Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 15:06, отчет по практике
Школа – учебное заведение начального, основного и полного среднего образования. Школа – основной институт всеобщего обучения и воспитания, который задействует педагогов, родителей и, конечно же, психологов. Роль психолога в школе поистине ценна, востребована, интересна и одновременно сложна. Буквально в последние несколько лет администрация все большего числа школ понимает необходимость участия психолога в школьном процессе.
Министерство образования Российской Федерации
Владивостокский
государственный университет
Социально-психологический институт
Кафедра психологии и педагогики
ОТЧЕТ
по итогам производственной практики
Выполнила студентка 2 курса
гр. ВПС-07-02с
Ситник Г.Г.
Проверила
Могильная М.М.
Владивосток
2009
Министерство образования Российской Федерации
Владивостокский
государственный университет
Социально-психологический институт
Кафедра психологии и педагогики
Дневник
Студентки гр.
ВПС-07-02с____________________
По производственной
практике
в____________________________
Руководитель
практики___________________ Добродомова Р.И., директор МОУ СОШ №25
Владивосток
2009
Индивидуальный план-график на период производственной практики
Специализация – Школьный психолог.
Место практики – МОУ СОШ №25 г. Владивостока.
Срок практики – с 13.04.2009 по 21.05.2009 г.
Виды работы |
Количество |
Даты |
Результат |
1 неделя | |||
Знакомство с практикой |
2 |
13 апреля |
Изучение документации по работе школьного психолога. Фрмирование задач и целей практики |
Организационно-методическая работа |
3 |
14 апреля |
Обзор литературы. Составление тренинга |
Психокоррекция |
1 |
15 апреля |
Беседа. Психологический портрет |
Организационно-методическая работа |
6 |
16-17 апреля |
Обзор литературы. Составление тренинга |
2 неделя | |||
Психокоррекция |
1 |
20 апреля |
Беседа. Психологический портрет |
Организационно-методическая работа |
6 |
21-23 апреля |
Обзор литературы. Составление тренинга. Подбор методик для психодиагностики |
Психодиагностика |
2 |
24 апреля |
Обработка результатов ПД, составление психологического заключения |
3 неделя | |||
Коррекционно-развивающая |
1 |
27 апреля |
Проведение тренинговых упражнений |
Психодиагностика |
4 |
28-29 апреля |
Обработка результатов ПД, составление психологического заключения |
Коррекционно-развивающая |
1 |
30 апреля |
Проведение тренинговых упражнений |
4 неделя | |||
Организационно-методическая работа |
6 |
4-5 мая |
Обзор литературы для проведения урока |
Коррекционно-развивающая |
1 |
6 мая |
Проведение тренинговых упражнений |
Психокоррекция |
1 |
7 мая |
Беседа. Психологический портрет |
5 неделя | |||
Просветительская работа |
6 |
11-12 мая |
Проведение уроков со школьниками |
Коррекционно-развивающая |
1 |
13 мая |
Проведение тренинговых упражнений |
Участие в родительском собрании |
2 |
14-15 мая |
Беседа с родителями |
6 неделя | |||
Просветительская работа |
6 |
18-19 мая |
Проведение уроков со школьниками |
Коррекционно-развивающая |
1 |
20 мая |
Проведение тренинговых упражнений |
Завершение практики |
2 |
21 мая |
Подведение итогов |
Производственная работа
Даты |
Краткое содержание выполняемых работ |
13 апреля |
Знакомство с практикой. Обзор основных документов о деятельности школьного психолога, обзор рабочего места. Формирование задач и целей практики. |
14 апреля |
Организационно-методическая работа. Изучение психологической литературы по теме «Здоровый образ жизни». Подбор упражнений для тренинга с подростками 6-7х классов. |
15 апреля |
Индивидуальная беседа с учеником 6 класса. Составление психологического портрета. Выявление особенностей личности: мотивации к учёбе, эмоционального фона, интеллектуальных способностей. Помощь в адаптации к учёбе. |
16-17 апреля |
Организационно-методическая работа. Составление
коррекционно-развивающей |
20 апреля |
