Отечественные психологи «Берштейн Николай Александрович»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 13:32, доклад

Описание работы

В этой работе изложена краткая биография Берштейна, затронуты некоторые его работы,но основной упор делается на монографию " О построении движений".

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………4
Биография……………………………………………………………………..5
Творчество
«Биомеханический период»………………………………………………6
Период работы над монографией…………………………………….....7
Период «негласного» запрета…………………………………………...8
Монография о построении движений…………………………………..9
Заключение……………………………………………………….................11
Библиографический список………………………………………………...12

Файлы: 1 файл

Доклад.docx

— 82.65 Кб (Скачать файл)

ДВГУПС

 

 

 

 

                                                                      Кафедра «Психология»

 

 

Доклад по: Общая психология

Тема: Отечественные психологи

«Берштейн Николай Александрович».

 

 

 

                                                                                                                                    

Выполнила:                          Студент : Алдашкина  Анастасия Олеговна 

Проверила:                             Марьина Татьяна Александровна

 

 

              

 

 

 

Г. Хабаровск

2012 год

     Содержание

 

Введение………………………………………………………………………4

Биография……………………………………………………………………..5

Творчество

    «Биомеханический  период»………………………………………………6

      Период  работы над монографией…………………………………….....7

      Период  «негласного» запрета…………………………………………...8

      Монография  о построении движений…………………………………..9

Заключение……………………………………………………….................11

Библиографический список………………………………………………...12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Выдающийся русский ученый Николай Александрович Берштейн представлял несколько направлений  в науках о человеке – биомеханику, физиологию, психологию и кибернетику. В каждом из них есть область специальных  знаний, развитие которых неизбежно удаляет ученого от интегрального начала, из которого вырастают бесконечные ветви дифференциации единой науки. Но в каждом из них есть и междисциплинарные аспекты, возникающие на определенной стадии развития специальных знаний, на самых кончиках дифференциации, образуя крону древа науки, - то, к чему нельзя прикоснуться, потому, что ее нет, и то, чем мы любуемся и восхищаемся, потому что мы ее видим. Конечно, видеть неосязаемое дано далеко не каждому. Именно таким «не каждым» был Николай Александрович Берштейн.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биография

Николай Александрович Бернштейн  родился в Москве 5 октября 1896 г. Его отец был известным российским психиатром, дед Натан Осипович — врачом, физиологом и общественным деятелем. В юношеском возрасте проявились незаурядные способности будущего ученого: музыкальные, лингвистические, литературные, математические, инженерно-конструкторские и другие. Он с легкостью изучал иностранные языки, играл на фортепиано.

Образование Николай Александрович Бернштейн получил в Московском университете. Сначала он поступил на историко-философский факультет, намереваясь посвятить себя филологии, но с началом Первой мировой войны перевелся на медицинский. Он попал в ускоренный выпуск: на войне нужны были врачи, и студентов, проучившихся четыре года, отправляли на фронт. Однако окончание университета пришлось на 1919 г., когда уже шла гражданская война. Николай Александрович Бернштейн был мобилизован в Красную армию в качестве военврача.

В 1927 г.  в психологическом  институте  Московского университета, Николай Александрович познакомился с А. Р. Лурия, основоположником отечественной нейропсихологии. Их дружеские отношения продолжались непрерывно, вплоть до кончины Николая Александровича. Именно А. Р. Лурия перевел на английский и организовал издание работ Берштейна «Координация и регуляция движений», вышедшего в 1967 г.

В середине 1960-х гг. у него обнаружили рак печени. Ученый рассчитал оставшиеся ему немногие годы жизни, оставил лабораторию и занялся дальнейшей разработкой теоретических проблем физиологии активности, биологических аспектов кибернетики, много работал со своими учениками, консультировал лингвистов, математиков, деятелей искусства, физиологов и медиков.

Николай Александрович Бернштейн умер в 1966 г. Он был разносторонне образованным человеком: работал на стыке психологии и физиологии, его теории посвящены проблемам из еще большего числа областей, его идеи используются в психологии, математике, биологии и физиологии, кибернетике. Изучая уровни построения движений, он пришел к созданию концепции физиологии активности. Его труды послужили примером и основой для творчества таких психологов, как Б.М. Величковский, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.П. Зинченко и многих других.

