Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 06:37, отчет по практике
Занятия в школе организованы по 6 дневной учебной неделе. Уроки начинаются в 8 часов утра, в начальной школе - в 9 часов. Начальная школа обучается по безотметочной системе. Школа является опорным пунктом проведения единого государственного экзамена. Предметные лаборатории являются центрами исследовательской деятельности и повышения педагогического мастерства.
В школе имеются коррекционные классы для детей с нарушениями в развитии, такими как ДЦП, ЗПР.
1. Общая характеристика места практики 3
2. Особенности работы психолога в школе 4
3. Описание обустройства кабинета психолога 9
4. Знакомство с коррекционным классом 2 Г 13
5. Посещение занятий для ознакомления с формами и методами работы педагога-психолога с детьми. 15
Анализ урока педагога 17
6. Организация и проведение индивидуальных обследований. 22
Список литературы 30
4.4. Конвенцию о правах ребенка.
4.5. Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся (воспитанников) и их социальной защиты.
Общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику.
4.7. Основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики.
4.8. Методы активного обучения,
социально-психологического
4.9. Современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка.
4.10. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
5. Педагог-психолог подчиняется непосредственно директору МДОУ "Детский сад компенсирующего вида №242".
6. На время отсутствия
педагога-психолога (отпуск, болезнь, пр.)
его обязанности исполняет
II. Должностные обязанности
Педагог-психолог:
1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения в учреждениях.
2. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка.
3. Способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.
4. Определяет факторы, препятствующие
развитию личности обучающихся (воспитанников),
и принимает меры по оказанию
различного вида
5. Оказывает помощь обучающимся (воспитанникам), родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.
6. Проводит психологическую
диагностику различного
7. Составляет психолого-
8. Ведет документацию
по установленной форме и
9. Участвует в планировании
и разработке развивающих и
коррекционных программ
10. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся (воспитанников), содействует их развитию и поиску.
11. Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся (воспитанников), а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
12. Формирует психологическую культуру обучающихся (воспитанников), педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания.
13. Консультирует работников
образовательного учреждения
III. Права
Педагог-психолог вправе:
1. Знакомиться с проектами
решений руководства
2. По вопросам, находящимся
в его компетенции, вносить на
рассмотрение руководства
В соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой должности педагога-психолога, согласованной с Минтрудом России (постановление Минтруда России от 22 ноября 1995 г. № 65) и утвержденной приказом Минобразования России и Госкомвуза России от 14 декабря 1995 г. № 622/1646, оплата труда педагогов-психологов производится в диапазоне 7-14 разрядов Единой тарифной сетки. При этом 7-12 разряды устанавливаются в зависимости от образования и стажа педагогической работы по специальности (т. е. если, кроме педагогического стажа, имеется стаж по специальности, то учитывается и тот, и другой стаж), а 12-14 разряды – в зависимости от квалификационной категории, полученной по результатам аттестации.
Согласно письму Минобразования России от 12 января 1993 г. №
10/32-Т (согласованному с Минтрудом России),
за работу в специальных коррекционных
образовательных учреждениях для детей,
имеющих отклонения в развитии, ставки
заработной платы (должностные оклады)
педагогов-психологов, как и остальных
педагогических работников, повышаются
на 15-20%. Кроме того, педагоги-психологи,
работающие в детских домах, специальных
дошкольных образовательных учреждениях
и в психолого-медико-
Вследствие того, что педагог-психолог подчиняется как заведующему ДОУ, так и руководителю научно-методического кабинета, то при оформлении на работу, с одной стороны, у него должны быть заранее оговорены присутственные дни в детском саду, с другой стороны, – дни, в которые он отсутствует в ДОУ и посещает заседания научно-методического объединения психологов (например, 1 раз в две недели). Формы отчетности работы педагога-психолога тоже готовятся для обоих руководителей: как по профессиональной, так и по административной линиям подчинения.
Для того чтобы урегулировать эти взаимоотношения, перед поступлением на работу педагог-психолог заключает с администрацией ДОУ договор (на оговариваемый срок).
Приложение 5.
Расписания одного дня психолога-педагога
График работы педагога-психолога школы № 57
Матвеевой Т.Н.
Понедельник 10.00-16.00 | |
1. Экспертная работа |
10.00-12.00 |
2. Организационная работа |
12.00-13.20 |
3. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальная работа) |
13.20-15.00 |
4. Консультативная работа (индивидуальные или групповые консультации) |
15.00-16.00 |
Вторник 10.00-16.00 | |
1. Практическая работа (посещение уроков, наблюдение за детьми) |
10.00-13.20 |
2. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальная работа) |
13.20-15.00 |
3. Диагностическая работа (индивидуальная работа) |
15.00-16.00 |
Среда 10.00-16.00 | |
1. Практическая работа (посещение уроков, наблюдение за детьми) |
10-00-12.00 |
2. Консультативная работа (индивидуальные или групповые консультации) |
12.00-13.20 |
3. Коррекционно0развивающая работа (индивидуальная работа) |
13.20-15.00 |
4. Экспертная работа |
15.00-16.00 |
Четверг | |
Методический день |
|
Пятница 10.00-16.00 | |
1. Организационная работа |
10.00-13.20 |
2. Диагностическая работа (индивидуальная работа) |
13.20-15.00 |
3. Коррекционно-развивающая работа (групповая работа) |
15.00-16.00 |
Суббота |
Приложение 6.