Индивидуальная беседа с учеником 6 класса. Составление психологического портрета. Выявление особенностей личности: мотивации к учёбе, эмоционального фона, интеллектуальных способностей. Помощь в адаптации к учёбе. |
21-23 апреля |
Организационно-методическая работа. Изучение психологической литературы по теме «Здоровый образ жизни». Подбор упражнений для тренинга с подростками 6-7х классов. Подбор методик для психодиагностики. Изучение методик. Изучение методики для изучения акцентуации характера Шмишека, методики исследования межличностных отношений Лири, опросника Кеттелла, ТЮФ Шмелёва, тестов интеллекта. |
24 апреля |
Психодиагностика. Проведение исследования
акцентуации характера с |
27 апреля |
Набор тренинговой группы среди 7миклассников. Проведение занятия №1 «Коммуникация» коррекционно-развивающей программы «ЗОЖ». Цель: направлено на развитие коммуникативных навыков, позволяет участникам развить внимание к окружающим людям. |
28-29 апреля |
Психодиагностика. Проведение исследования интеллекта с использованием методики Айзенка. Испытуемые – учащиеся 9-ых классов. Обработка результатов, составление психологического заключения. |
30 апреля |
Проведение занятия №2 «Эмоции» коррекционно-развивающей программы «ЗОЖ». Цель: проведение упражнений на развитие функциональной сферы, развитие умения слушать собеседника, наблюдательности и внимания к чувствам других людей. |
4-5 мая |
Организационно-методическая работа. Изучение психологической литературы по теме «Здоровый образ жизни». Составление урока по теме «ЗОЖ» для 6-7ых классов. |
6 мая |
Проведение занятия №3 «Ценности»
коррекционно-развивающей |
7 мая |
Индивидуальная беседа с учеником 6 класса. Составление психологического портрета. Выявление особенностей личности: мотивации к учёбе, эмоционального фона, интеллектуальных способностей. Помощь в адаптации к учёбе. |
11-12 мая
|
Просветительская работа. Проведение уроков в параллели 6-ых классов на тему «ЗОЖ» с целью просвещения и профилактики различного рода зависимостей. Проведение упражнений со всем классом: «Умение сказать нет», «Скрепка», «Чемодан». |
13 мая |
Проведение занятия №4 «Внимание» коррекционно-развивающей программы «ЗОЖ». Цель: проведение упражнений, направленных на развитие внимания, наблюдательности, повышение работоспособности ребят, улучшение настроения. |
14-15 мая |
Участие в родительском собрании в 9-ом классе. Рекомендации родителям в оказании помощи своим детям при подготовке к экзаменам и окончании учебного года. |
18-19 мая |
Просветительская работа. Проведение уроков среди 6-7ых классов на тему «ЗОЖ» с целью просвещения и профилактики различного рода зависимостей. Проведение упражнений со всем классом: «Умение сказать НЕТ», «Скрепка», «Чемодан». |
20 мая |
Проведение занятия №5 «Здоровый образ жизни» коррекционно-развивающей программы «ЗОЖ». Цель: занятие позволяет ознакомить ребят с главной темой всей программы и выработать у них стойкую жизненную позицию отказа от вредных привычек. |
21 мая |
Завершение работы, написание дневников, отчётов. Подведение итогов практики. |
Школа – учебное заведение начального, основного и полного среднего образования. Школа – основной институт всеобщего обучения и воспитания, который задействует педагогов, родителей и, конечно же, психологов. Роль психолога в школе поистине ценна, востребована, интересна и одновременно сложна. Буквально в последние несколько лет администрация все большего числа школ понимает необходимость участия психолога в школьном процессе. Всё яснее вырисовываются конкретные задачи, решения которых ждут от школьного психолога. Впрочем, психолог востребован не только в школе, но и в других детских учреждениях (например, в детских садах, домах ребенка, центрах раннего развития и др.), то есть везде, где необходимо умение работать с триадой «ребенок – родители – педагог (воспитатель)».
В функции школьного психолога входит:
При этом каждая функция предусматривает целый набор задач.
