Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:21, отчет по практике
Целью учебно-ознакомительной практики являлось изучение основных методов проведения исследований, а также анализ работы психолога-исследователя при проведении исследования методом наблюдения.
В ходе практики я выполнила следующие работы и задания:
1) Ознакомление с теоретическим материалом по проведению исследований
2) Знакомство и работа с сотрудниками данного учреждения.
3) Проведение наблюдений, анализ проведенной работы
4) Анализ эффективности работы использования метода наблюдения для изучения психологической атмосферы коллектива в данном учреждении.
Введение стр. 3
Основная часть стр. 4
Заключение стр. 8
СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
Филиал (представительство) Ярославский
ОТЧЕТ
по учебно-ознакомительной практике
ТЕМА: Проведение исследования методом наблюдения
СТУДЕНТ Тараканов Сергей Владимирович
№ контракта 007300080701168
Направление подготовки Психология
№ группы ЗП 809
№ семестра 6
Оглавление
Введение |
стр. 3 |
Основная часть |
стр. 4 |
Заключение |
стр. 8 |
Введение
Я, Тараканов Сергей Владимирович, студент 3 курса факультета психологии Ярославского филиала Современной Гуманитарной Академии, проходила учебно-ознакомительную практику в ООО «Барма». Продолжительность практики – 3 недели, с 28.03. по 15.04 .2011. года.
Целью учебно-ознакомительной практики являлось изучение основных методов проведения исследований, а также анализ работы психолога-исследователя при проведении исследования методом наблюдения.
В ходе практики я выполнила следующие работы и задания:
Затруднений и проблем в процессе выполнения работ не возникло.
Основная часть
Наблюдение является одним из наиболее используемых в психологии исследовательских методов. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких как беседа, изучение продуктов деятельности и т.д. Но я решил изучить метод наблюдения как самостоятельный эффективный метод исследования.
Выбор возможных критериев классификации видов наблюдения отражает, по существу, весь спектр проблем и позиций, связанных с определением наблюдения как самостоятельного научного метода. Это проблемы выбора «единиц» наблюдения, связи организации наблюдения с теорией и этапом исследования, проблемы учета «позиции» исследователя, т.е. типа отношения к изучаемому объекту, организации ситуации наблюдения, ее хронологических аспектов, формы и отчета о наблюдаемом событии.
Выбрав для себя несколько человек в коллективе, с различными типами характера, возрастом и внешними данными я приступил к выбору метода наблюдения. Изучив большое количество психологической литературы я выяснил, что существует несколько классификаций наблюдения как метода психологического исследования.
Вот некоторые из них:
1) В зависимости от содержания целей исследователя выделяют свободное наблюдение (иногда его называют нерегулируемым и даже нецеленаправленным), если минимальны ограничения относительно того, что и когда наблюдать, и наблюдение целенаправленное, если в схеме или плане четко определены цели, организация наблюдения и способы отчета наблюдателя. Целенаправленное наблюдение по особенностям организации может быть сплошным и выборочным в зависимости от того, что подлежит наблюдению: все проявления интересующего исследователя процесса, все объекты или только некоторые.
2) Систематическим называют любое наблюдение (как в «единицах», так и в категориях), если оно осуществляется по определенным правилам структурирования понятий наблюдателя для квалификации событий. Систематичность нельзя смешивать с принципами хронологической организации наблюдения. Систематичность наблюдения – очень емкое понятие, оно включает в себя соответствие программы наблюдения целям исследования; выделение сторон объекта, которые необходимо описывать; язык описания данных наблюдения, способ их фиксации и порядок наблюдения. Степень систематичности является самостоятельным критерием подразделения видов наблюдения (систематическое и несистематическое), однако она определенным образом связана с выработкой теоретической интерпретации наблюдаемых явлений. Максимально систематическим оказывается категориальное наблюдение, поскольку система категорий, в отличие от других кодов описания объектов, должна удовлетворять требованиям полноты охвата отображаемой реальности в определенном аспекте.
