7

Психическое отражение

- форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высоко организованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении и деятельности регуляторную функцию

8

Психоанализ

- учение, созданное З. Фрейдом, в центре которого находятся бессознательные психические процессы и мотивация

9

Сознание

- высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности

10

Человек

- биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, соз-нанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Список  литературы

1

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. [Текст]: - Л.:Изд. ЛГУ,1968- С. 338.

2

Ариес Ф. Века детства //[Текст]: Журнал практического психолога.1997.

3

Бауэр Т. Психическое развитие младенца. [Текст]: М., 1985.- С. 318.

4

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст]: - М, Просвещение, 1968г. - С. 179.

5

Выготский Л. С. Мышление и речь//[Текст]: Собр. соч.: 6 т. Т.2 Изд. 5, испр. -- Издательство "Лабиринт", М., 1999. -- С. 352.

6

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, курс лекций. -[Текст]: М.: «ЧеРо», 2005.- С. 336.

7

Гальперин П.Я. Эльконин Д.Б. К анализу теории Ж.Пиаже о развитии детского мышления //[Текст]: Ж.Пиаже: теория, эксперименты.Сб. М., 2001

8

Коссаковский А. Психическое развитие личности в онтогенезе. [Текст]: - В кн.: Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. - М.: Наука, 1989 - С. 183.

9

Кон И.С. Психология юношеского возраста-[Текст]: М.: Просвещение,1979 - С. 17

10

Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым. -[Текст]: Ростов-н-Д.: Феникс, 1995 - С. 40.

11

Фигурин Н.Л. Денисова М.П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года. М. [Текст]:1949.-192.

12

Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни. М. [Текст]: Ин-т психологии РАН; Когито-центр, 1996 - С. 6




       Приложение А

 

  Метод «Пять по пять»

Метод позволяет:

* одновременно включить в работу учащихся всей группы;

* ознакомить с достаточно большим объемом учебного материала на занятие;

* развивать устную речь учащихся;

* дифференцировать задания в соответствии с уровнем подготовленности учащихся;

* развивать умения работать с текстом.

Подготовка и проведение: Педагог выбирает текст (можно использовать тексты параграфов учебников) и делит его на несколько (три-шесть) приблизительно равных по объему и законченных по смыслу частей. Он организует расстановку мебели в кабинете (форма «Дискуссионный клуб») и делит учащихся на малые группы, количество которых соответствует числу смысловых частей текста. Число учащихся в группах должно быть одинаковым и не превышать шести.

Группы располагаются за отдельными столами, каждый учащийся получает одну часть текста.

Педагог предлагает в течение 10 минут поработать над содержанием полученной части текста индивидуально. При работе над содержанием учащийся должен внимательно прочитать текст, для того чтобы как можно точнее передать его основной смысл другим учащимся в произвольной форме (составляет план, тезисы и т. п.).

По окончании работы учащимся в каждой группе предлагается рассчитаться по порядку и запомнить свои номера. Затем образуются новые группы: первая группа формируется из первых номеров всех групп; вторая - из вторых номеров всех групп и т. д. Таким образом, образовавшиеся группы состоят из учащихся, каждый из которых владеет одной частью текста.

Учащимся предлагается представить содержание текста в группе. Работа продолжается около 15-20 минут в зависимости от объема и сложности материала.

По окончании работы учащиеся могут задать вопросы друг другу, педагог также в форме вопросов проверяет, как учащиеся поняли содержание всего текста.

Педагог может собрать на проверку тетради, в которых учащиеся фиксировали основные тезисы.

Материальное обеспечение: учебный текст (тексты параграфов учебников), ксерокопии статьи.

На что следует обратить внимание:

* все ли учащиеся в процессе презентации частей текста слушают друг друга;

* продумать конкретный механизм проверки понимания учащимися всего текста;

* рассчитать время работы на каждом этапе проведения метода.

 

 

 

 

 


Информация о работе Отчет по практике в НАЧОУ ВПО СГА г. Ростова-на-Дону