Отчет по практике в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 15:06, отчет по практике

Описание работы

Школа – учебное заведение начального, основного и полного среднего образования. Школа – основной институт всеобщего обучения и воспитания, который задействует педагогов, родителей и, конечно же, психологов. Роль психолога в школе поистине ценна, востребована, интересна и одновременно сложна. Буквально в последние несколько лет администрация все большего числа школ понимает необходимость участия психолога в школьном процессе.

Файлы: 1 файл

Proizvodstvennaq_praktika_(Galq).docx

— 31.53 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования Российской Федерации

 

Владивостокский государственный университет экономики  и сервиса

 

Социально-психологический  институт

 

Кафедра психологии и педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТЧЕТ

по итогам производственной практики

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 2 курса

гр. ВПС-07-02с

Ситник Г.Г.

 

Проверила

Могильная М.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владивосток

2009

 

Министерство  образования Российской Федерации

Владивостокский государственный университет экономики  и сервиса

Социально-психологический  институт

Кафедра психологии и педагогики

 

 

 

 

 

 

Дневник

 

Студентки гр. ВПС-07-02с_________________________________Ситник Г.Г.

По производственной

практике  в____________________________МОУ СОШ №25 г. Владивостока

Руководитель 

практики___________________ Добродомова Р.И., директор МОУ СОШ №25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владивосток

2009

 

Индивидуальный план-график на период производственной практики

Специализация – Школьный психолог.

Место практики – МОУ СОШ №25 г. Владивостока.

Срок практики – с 13.04.2009 по 21.05.2009 г.

Виды работы

Количество  
часов

Даты  
начала и  
окончания работы

Результат

1 неделя

Знакомство с практикой

2

13 апреля

Изучение документации по работе школьного  психолога. Фрмирование задач и целей практики

Организационно-методическая работа

3

14 апреля

Обзор литературы. Составление тренинга

Психокоррекция

1

15 апреля

Беседа. Психологический портрет

Организационно-методическая работа

6

16-17 апреля

Обзор литературы. Составление тренинга

2 неделя

Психокоррекция

1

20 апреля

Беседа. Психологический портрет

Организационно-методическая работа

6

21-23 апреля

Обзор литературы. Составление тренинга. Подбор методик для психодиагностики

Психодиагностика

2

24 апреля

Обработка результатов ПД, составление  психологического заключения

3 неделя

Коррекционно-развивающая работа

1

27 апреля

Проведение тренинговых упражнений

Психодиагностика

4

28-29 апреля

Обработка результатов ПД, составление психологического заключения

Коррекционно-развивающая работа

1

30 апреля

Проведение тренинговых упражнений

4 неделя

Организационно-методическая работа

6

4-5 мая

Обзор литературы для проведения урока

Коррекционно-развивающая работа

1

6 мая

Проведение тренинговых упражнений

Психокоррекция

1

7 мая

Беседа. Психологический портрет

5 неделя

Просветительская работа

6

11-12 мая

Проведение уроков со школьниками

Коррекционно-развивающая работа

1

13 мая

Проведение тренинговых упражнений

Участие в родительском собрании

2

14-15 мая

Беседа с родителями

6 неделя

Просветительская работа

6

18-19 мая

Проведение уроков со школьниками

Коррекционно-развивающая работа

1

20 мая

Проведение тренинговых упражнений

Завершение практики

2

21 мая

Подведение итогов


 

 

Производственная работа

Даты  
начала и  
окончания работы

Краткое содержание выполняемых работ

13 апреля

Знакомство с практикой. Обзор  основных документов о деятельности школьного психолога, обзор рабочего места. Формирование задач и целей практики.

14 апреля

Организационно-методическая работа. Изучение психологической литературы по теме «Здоровый образ жизни». Подбор упражнений для тренинга с подростками 6-7х  классов.

15 апреля

Индивидуальная беседа с учеником 6 класса. Составление психологического портрета. Выявление особенностей личности: мотивации к учёбе, эмоционального фона, интеллектуальных способностей. Помощь в адаптации к учёбе.

16-17 апреля

Организационно-методическая работа. Составление  коррекционно-развивающей программы  по профилактике здорового образа жизни  для учащихся 6-7х классов. Цель:  у учащихся средних классов должно быть сформировано понятие о зависимом  поведении вообще, и как разновидности  такого поведения могут рассматриваться  алкоголизм, наркомания, табакокурение, компьютерная зависимость и т. д.

20 апреля

Индивидуальная беседа с учеником 6 класса. Составление психологического портрета. Выявление особенностей личности: мотивации к учёбе, эмоционального фона, интеллектуальных способностей. Помощь в адаптации к учёбе.

21-23 апреля

Организационно-методическая работа. Изучение психологической литературы по теме «Здоровый образ жизни». Подбор упражнений для тренинга с подростками 6-7х  классов. Подбор методик для психодиагностики. Изучение методик. Изучение методики для изучения акцентуации характера Шмишека, методики исследования межличностных отношений Лири, опросника Кеттелла, ТЮФ Шмелёва, тестов интеллекта.