3) Если наблюдение не связано с проверкой конкретных гипотез, оно, оставаясь «целевым», не является эвристическим, хотя именно на основе такого наблюдения могут формироваться гипотезы. Сложившаяся традиция относит к эвристическому наблюдению те его виды, которые направлены на проверку гипотез. Эвристическими, следовательно, не являются наблюдение на предварительных этапах изучения «объекта» и наблюдение в случаях сознательно принятой цели минимальной селективности и максимального охвата разных проявлений и аспектов наблюдаемого объекта (процесса, явления).
4) Можно выделить внешнее наблюдение – наблюдение «со стороны», когда наблюдатель полностью отделен от изучаемого «объекта», и включенное наблюдение. Наблюдение со стороны может быть открытым или скрытым. При включенном наблюдении исследователь сам является членом наблюдаемой им группы людей, полноправным участником наблюдаемых событий. Включенное наблюдение, как и наблюдение «со стороны», может быть открытым или скрытым (когда наблюдатель действует инкогнито, не сообщая о факте наблюдения другим членам группы). Оно имеет свои преимущества и недостатки: с одной стороны, позволяет глубже проникнуть в исследуемую реальность, с другой – непосредственная включенность в события может влиять на объективность отчета наблюдателя. Некоторые виды наблюдения могут представлять собой промежуточный вариант между включенным наблюдением и наблюдением «со стороны».
5) В зависимости от ситуации выделяют наблюдение полевое, лабораторное и спровоцированное в естественных условиях. Полевое наблюдение проводится в условиях, естественных для жизни наблюдаемого «объекта». Требование такого наблюдения – отсутствие инициации со стороны наблюдателя изучаемых явлений. Полевое наблюдение позволяет исследовать естественные формы жизнедеятельности и общения людей (или иных «объектов» наблюдения) при минимальных искажениях. Его недостаток состоит в большой трудоемкости, а также в том, что интересующая исследователя ситуация мало поддается контролю. Такое наблюдение часто является выжидательным, несистематическим.
Лабораторное наблюдение позволяет изучать формы проявления психологической регуляции в поведении человека (или животного) в более удобной для исследователя и контролируемой ситуации, но искусственные условия могут значительно исказить получаемые результаты. В возрастной психологии спровоцированные наблюдения часто приближаются к форме «естественного эксперимента» в понимании этого метода А. Ф. Лазурским.
Проанализировав все положительные и отрицательные стороны данных видов наблюдений я пришел к выводу, что в моей ситуации наблюдение должно быть целенаправленным (я выделил объекты наблюдения), систематическим и открытым и частично скрытым (я решил наблюдать открыто за некоторыми сотрудниками, с их согласия, и выбрал одного испытуемого, который не знал о наблюдении, чтобы в ходе практики реализовать как можно больше видов наблюдений). Все мои наблюдения проходили в естественной для объектов среде обитания (место их работы). Кроме наблюдения непосредственно за теми, кого я выбрал в качестве испытуемых я наблюдал за коллективом в целом, пытаясь выявить есть в коллективе психологические проблемы, сплоченный ли коллектив, коллектив это единомышленников или совершенно чужих друг другу людей.
Наблюдая за своими выбранными объектами наблюдения я фиксировал для себя, как каждый из них ведет себя при выполнении обычной повседневной работы и в стрессовых ситуациях (которых было несколько во время прохождения моей практики), как общается с коллегами и как общается с другими людьми.
Заключение
Проанализировав сделанную мной работу в период учебно-ознакомительной практики, можно сделать вывод, что я выполнил поставленные цели и задачи, а также выделить следующие положительные моменты в работе:
Но выявлены и некоторые негативные моменты:
Для устранения вышеописанных негативных моментов в работе можно порекомендовать следующее:
Прохождение учебно-ознакомительной практики помогло мне составить более полное и цельное представление о работе психолога-исследователя, и применении такого метода исследования как наблюдение на практике.