Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 16:29, практическая работа
Гештальт-терапия - это экзистенциальный и экспериментальный подход в психотерапии и консультировании, который ставит своими целями расширение осознавания человека и посредством этого достижение большей внутриличностной целостности, наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром в целом, и с окружающими людьми.
Отчет по проведенному тренингу в русле гештальт- терапии
Гештальт-терапия - это экзистенциальный и экспериментальный подход в психотерапии и консультировании, который ставит своими целями расширение осознавания человека и посредством этого достижение большей внутриличностной целостности, наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром в целом, и с окружающими людьми.
Главная цель гештальт-терапии - достижение возможно более полного осознавания себя: своих чувств, потребностей, желаний, телесных процессов, своей мыслительной деятельности, а также насколько возможно полного осознавания внешнего мира, прежде всего мира межличностных отношений. Гешталь-терапия не стремится к немедленному изменению поведения и быстрому устранению симптомов.
Гештальт-терапия обретает все
большее распространение, не уступая
по популярности психоанализу. Столь
большое признание гештальт-
Гештальт-терапия — это
Гештальт-терапия смещает
Гештальт-терапия работает с осознаванием настоящего момента. Актуализация своего состояния в «здесь и сейчас» и работа в нем — основа самопознания и исцеления в гештальт-терапии.
Гештальт-терапия уделяет
Гештальт-терапевт постоянно фокусирует
внимание клиента на осознавании
себя в «здесь и сейчас». События
из прошлого, которые послужили причиной
формирования характера и неврозов,
рассматриваются также с
Упражнение 1
Участники садятся в круг.
Инструкция: «Пусть кто-то из нас первым скажет своему соседу слева о его состоянии. Например: "Мне кажется, что ты сейчас спокоен и заинтересован происходящим" или: "Мне кажется, что ты утомлен" и т. д. Тот, кому это сказали, в свою очередь скажет нам всем о своем состоянии в данный момент. Затем он выскажет свое предположение о состоянии своего соседа слева, и тот уточнит свое состояние, и т. д.»
После того как круг замкнется, тренер может задать группе более общий вопрос: «Каким образом вы определяли состояние своего соседа?» или более конкретный: «На какие признаки вы ориентировались, определяя состояние своего соседа?»
Упражнение 2
"Встреча руками"
Встаньте напротив друг друга в паре или сядьте удобно так, чтобы ваши руки могли встретиться. Закройте глаза. По команде ведущего пусть ваши руки сначала найдут:
1) друг друга;
2) познакомятся;
3) проявят симпатию;
4) потанцуют;
5) подерутся;
6) помирятся;
7) попрощаются.
Всего задание занимает 5 – 7 минут. Обсудить чувства на разных этапах.
Упражнение 3
"Кукла"
Один человек – кукла, второй – экспериментатор. Задача экспериментатора – исследовать возможности оперирования, обращения с телом куклы. Насколько далеко руки разводятся, насколько голова поворачивается. Кукла имеет право сказать "стоп". Задача – добиться от куклы "стоп", определить границы. Обсуждение нацелено на то, насколько был осторожен экспериментатор, боялся причинить боль или перейти границу, насколько была тревожна "кукла", говоря "стоп" раньше времени.
Упражнение 4
«Переименование симптома»
Крайне
полезно для осознания
Упражнение 5
Упражнение «Недостающий человек»
Представьте себе такую ситуацию. Маленькому мальчику всё детство запрещали есть мороженое. Прошли годы. Мальчик вырос, у него было много карьерных вариантов, но почему-то он предпочёл работать на молочном заводе, начальником цеха, выпускающего эскимо... Почему бы это? Что за странные хитросплетения судьбы...
Собственно, ответом на этот вопрос и послужит техника для самоанализа, которую мы предлагаем ниже.
Эта замечательная психологическая техника не требует командной работы, её выполняет один человек. Для этого Вам нужно остаться в одиночестве, расслабиться, взять лист бумаги и ручку и начать вспоминать...