24 апреля

Психодиагностика. Проведение исследования акцентуации характера с использованием методики Шмишека. Испытуемые – учащиеся 9-ых классов. Обработка результатов, составление психологического заключения.

27 апреля

Набор тренинговой группы среди 7миклассников. Проведение занятия №1 «Коммуникация» коррекционно-развивающей программы «ЗОЖ».  Цель: направлено на развитие коммуникативных навыков, позволяет участникам развить внимание к окружающим людям.

28-29 апреля

Психодиагностика. Проведение исследования интеллекта с использованием методики Айзенка. Испытуемые – учащиеся 9-ых классов. Обработка результатов, составление психологического заключения.

30 апреля

Проведение занятия №2 «Эмоции» коррекционно-развивающей  программы «ЗОЖ».  Цель: проведение упражнений на развитие функциональной сферы, развитие умения слушать собеседника, наблюдательности и внимания к чувствам других людей.

4-5 мая

Организационно-методическая работа. Изучение психологической литературы по теме «Здоровый образ жизни». Составление урока по теме «ЗОЖ» для 6-7ых классов.

6 мая

Проведение занятия №3 «Ценности» коррекционно-развивающей программы  «ЗОЖ».  Цель: включает упражнения, позволяющие ребятам более осмысленно подходить к своим ценностям и ценностям окружающих.

7 мая

Индивидуальная беседа с учеником 6 класса. Составление психологического портрета. Выявление особенностей личности: мотивации к учёбе, эмоционального фона, интеллектуальных способностей. Помощь в адаптации к учёбе.

11-12 мая

 

Просветительская работа. Проведение уроков в параллели 6-ых классов на тему «ЗОЖ» с целью просвещения и профилактики различного рода зависимостей. Проведение упражнений со всем классом: «Умение сказать нет», «Скрепка», «Чемодан».

13 мая

Проведение занятия №4 «Внимание» коррекционно-развивающей программы «ЗОЖ».  Цель: проведение упражнений, направленных на развитие внимания, наблюдательности, повышение работоспособности ребят, улучшение настроения.

14-15 мая

Участие в родительском собрании в 9-ом классе. Рекомендации родителям в оказании помощи своим детям при подготовке к экзаменам и окончании учебного года.

18-19 мая

Просветительская работа. Проведение уроков среди 6-7ых классов на тему «ЗОЖ» с целью просвещения и профилактики различного рода зависимостей. Проведение упражнений со всем классом: «Умение сказать НЕТ», «Скрепка», «Чемодан».

20 мая

Проведение занятия №5 «Здоровый образ жизни» коррекционно-развивающей программы «ЗОЖ».  Цель: занятие позволяет ознакомить ребят с главной темой всей программы и выработать у них стойкую жизненную позицию отказа от вредных привычек.

21 мая

Завершение работы, написание дневников, отчётов. Подведение итогов практики.


 

 

Школа –  учебное заведение начального, основного  и полного среднего образования. Школа – основной институт всеобщего обучения и воспитания, который задействует педагогов, родителей и, конечно же, психологов. Роль психолога в школе поистине ценна, востребована, интересна и одновременно сложна.  Буквально в последние несколько лет администрация все большего числа школ понимает необходимость участия психолога в школьном процессе. Всё яснее вырисовываются конкретные задачи, решения которых ждут от школьного психолога. Впрочем, психолог востребован не только в школе, но и в других детских учреждениях (например, в детских садах, домах ребенка, центрах раннего развития и др.), то есть везде, где необходимо умение работать с триадой «ребенок – родители – педагог (воспитатель)».

В функции  школьного психолога входит:

    1. психологическая диагностика;
    2. коррекционная работа;
    3. консультирование родителей и учителей;
    4. психологическое просвещение;
    5. участие в педсоветах и родительских собраниях;
    6. участие в наборе первоклассников;
    7. психологическая профилактика.

При этом каждая функция предусматривает целый  набор задач.

Одной из главнейших функций школьного психолога  является – психодиагностика, которая включает в себя проведение групповых и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Это могут быть методики, направленные на изучение уровня развития внимания, мышления, памяти, эмоциональной сферы, особенностей личности и взаимоотношений с окружающими. Полученные данные позволяют психологу строить дальнейшую работу: выделить учащихся так называемой «группы риска», нуждающихся в коррекционных занятиях; подготовить рекомендации для учителей и родителей по взаимодействию с учащимися и т. д. Также знание психодиагностики помогает структурировать и организовывать многочисленные психологические исследования, выдвигать гипотезы и проверять их.

Другой, также  важной функцией школьного психолога  является коррекционно-развивающая работа. Она включает себя проведение тренингов со школьников или специальных коррекционных игр и упражнений. Коррекция позволяет свести к минимуму негативные последствия неправильной социализации, отклонений в развитии ребёнка и т.д.

