Отчет по проведенному тренингу в русле гештальт- терапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 16:29, практическая работа

Описание работы

Гештальт-терапия - это экзистенциальный и экспериментальный подход в психотерапии и консультировании, который ставит своими целями расширение осознавания человека и посредством этого достижение большей внутриличностной целостности, наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром в целом, и с окружающими людьми.

Файлы: 1 файл

тренинг.doc

— 48.00 Кб (Скачать файл)

Отчет по проведенному тренингу в русле гештальт- терапии

 

Гештальт-терапия - это экзистенциальный и экспериментальный подход в  психотерапии и консультировании, который  ставит своими целями расширение осознавания  человека и посредством этого  достижение большей внутриличностной целостности,  наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром в целом, и с окружающими   людьми.

 

Главная цель гештальт-терапии - достижение возможно более полного осознавания себя: своих чувств, потребностей, желаний, телесных процессов, своей мыслительной деятельности, а также насколько возможно полного осознавания внешнего мира, прежде всего мира межличностных отношений. Гешталь-терапия не стремится к немедленному  изменению поведения и быстрому устранению симптомов.

Гештальт-терапия обретает все  большее распространение, не уступая  по популярности психоанализу. Столь  большое признание гештальт-терапии  объясняется высокой эффективностью метода.

Гештальт-терапия — это направление  психотерапии, основоположником которого является немецкий врач-психиатр, психотерапевт Фриц Пёрлз. В основе гештальт-терапии лежат идеи психоанализа, экзистенциализма, телесной терапии Райха и восточных духовных практик.

 

  

Гештальт-терапия смещает акцент внимания с причины проблемы на ее осознание. Вопрос «Почему это происходит со мной?» меняется на вопрос «Что я чувствую и как это изменить?». В этом одно из важных отличий гештальт-терапии от психоанализа.

  

Гештальт-терапия работает с осознаванием настоящего момента. Актуализация своего состояния  в «здесь и сейчас» и работа в нем — основа самопознания и исцеления в гештальт-терапии.

  

Гештальт-терапия уделяет особое внимание контакту — способу взаимодействия человека с окружающими людьми и  миром. Личность человека формируется  в постоянном контакте с окружающим миром и людьми. Когда способ этого контакта оказывается негармоничным, у человека возникают личностные проблемы, психоэмоциональные расстройства и даже заболевания. Гештальт-терапия позволяет изменить способы контакта, что в свою очередь приводит к самоисцелению.

  

Гештальт-терапевт постоянно фокусирует внимание клиента на осознавании  себя в «здесь и сейчас». События  из прошлого, которые послужили причиной формирования характера и неврозов, рассматриваются также с позиции  «здесь и сейчас» — как эти события прошлого вплетаются в настоящее. Осознавание, перепроживание и завершение этих ситуаций приводит к исцелению. Кроме того, снятие внутренних блоков, приводит к освобождению большого количества энергия, которая может быть направлена на позитивные изменения.

Упражнение 1

 

Участники садятся в круг.

 

Инструкция: «Пусть кто-то из нас первым скажет своему соседу слева о его  состоянии. Например: "Мне кажется, что ты сейчас спокоен и заинтересован  происходящим" или: "Мне кажется, что ты утомлен" и т. д. Тот, кому это сказали, в свою очередь скажет нам всем о своем состоянии в данный момент. Затем он выскажет свое предположение о состоянии своего соседа слева, и тот уточнит свое состояние, и т. д.»

 

После того как круг замкнется, тренер может задать группе более общий вопрос: «Каким образом вы определяли состояние своего соседа?» или более конкретный: «На какие признаки вы ориентировались, определяя состояние своего соседа?»

 

Упражнение 2

"Встреча руками"

 Встаньте напротив друг друга  в паре или сядьте удобно так, чтобы ваши руки могли встретиться. Закройте глаза. По команде ведущего пусть ваши руки сначала найдут:

1) друг друга; 

2) познакомятся;

3) проявят симпатию;

4) потанцуют; 

5) подерутся; 

6) помирятся; 

7) попрощаются.

 Всего  задание занимает 5 – 7 минут. Обсудить  чувства на разных этапах.

Упражнение 3

"Кукла" 

 Один человек – кукла, второй – экспериментатор. Задача экспериментатора – исследовать возможности оперирования, обращения с телом куклы. Насколько далеко руки разводятся, насколько голова поворачивается. Кукла имеет право сказать "стоп". Задача – добиться от куклы "стоп", определить границы. Обсуждение нацелено на то, насколько был осторожен экспериментатор, боялся причинить боль или перейти границу, насколько была тревожна "кукла", говоря "стоп" раньше времени.

Упражнение 4

«Переименование симптома»

Крайне  полезно для осознания собственного «я» упражнение «Переименование  симптома». Один из участников признается другому в собственных недостатках, второй переводит ощущения первого в чувства, достойные подражанию. Например, недостаток «упрямство» переводится в достоинство «упорство в достижении цели». При выполнении упражнения человек учится находить существенную выгоду от имеющегося недостатка.