Одной из главнейших функций школьного психолога является – психодиагностика, которая включает в себя проведение групповых и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Это могут быть методики, направленные на изучение уровня развития внимания, мышления, памяти, эмоциональной сферы, особенностей личности и взаимоотношений с окружающими. Полученные данные позволяют психологу строить дальнейшую работу: выделить учащихся так называемой «группы риска», нуждающихся в коррекционных занятиях; подготовить рекомендации для учителей и родителей по взаимодействию с учащимися и т. д. Также знание психодиагностики помогает структурировать и организовывать многочисленные психологические исследования, выдвигать гипотезы и проверять их.
Другой, также важной функцией школьного психолога является коррекционно-развивающая работа. Она включает себя проведение тренингов со школьников или специальных коррекционных игр и упражнений. Коррекция позволяет свести к минимуму негативные последствия неправильной социализации, отклонений в развитии ребёнка и т.д.
Коррекционно-развивающая
работа тесно связана с просветительско-
Для работы были выбраны достаточно актуальные в наше время и остро поставленные на сегодняшний день проблемы – о проблемы наркомании, алкоголизма, табакокурения и прочих зависимостей являются. Участниками профилактической работы выступили ученики, в частности подростки.
Современный мир перегружен различного рода информацией, могущей вызвать нездоровый интерес детей и подростков к вредным привычкам. Чаще всего это происходит потому, что информация, подаваемая с экранов телевизоров, компьютеров, сети Интернет, в СМИ, ведётся без учета данных возрастной психологии и педагогики о психологических особенностях разных возрастных периодов.
Подростковый период характеризуется главным образом становлением Я-концепции и концепции мироздания. Поэтому на этом этапе важно сформировать у подростка трезвенническую установку о смысле человеческой жизни. Без постановки вопроса о том, зачем жить трезво, о сущности и предназначении человека, т.е. без удовлетворения запроса подростка на построение Я-концепции любая негативная профилактика окажется в лучшем случае невостребованной.
С другой стороны, обсуждение объективных аспектов и механизмов развития зависимостей позволит заложить в структуру формирующейся у подростка концепции мира прочную фундаментальную основу. При проведении профилактических занятий следует максимально использовать интерактивные формы обучения; вслед за сообщением очередного информационного блока необходимо предоставить школьникам возможность проявить творческую активность и самостоятельность в его переработке (рисунки, плакаты, игры и т.д.).
При работе со школьниками среднего звена (10-11 – 13-14 лет) круг задач профилактики сводится к необходимости:
При организации профилактических занятий с младшими подростками следует:
У учащихся средних классов должно
быть сформировано понятие о зависимом
поведении вообще, и как разновидности
такого поведения могут
В ходе прохождения практики в МОУ СШ №25 освоила основные виды деятельности школьного психолога, как то: организационно-методическая работа, психодиагностика, коррекционно-развивающая работа, беседа, индивидуальное консультирование.
Основным
видом деятельности стала коррекционно-
Мне всё же интересно было выяснить представление об алкоголизме (и прочих зависимостях) у школьников, что дало толчок к разработке исследования, анализу проблемы и позволяет подумать над возможными путями выхода из неё. Совершенно ясно, что «первым звеном в цепочке» данной проблемы, выступают дети. И это наводит на мысль об улучшении профилактики различного рода зависимостей в нашем обществе. Известно, что единой системы профилактики сейчас попросту не существует. К профилактическим мероприятиям, прежде всего, относятся тренинги, семинары по проблеме, создание коррекционно-развивающих программ и т.д.
Также проводила психодиагностику в старших классах, среди учеников 9-ых классов. Исследовала интеллект, затем обрабатывала методику и составляла заключения. При этом пыталась наглядно с помощью графиков отобразить уровень интеллекта в группе.
В школе у учеников разный уровень развития способностей, интеллекта. Не все одинаково адаптируются к учёбе. Так как проходила практику в школе, понимала, что детям нужна помощь в адаптации к учёбе и коррекции поведения. Поэтому проводила индивидуальные беседы со школьниками. Выясняла умственные способности, эмоциональные состояния волевые качества. Проводила коррекцию с помощью методик, например, несуществующее животное.
Также занималась организационно-методической работой, составляла план тренингов, изучила много интересных методик, изучала психологическую литературу, занималась самообразованием. Принимала участие в родительских собраниях. Давала рекомендации родителям и педагогам.
К выполнению
заданий подходила
В целом, практика мне очень понравилась, в дальнейшем хотела продолжить работать школьным психологом.