Задача человека, который выполняет это упражнение такова:
Нужно перенестись мыслями в своё детство — в прошлое, и попытаться воссоздать атмосферу, которая Вас тогда окружала. Оказавшись в своём детстве, теперь нужно постараться ответить на вопрос: «Какого человека не хватало в моём прошлом?»
Запомните: не вещи, не места, а именно — человека, причём одного. Подумайте об одном главном человеке.
Это должен быть такой «недостающий человек», благодаря которому наша жизнь могла бы быть другой, сильно измениться, разумеется, в лучшую сторону.
Таким человеком может быть, навскидку:
мать,
отец,
бабушка,
дедушка,
брат,
сестра,
настоящий друг,
Учитель,
Тренер,
добрый сосед...
После того, как Вы хорошо представили себе эту ситуацию в уме, начинайте переносить свои эмоции и соображения на лист бумаги, записывая их как наброски разрозненных мыслей или эссе.
Постарайтесь описать:
внешность этого человека,
его (примерную) биографию,
ваши совместные досуги (Чем бы вы занимались вместе, если бы этот человек был в Вашей жизни?)
Постарайтесь ответить на вопросы:
Что бы хорошего случилось в моей жизни в присутствии этого человека?
Чего бы не случилось в моей жизни, будь этот человек рядом со мной?
Как бы по-другому я жил сейчас (вплоть до сегодняшнего дня), если бы этот человек оказал на меня своё влияние тогда, в прошлом?
Как бы мы общались сейчас?
Это упражнение — типичное для гештальт-терапии.
Оно призвано — вскрывать наши детские травмы и обиды, глубоко загнанные внутрь. Если прямо спросить человека (или самого себя) «Каковы твои (мои) детские травмы?», он ничего не скажет, и будет прав. Сложно ответить что-либо вразумительное на такой глупейший вопрос...
Но данная техника — «техника непрямого спрашивания» позволит получить самый подробный, качественный и обстоятельный ответ на такой сложный вопрос. Более того, в процессе написания этого эссе (набросков), пишущий человек испытывает психотерапевтическое освобождение от многих неосознанных проблем — переживает психотерапевтический катарсис.
Что даёт это упражнение для нашего бытия «здесь и сейчас»?
Ретроспективно взглянув на своё прошлое, мы можем с ясностью увидеть причины нашего теперешнего поведения.
Зададим себе следующие вопросы и ответим на них также в письменной форме:
Компенсировали ли мы уже на сегодняшний момент отсутствие этого «недостающего человека»?
Если Ваш ответ «Да, компенсировал»,
то уточните — кем, чем, когда и
при каких обстоятельствах
Если Ваш ответ «Нет», то подумайте и напишите: актуально ли для Вас ещё и дальше всё-таки искать этой компенсации? Развейте и обоснуйте: почему это для Вас ещё актуально (или, наоборот, уже совсем неактуально). Как бы вы хотели это компенсировать? Есть ли у Вас конкретные соображения на этот счёт?
(Вернёмся к Пункту 2) Если вы
уже компенсировали «
Выполнение этого упражнения расставляет все точки над «I». Более того, оно позволяет нам отчётливо понять:
- как мы оказались в том или ином месте,
- почему мы влачим ту или иную лямку,
- что делает рядом с нами
тот или иной странный человек.
Принимать решение — что теперь со всем этим делать, будете Вы... Никакой психотерапевт (если он — нормальный специалист и дорожит своей репутацией профессионала) не будет, не имеет права давать Вам совет: как поступить со «всем обнаружившимся» в ходе этого анализа...
Это упражнение — лишь фонарик, который вручён Вам для того, чтобы Вы могли осветить все тёмные углы того загадочного места, куда занесла Вас Жизнь...
Упражнение 6
Прощание
Как и в самом начале, повернитесь к своему соседу и расскажите ему, какие на ваш взглад в нем произошли изменения, какое у него сейчас настроение, с чем он уходит. А ваш сосед должен подтвердить или опровергнуть ваше мнение. Попробуйте наиболее точно угадать состояние человека, который этот час находился рядом с вами.
Информация о работе Отчет по проведенному тренингу в русле гештальт- терапии