«Биомеханический  период»

После демобилизации в  1920 г. он некоторое время проработал психиатром в клинике В.А. Гиляровского, но вскоре перешел в Центральный институт труда, где возглавил лабораторию биомеханики. Основной задачей, которую решала эта лаборатория, было изучение трудовых движений человека в естественных условиях с целью облегчения труда и повышения его эффективности. До сих пор проблема регуляции движения человека решалась только одним способом: выключением лишних степеней свободы. Бернштейн предложил другое решение — непредсказуемую, складывающуюся по ходу движения ситуацию на периферии нужно отслеживать, предваряя изменения с помощью «опережающих коррекций». Таким образом, он понимал сенсорную коррекцию как неотъемлемый элемент двигательного акта, сравнимый по сложности с интеллектуальным процессом. То есть движение, по мнению ученого, — это не механическое выполнение команды, получаемой от нервной системы, процесс решения двигательной задачи.

Такие теории Бернштейна шли  вразрез с идеями и замыслами А К. Гастева, основателя и руководителя Института труда, намеревавшегося конструировать движение, как конструируют машину, давая человеку любые двигательные установки. В 1925 г. Бернштейн оставил работу и перешел в Институт психологии, где проблема живого движения вызывала большой интерес. В 1926 г. вышел его капитальный труд «Общая биомеханика».

Николай Александрович как человек с весьма разносторонними интересами написал множество работ, посвященных проблемам из области биологии, математики, кибернетики, медицины, музыки. Будучи прекрасным пианистом, он изучал закономерности музыкального обучения и творчества, посвятив этому ряд научных работ, в их числе «Исследования по биодинамике фортепьянного удара», изданные в 1930 г., «Современные данные о структуре нервно-двигательного процесса», выпущенные в 1939 г., а также глава «О технике игры на скрипке и фортепиано» в книге «О повторении движения».

 

 

 

Период работы над монографией

С 1935 г. начинается следующий  период творчества Берштейна, основные контуры которого были обозначены в  его фундаментальной статье «Проблема  взаимоотношений координации и  локализации». Благодаря методу циклограмметрии  биомеханика переросла в биодинамику, а последняя была синтезирована  ученым с нейрофизиологией и психологией  движений. Апогеем этого периода  стала монография «О построении движений», вышедшая в 1947 г. и удостоенная сталинской премии. Здесь впервые движение было представлено как психическое действие.

Главным оппонентом теорий Николая Александровича был И.П. Павлов. Их полемика тянулась долго, и как возражение Павлову Бернштейн написал книгу «История учения о нервном импульсе». Во Всесоюзном институте экспериментальной медицины в 1936 г. была запланирована их очная дискуссия. Но Павлов умер. Узнав, что его оппонент больше никогда не сможет ему ответить, Бернштейн отменил издание книги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Период «негласного» запрета

С 1950 г. начинается третий, в  определенном смысле печальный, и последний  период творчества Николая Александровича. В этом году состоялась совместная сессия АН СССР и АМН СССР, посвященная  павловскому учению. Глубоко уважая И. П. Павлова, Берштейн мужественно восстал против последовавшего за ней десанта эпигонов условно – рефлекторной теории высшей нервной деятельности на позиции психологии и физиологии. Суть его критики безумного перенесения принципа условного замыкания нервных связей на всю высшую нервную деятельность изложена в опубликованной позднее статье «Назревшие проблемы регуляции двигательных актов». Ортодоксальной физиологии, основанной на исследованиях полумертвых препаратов и обездвиженных животных, он противопоставил физиологию активности, психологию живого движения, где царствует не механический детерминизм рассудка, а неопределенность и свобода разумного действия. В обстановке 50–х годов этот научный подвиг был отмечен полным отстранением Николая Александровича от экспериментальных работ и «негласным» запретом на его публикации. До конца дней он уже не имел лабораторной базы для работы. Но опережающие время идеи созревали в его голове и в это мрачное безвременье. Они нашли свое отражение в многочисленных трудах Берштейна после 60-го года, среди которых наиболее значительными были «Очерки по физиологии движений и физиологической активности».

 

 

 

 

 

 

 

 

Монография «О построении движений»

Объектом изучения Бернштейн  сделал естественные движения нормального, неповрежденного организма, и, в  основном, движения человека. Главное  внимание в исследованиях Бернштейна было уделено трудовым движениям. В 1947 г. вышла монография Николая Александровича «О построении движений». Особое значение в этой теории занимает построение нейрофизиологической и неврологической структуры действий и навыков. Ученый считал, что в построении движений участвуют все уровни головного мозга.

Низший, подкорковый уровень (А) представляет чистейшую физиологию. Он обеспечивает ту преднастройку мышечного тонуса, которая делает возможным осуществление двигательных актов различной сложности. Затем следует высший подкорковый уровень (В), на определенных стадиях филогенеза в животном мире он выполняет ведущую роль. У человека он подчинен кортикальным уровням, но его роль весьма велика. По двигательному богатству он, в определенных отношениях, превосходит высшие уровни. Этот уровень ведает движениями, в которых требуется точная согласованность ритмически повторяющихся во времени сложных движений, охватывающих все конечности и туловище (например, ходьба, бег, плавание и другие). По выражению Бернштейна, этот уровень «берет на себя всю внутреннюю черновую технику сложного движения», когда другой, вышележащий уровень обеспечивает приспособление к внешнему миру и внешним предметам.