Коррекционно-развивающая  работа тесно связана с просветительско-профилактической. Одной из главнейших функций школьного психолога является – психологическое просвещение, которое заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях. Знания в различных областях психологии ребёнка необходимы, чтобы соблюдать в школе психологические условия, необходимые для полноценного психического развития и формирования личности ребёнка, то есть, служат целям психологической профилактики. Все эти принципы учитывались мною при прохождении производственной практики.

Для работы были выбраны достаточно актуальные в наше время и остро поставленные на сегодняшний день проблемы – о проблемы наркомании, алкоголизма, табакокурения и прочих зависимостей являются. Участниками профилактической работы выступили ученики, в частности подростки.

Современный мир перегружен различного рода информацией, могущей вызвать нездоровый интерес  детей и подростков к вредным  привычкам. Чаще всего это происходит потому, что информация, подаваемая с экранов телевизоров, компьютеров, сети Интернет, в СМИ, ведётся без  учета данных возрастной психологии и педагогики о психологических  особенностях разных возрастных периодов.

Подростковый период характеризуется  главным образом становлением Я-концепции  и концепции мироздания. Поэтому на этом этапе важно сформировать у подростка трезвенническую установку о смысле человеческой жизни.  Без постановки вопроса о том, зачем жить трезво, о сущности и предназначении человека, т.е. без удовлетворения запроса подростка на построение Я-концепции любая негативная профилактика окажется в лучшем случае невостребованной.

С другой стороны, обсуждение объективных  аспектов и механизмов развития зависимостей позволит заложить в структуру формирующейся  у подростка концепции мира прочную  фундаментальную основу. При проведении профилактических занятий следует  максимально использовать интерактивные  формы обучения; вслед за сообщением очередного информационного блока  необходимо предоставить школьникам возможность  проявить творческую активность и самостоятельность  в его переработке (рисунки, плакаты, игры и т.д.). 

При работе со школьниками среднего звена (10-11 – 13-14 лет) круг задач профилактики сводится к необходимости:

  1. Помочь подростку осознать биологические, социальные, правовые, психологические, духовные аспекты и, соответственно, механизмы развития наркотизма;
  2. Вскрыть четкую взаимосвязь вопроса о трезвеннической (антинаркоманической) установке с вопросом о смысле человеческой жизни.

При организации профилактических занятий с младшими подростками  следует:

  1. Максимально использовать активные методы обучения (социально-психологический тренинг);
  2. Вслед за сообщением очередного информационного блока предоставить школьникам возможность проявить творческую активность и самостоятельность в его переработке;
  3. Обеспечить практический выход результатов творческой активности школьников;
  4. Предусмотреть возможность и механизмы включения учащихся среднего звена в деятельность трезвеннических структур и объединений старших школьников, созданных ими совместно с организаторами профилактической работы.

У учащихся средних классов должно быть сформировано понятие о зависимом  поведении вообще, и как разновидности  такого поведения могут рассматриваться  алкоголизм, наркомания, табакокурение, компьютерная зависимость и т. д.

В ходе прохождения  практики в МОУ СШ №25 освоила основные виды деятельности школьного психолога, как то: организационно-методическая работа, психодиагностика, коррекционно-развивающая работа, беседа, индивидуальное консультирование.

Основным  видом деятельности стала коррекционно-развивающая  работа. Все цели и задачи профилактики и просвещения учитывались при проведении классных часов и тренингов. Сама придумала примерный план развивающих тренинговых упражнений и составила программу «ЗОЖ». Работала с группой младших школьников 12-13 лет.

Мне всё же интересно было выяснить представление об алкоголизме (и прочих зависимостях) у школьников, что дало толчок к разработке исследования, анализу проблемы и позволяет подумать над возможными путями выхода из неё. Совершенно ясно, что «первым звеном в цепочке» данной проблемы, выступают дети. И это наводит на мысль об улучшении профилактики различного рода зависимостей в нашем обществе. Известно, что единой системы профилактики сейчас попросту не существует. К профилактическим мероприятиям, прежде всего, относятся тренинги, семинары по проблеме, создание коррекционно-развивающих программ и т.д.

Также проводила  психодиагностику в старших классах, среди учеников 9-ых классов. Исследовала  интеллект, затем обрабатывала методику и составляла заключения. При этом пыталась наглядно с помощью графиков отобразить уровень интеллекта в  группе.

В школе у  учеников разный уровень развития способностей, интеллекта. Не все одинаково адаптируются к учёбе. Так как проходила практику в школе, понимала, что детям нужна помощь в адаптации к учёбе и коррекции поведения. Поэтому проводила индивидуальные беседы со школьниками. Выясняла умственные способности, эмоциональные состояния волевые качества. Проводила коррекцию с помощью методик, например, несуществующее животное.

Также занималась организационно-методической работой, составляла план тренингов, изучила много интересных методик, изучала психологическую литературу, занималась самообразованием. Принимала участие в родительских собраниях. Давала рекомендации родителям и педагогам.

К выполнению заданий подходила ответственно, внимательно слушала руководителя, учитывала все замечания.

В целом, практика мне очень понравилась, в дальнейшем хотела продолжить работать школьным психологом.

 


Информация о работе Отчет по практике в школе