Упражнение 5

Упражнение «Недостающий человек»

Представьте себе такую ситуацию. Маленькому мальчику всё детство запрещали есть мороженое. Прошли годы. Мальчик вырос, у него было много карьерных вариантов, но почему-то он предпочёл работать на молочном заводе, начальником цеха, выпускающего эскимо... Почему бы это? Что за странные хитросплетения судьбы...

Собственно, ответом на этот вопрос и послужит техника для самоанализа, которую мы предлагаем ниже.

Эта замечательная психологическая  техника не требует командной  работы, её выполняет один человек. Для этого Вам нужно остаться в одиночестве, расслабиться, взять лист бумаги и ручку и начать вспоминать...

Задача человека, который выполняет это упражнение такова:

Нужно перенестись мыслями в  своё детство — в прошлое, и  попытаться воссоздать атмосферу, которая  Вас тогда окружала. Оказавшись в  своём детстве, теперь нужно постараться ответить на вопрос: «Какого человека не хватало в моём прошлом?»

Запомните: не вещи, не места, а именно — человека, причём одного. Подумайте об одном главном человеке.

Это должен быть такой «недостающий человек», благодаря которому наша жизнь могла бы быть другой, сильно измениться, разумеется, в лучшую сторону.

Таким человеком может быть, навскидку:

мать,

отец,

бабушка,

дедушка,

брат,

сестра,

настоящий друг,

Учитель,

Тренер,

добрый сосед...

После того, как Вы хорошо представили себе эту ситуацию в уме, начинайте переносить свои эмоции и соображения на лист бумаги, записывая их как наброски разрозненных мыслей или эссе.

Постарайтесь описать:

внешность этого человека,

его (примерную) биографию,

ваши совместные досуги (Чем бы вы занимались вместе, если бы этот человек был в Вашей жизни?)

Постарайтесь ответить на вопросы:

Что бы хорошего случилось в моей жизни в присутствии этого  человека?

Чего бы не случилось в моей жизни, будь этот человек рядом со мной?

Как бы по-другому я жил сейчас (вплоть до сегодняшнего дня), если бы этот человек оказал на меня своё влияние тогда, в прошлом?

Как бы мы общались сейчас?

Это упражнение — типичное для  гештальт-терапии.

Оно призвано — вскрывать наши детские травмы и обиды, глубоко  загнанные внутрь. Если прямо спросить человека (или самого себя) «Каковы твои (мои) детские травмы?», он ничего не скажет, и будет прав. Сложно ответить что-либо вразумительное на такой глупейший вопрос...

Но данная техника — «техника непрямого спрашивания» позволит получить самый подробный, качественный и обстоятельный ответ на такой сложный вопрос. Более того, в процессе написания этого эссе (набросков), пишущий человек испытывает психотерапевтическое освобождение от многих неосознанных проблем — переживает психотерапевтический катарсис.

Что даёт это упражнение для нашего бытия «здесь и сейчас»?

Ретроспективно взглянув на своё прошлое, мы можем с ясностью увидеть причины  нашего теперешнего поведения.

Зададим себе следующие вопросы  и ответим на них также в  письменной форме:

Компенсировали ли мы уже на сегодняшний  момент отсутствие этого «недостающего  человека»?

Если Ваш ответ «Да, компенсировал», то уточните — кем, чем, когда и  при каких обстоятельствах произошла  эта компенсация.

Если Ваш ответ «Нет», то подумайте  и напишите: актуально ли для Вас ещё и дальше всё-таки искать этой компенсации? Развейте и обоснуйте: почему это для Вас ещё актуально (или, наоборот, уже совсем неактуально). Как бы вы хотели это компенсировать? Есть ли у Вас конкретные соображения на этот счёт?

(Вернёмся к Пункту 2) Если вы  уже компенсировали «недостающего  человека» из Вашего детства  в своей взрослой жизни, ответьте  на такой вопрос: как, по Вашему, адекватна ли эта компенсация?  Состоялась ли она? Или Вы  компенсировали свою детскую  травму «не тем», «не с теми» и «не так»? Что бы Вы сейчас могли исправить, если компенсация,по-Вашему, «не удалась»?

Выполнение этого упражнения расставляет  все точки над «I». Более того, оно позволяет нам отчётливо  понять:

- как мы оказались в том  или ином месте,

- почему мы влачим ту или  иную лямку, 

- что делает рядом с нами  тот или иной странный человек...

Принимать решение — что теперь со всем этим делать, будете Вы... Никакой  психотерапевт (если он — нормальный специалист и дорожит своей репутацией профессионала) не будет, не имеет права давать Вам совет: как поступить со «всем обнаружившимся» в ходе этого анализа...

Это упражнение — лишь фонарик, который  вручён Вам для того, чтобы Вы могли осветить все тёмные углы того загадочного места, куда занесла  Вас Жизнь...

Упражнение 6

Прощание

Как и в самом начале, повернитесь  к своему соседу и расскажите ему, какие на ваш взглад в нем произошли  изменения, какое у него сейчас настроение, с чем он уходит. А ваш сосед  должен подтвердить или опровергнуть ваше мнение. Попробуйте наиболее точно угадать состояние человека, который этот час находился рядом с вами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Спасибо за участие!


Информация о работе Отчет по проведенному тренингу в русле гештальт- терапии