Первый среди кортикальных уровней построения движений (С), по мнению автора, представляет интерес  уже не только для физиологов, но и для психологов. В его состав входят высший отдел подкорковых  узлов и некоторые слои коры головного  мозга (зрительное поле, осязательное поле и другие) Самый замечательный  признак этого уровня — его  объективированность. Он освобожден от влияния физиологии собственного тела, которое тяготело над предыдущими уровнями. Он приобрел точность и меткость в овладении пространством, заполненным объектами, имеющими размер, форму и массу. Движения уровня С имеют ясно выраженный целевой характер. Поэтому при болезненном распаде этого уровня страдают прежде всего произвольные движения.

Следующий уровень действий (D) почти монопольно принадлежит  только человеку. Именно здесь можно, по мнению Н.А. Бернштейна, увидеть начало слияния физиологического с психологическим, их взаимопереходы. Ведущий мотив в этом уровне заключается даже не в самом предмете, а в смысловой стороне действий с предметами, поэтому сенсорное поле здесь уже более сложно топологически. Уровень D обладает большой упражняемостью и высокой автоматизируемостью. Автоматизируются не смысловые элементы, а технические свойства выполнения действий. Для этого привлекаются нижележащие уровни вплоть до уровня С. Но в них предметный уровень не находит готовых сноровок, а должен их вырабатывать. Следовательно, эти высшие автоматизмы являются благоприобретенными.

Выше уровня D лежит группа уровней Н. А. Бернштейн считал, что  они объединяют действия всех предыдущих уровней. Здесь формируются такие  сложные действия-навыки, как пилотирование  самолета, работа космонавта и другие. На этом уровне осуществляется сложная  смысловая коррекция в соответствии с «желаемым будущим». Уровень Е ответствен за все виды речевой деятельности: музыкальную, хореографическую и другие. При его выпадении страдают эти высшие психологические виды деятельности.

Таким образом, Бернштейн  предложил совершенно новый принцип  управления движениями, который был назван принципом сенсорных коррекций.

Рассмотрим факторы, которые, по мнению Бернштейна, оказывают влияние  на ход выполнения движения. Во-первых, при выполнении движения в большей  или меньшей степени возникает явление реактивных сил.

Во-вторых, при движении возникает  явление инерции. Если вы резко поднимете руку, то она взлетает вверх не только за счет тех моторных импульсов, которые посланы в мышцы, но с какого-то момента движется по инерции, т. е. возникают определенные инерционные силы. Причем явление инерции присутствует в любом движении.

В-третьих, существуют определенные внешние силы, которые оказывают влияние на ход выполнения движения. Например, если движение направлено на какой-либо предмет, то оно встречает с его стороны сопротивление.

В-четвертых, существует еще  один фактор, который не всегда учитывается  при начале выполнения движений, —  это исходное состояние мышц. Состояние мышцы меняется при выполнении движения вместе с изменением ее длины, а также в результате утомления и других причин. Поэтому один и тот же моторный импульс, достигнув мышцы, может дать совершенно иной результат.

Заключение

Концепция физиологии активности, созданная Бернштейном  на основе глубокого теоретического и эмпирического анализа естественных движений человека в норме и патологии (спортивных, трудовых, после ранений  и травм органов движения и  др.) с использованием разработанных  Бернштейном новых методов их регистрации, послужила основой  для глубокого понимания целевой  детерминации человеческого поведения, механизмов формирования двигательных навыков, уровней построения движений в норме и их коррекции при  патологии. В работах Бернштейна получило свое обоснование решение психофизиологической проблемы в материалистическом духе с использованием последних достижений физиологической науки, а также отдельные идеи кибернетики.

В физиологическом плане  берштейновская теория построения движений – исчерпывающая теория. Изучая уровни построения движений, он пришел к созданию концепции физиологии активности. На основании его разработок проводилось восстановление движений у раненых во время Великой Отечественной войны, а в послевоенные годы — формирование навыков у спортсменов. Кроме этого, разработки Бернштейна были использованы при конструировании шагающих автоматов, а также других устройств, управляемых ЭВМ. Николай Александрович Берштейн стал яркой звездой не только отечественной, но и психологической науки.

Информация о работе Отечественные психологи «Берштейн Николай Александрович»