План беседы с родителями учащихся коррекционного класса 2 Г.
Тема: Общие сведения о воспитании ребенка в семье, его склонности и интересы
Вопросы к родителям:
1. Фамилия, имя ребенка, дата рождения.
2. Состав семьи. Профессии родителей. Образование отца и матери. Материальное положение и бытовые условия семьи.
3. Какой ребенок по счету в семье?
4. Посещал ли ребенок
дошкольное образовательное
5. Как долго находится в данной группе?
6. Какие болезни перенес ребенок?
7. Какие травмы перенес ребенок?
8. Какие игры, игрушки, материалы для занятий есть у ребенка? Где и как они хранятся (есть ли специальный уголок, комната)?
9. Как организовано рабочее место школьника?
10. С кем чаще остается ребенок дома? Кто с ним гуляет, играет? Кто приносит ребенку игрушки, книги?
11. Единодушны ли все
взрослые члены семьи в
12. Какие меры воздействия на ребенка применяются в семье (поощрения, внушения, выговоры и др.)?
13. Кого в семье ребенок больше всего слушается?
14. С кем чаще капризничает?
15. Кому чаще жалуется на обидчиков?
16. С кем чаще делится своими впечатлениями?
17. Какие навыки самообслуживания имеются у ребенка (самостоятельность в уборке игрушек, постели и др.)?
18. Помогает ли ребенок по дому (участвует в домашней уборке, в накрывании на стол5 ухаживании за животными, поливает растения, помогает в уходе за малышами)?
19. Назовите любимые игры и игрушки ребенка, любимые сказки и книжки, занятия?
20. Какие из перечисленных занятий выполняются ребенком успешнее всего: рисование, лепка, пение, танцы, сооружение построек из кубиков, придумывание игр, рассказывание сказок (историй), игра на компьютере?
21. Назовите лучших друзей вашего ребенка (по двору, детскому саду).
22.Какие качества и способности вашего ребенка Вы особенно цените?
23.От каких дурных привычек Вы хотели бы отучить своего ребенка?
Приложение 7.
Заключение
по данным экспериментально-
Юрий К., дата рождения 4 апреля 2002 г.
Целью обследования является определение уровня развития познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия, воображения, внимания).
По причине индивидуально-психологических особенностей Юрия обследование было рассчитано на два этапа.
Юрий в беседе, проводимой перед началом обследования, охотно отвечает на вопросы о себе, друзьях, играх. Наблюдается нечеткое проговаривание слов (не выговаривает звук "р"). Цель исследования не понимает. Юрия предупредили, что такие беседы будут проводиться и с другими ребятами в классе.
С готовностью приступает "к работе". В ряде случаев приступает к выполнению заданий, не дослушав инструкцию до конца.
Инструкции к заданиям понимает с большим трудом, некоторые из них вообще не доступны для понимания ребенком. Наблюдается снижение критичности Юрия, как к своему состоянию, так и к результатам исследования в целом (выполнив то или иное задание, считает, что сделал правильно, задание было не трудное и т. п.).
При исследовании памяти (методики "10 слов", "10 предметов") наблюдается медленное запоминание (количество воспроизведенных слов после первых шести повторов: 1, 3, 3, 4, 4, 5). Объем кратковременной памяти ниже нормы (2-3 единицы). При воспроизведении многократно произносит одни и те же слова.
Через 10 минут после начала обследования наблюдаются элементы утомляемости (усталости) в виде отвлечений, позеввывания и др.
При выполнении экспериментальных заданий наблюдаются такие периоды, когда Юрий как бы перестает слушать, "отключается от работы" и требуется вмешательство экспериментатора для напоминания быть внимательным, не отвлекаться.
Уровень развития образного мышления (по методике "Разрезные картинки"), словесно-логического мышления (по методикам "Четвертый лишний", "Классификация", "Аналогии") очень низкий. Ответы Юрием часто даются наугад, он не может обосновать свой выбор или ответ.
Таким образом, в результате
экспериментально-
Рекомендации:
Проводить индивидуальную коррекционно-развивающую работу, направленную на развитие познавательной сферы ребенка. Провести психологическое консультирование членов семьи.
Приложение 8.
Тест школьной тревожности Филлипса
Цель: Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить "Да" или "Нет".
Инструкция: "Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.
Отвечайте на вопрос, ДА, если Вы согласны с ним, или НЕТ, если не согласны".
Обработка и интерпретация результатов:
При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил "Да", в то время как в ключе этому вопросу соответствует "-", то есть ответ "нет". Ответы, не совпадающие с ключом – это проявления тревожности. При обработке подсчитывается: