Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм, и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.
Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного “Я” проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации
§1.1. Общая характеристика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
§1.2. Условия и причины возникновения отклонений в поведении подростков
ГЛАВА 2. Исследование акцентуаций характера подростков (по Леонгарду)
§2.1. Описание акцентуаций характера подростков (по Леонгарду)
§2.2. Особенности психологической работы с подростками, принадлежащими к различным типам акцентуаций (по Леонгарду)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

курсовая _Отклоняющееся поведение подростков.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

                            наркомания 3-й стадии – полная психическая и физическая деградация.

По наблюдениям психологов, врачей наркологов, 2/3 впервые приобщаются к наркотикам из любопытства, желания узнать, что там за гранью запретного.

2. Агрессивное поведение.

Подростковая агрессия - чаще всего следствие озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач. Изощренную жестокость нередко проявляют жертвы избалованны маменькины сынки, не умеющие отвечать за свои поступки.

3. Суицидальное поведение.  

   Среди подростков, обследованных А.Е. Личко, – 

       32% суицидальных попыток приходится на долю 17 летних;

       21% - 15 летних;

       12% - 14 летних;

       4% - 12-13 летних.

Профилактика подростковых самоубийств заключается не в избежании конфликтных ситуаций, а в создании такого психологического климата, где подросток не чувствовал бы себя одиноким, непризнанным и неполноценным.

В 9 случаях из 10 юношеские покушения – не желание покончить с жизнью, а крик о помощи.

4. Психические расстройства.

Целесообразно различать, с одной стороны, возрастно-специфические расстройства (заболевания) и, с другой стороны, характерные для этого возраста акцентуации характера, то есть крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, в результате чего проявляется избирательная уязвимость к определенным психогенным воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Как связаны психические нарушения и закономерности нормального протекания переходного возраста?

1. Болезнь начинается в подростковом возрасте, потому что ее характер, скрытый период простирается на много лет, и она просто не успевает развиваться в детстве.

2. Нарушения вызываются тем, что среда и общество начинают проявлять индивиду непосильные для него требования. Например, усложнение учебных программ в старших классах, выявляет у некоторых подростков пограничную умственную отсталость, неспособность справиться с заданием.

3. Возраст определяет своеобразие болезненных переживаний, накладывает отпечаток на протекающие болезни. Например, у подростков разные психические заболевания протекают в форме бреда физического недостатка.

4. Процессы переходного возраста предрасполагают подростка, делают его особенно восприимчивым к определенным неблагоприятным воздействиям.

5. Период полового созревания провоцирует выявление ранее скрытой патологии.

    5. Противоправное поведение.

Наибольшую склонность к преступному поведению имеют подростки, проживающие в неблагополучных семьях, что связано с плохими жилищными и материальными условиями, напряженными отношениями между членами семьи и низкой заботой о воспитании детей. По наблюдениям психологов среди несовершеннолетних правонарушителей довольно много таких, которые являются и вменяемыми, имеют определенные отклонения от нормы. По данным социологического исследования, которое проходило в Саратовской области среди несовершеннолетних преступников, 60% из них имеют какие-то отклонения в психике (психозы, неврозы и т.д.)

Среди асоциальных проявлений целесообразно выделять, так называемый, докриминогенный уровень, когда несовершеннолетний еще не стал субъектом преступления, и его социальные отклонения проявляются на уровне мелких проступков, нарушений норм и правил поведения, уклоняющих от общественно-полезной деятельности, в употреблении алкогольных, наркотических и токсических средств, разрушающих психику и других формах асоциального поведения, не представляющих большой общественной опасности.

Криминогенный (преступный) уровень. В данном случае социальные отношения выражаются в преступных, уголовно-наказуемых действиях, когда подросток становится субъектом преступления, которое рассматривается судебными органами и представляет более серьезную общественную опасность.

Для того, чтобы лучше узнать характер социальных отношений несовершеннолетних, рассмотрим патент-анализ около тысячи дел, обсуждаемых на комиссиях по делам несовершеннолетних.

Возрастной состав несовершеннолетних проходящих через комиссию – это старшие подростки 14-16 лет (около 40%), далее идут младшие подростки 11-13 лет (до 26%).

Поводом для рассмотрения служили также асоциальные проявления: 48% - подростков обсуждались за уклонение от учебы и работы; 10% - за побеги и бродяжничество; 3-5% - за употребление алкоголя и столько же за аморальное поведение.

Более углубленное психологическое и социально-психологическое  исследование личности подростков с отклоняющимся поведением показало, что они также характеризуются разной степенью деформации системы внутренней поведенческой регуляции – ценностных ориентаций, установок потребностей. Заметное неблагополучие выявляется в системе межличностных отношений в семье, школе, на улице.

Все это свидетельствует о том, что отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного социального развития нарушения процесса социализации. Особый тип таких нарушений приходится на подростковый возраст, так называемый гормональный переходный период от детства к взрослости.

Таким образом, процесс нарушения социализации несовершеннолетних происходит тогда, когда личность испытывает определенные негативные влияния, которые исходят из среды и ближайшего поведения индивида.

В связи с этим, отрицательное влияние испытываемое подростком со стороны ближайшего окружения можно разделить на прямые и косвенные десоциализирующие влияния.

Прямые десоциализирующие влияния среды оказываются со стороны ближайшего окружения, которые прямо демонстрирует образцы асоциального поведения, антиобщественных ориентаций и убеждений, когда действуют антиобщественные нормы и ценности, групповые предписания, поведенческие регуляторы направленные на формирование личности асоциального типа. В таких случаях мы имеем дело с так называемыми ситуациями десоциализации. В роли таких институтов могут выступать криминогенные неформальные подростковые группы, группы преступников, спекулянтов, лиц без определенных занятий и т.д. Эту же роль могут играть и часть семей аморального типа, где наследство, аморальный образ жизни, скандалы и дебоши родителей стали нормой повседневных отношений.

Однако процесс десоциализации далеко не всегда осуществляется в результате непосредственного воздействия прямых десоциализирующих влияний среды. Так среди изученных несовершеннолетних с отклоняющимся поведением (общее число которых составило около 1200 человек), состоящих на учете по делам несовершеннолетних, лишь 25-30% воспитывались в семьях со стяжательскими ориентациями, школьная среда, где проходит значительная часть несовершеннолетних, также содержит непосредственных образцов известного поведения. И, тем не менее, у определенной части подростков, воспитывающихся во вполне благоприятной среде возможна социальная дезадаптация с асоциальным поведенческим проявлением. В данном случае имеют место эффекты косвенной десоциализации, проявляющиеся в отчуждении индивида от своих инстинктов социализации, в его невосприимчивости и нормам и ценностям ближайшего окружения.

Косвенные десоциализирующие влияния могут быть обусловлены разнообразными факторами социально-психологического и психолого-педагогического характера. Так, социально-психологические факторы, приводящие к косвенной десоциализации, заключаются в отсутствии необходимых условий для реализации «запуска» ведущих механизмов и способов социализации, по средствам которых происходит усвоение социального опыта. Таким образом, предупреждение десоциализации предполагает не только нейтрализацию прямых десоциализирующих влияний среды (аморальный образ жизни семьи) и создание воспитывающей среды в коллективах школьных и внешкольных учреждений, что позволит им стать предпочитаемой средой общения с высокой референтной значимостью в глазах подростков и, тем самым, выполнять в полной мере свои функции ведущих институтов социализации.

 


§1.2. Условия и причины возникновения отклонений в поведении подростков

 

Одна из основных причин возникновения преступности заключается в резком ухудшении социально-экономической ситуации, снижении жизненного уровня большинства семей и вытекающая из этого невозможность для многих подростков (заработать) законным путем удовлетворить свои потребности.

Также следует сказать и о нравственной стороне жизни. За последние годы широкое распространение получила проституция и порнография, расширился прокат видеофильмов эротического и порнографического содержания. Регулярный просмотр таких фильмов провоцирует подростков на противоправные действия, в том числе совершения преступлений на сексуальной почве.

Нестабильность в социальной, политической и экономической сферах общества значительно расширяет спектр социально-педагогических и социально-экономических факторов, активно стимулирующих подростковую преступность. Среди них, такие факторы:

1. Кризисные явления в семье - нарушение структуры и функций семьи, ухудшение условий содержания детей. Одним из первых  и важных социальных институтов для человека является семья, именно семья дает образ мира, в котором предстоит жить ребенку, именно в семье происходит формирование ролевого поведения.

В семье ребенок получает первые навыки  общения, поведения, накапливается первый «багаж» знаний, формируются первые привычки. От того, в каких условиях происходит  воспитание, зависит формирование духовных потребностей, идеалов, моральных, идейных и познавательных интересов, культурных ценностей.

Г.М. Миньковский выделяет десять типов семей с разным воспитательным потенциалом:

1.    Воспитательно-сильные - доля таких семей в количестве обследованных составляет 15-20%, воспитательная обстановка близка к оптимальной. Главный ее признак – высокая нравственная атмосфера семьи.

2.    Воспитательно-устойчивые - такой тип семьи создает в целом благоприятные возможности для воспитания, а возникающие в семье и недостатки преодолеваются с помощью других институтов социализации, прежде всего школы.

3.    Воспитательно-неустойчивые - такой тип семьи создает в целом благоприятные возможности. Для этого типа семьи характерна неправильная педагогическая позиция родителей, которая, тем не менее, выравнивается благодаря сравнительно высокому воспитательному потенциалу семьи.

4.    Воспитательно-слабые с утратой социального контакта с детьми и контроля над ними. Семьи, где родители по разным причинам не в состоянии правильно воспитать детей, утратили контроль за их поведение, уступив свое влияние обществу сверстников;

5.    Воспитательно-слабые с постоянной конфликтной атмосферой;

6.    С агрессивно-негативной конфликтной атмосферой;

7.    Маргинальные семьи, с алкогольной и сексуальной деградацией;

8.    Правонарушительные;

9.    Преступные;

10. Психически отягощенные;

Последние пять типов семей являются, с социально-педагогической точки зрения, отрицательными, а то и криминальными.

Риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке  постоянных конфликтов в 4-5 раз выше, а в семьях, где царят агрессивность и жестокость в 9-10 раз выше, чем у тех, кто растет в педагогически сильных и устойчивых семьях.

Во многих случаях дети воспринимают поведение старших членов семьи как нормальное, обычное, эмоционально отождествляются с родителями и воспроизводят стереотипы их поведения.

Сравнительные исследования семей подростков-правонарушителей и благополучных школьников, проводимые различными исследователями, показывают, что «трудные» воспитываются в существенно более неблагоприятных семейных условиях, чем их благополучные сверстники. При этом среди неблагоприятных факторов социализации отмечают такие:

                  неполная семья;

                  аморальный образ жизни родителей;

                  педагогическая несостоятельность семей;

                  эмоционально-конфликтные отношения в семье.

В целом можно выделить три основные группы негативных явлений, снижающих негативность семейного воспитания.

                  неблагоприятные материально-бытовые условия жизни семьи;

                  неблагоприятный социально-психологический климат в семье;

                  психолого-педагогическая неподготовленность родителей к воспитанию детей.

Эти группы негативных явлений взаимосвязаны и могут в различной мере влиять на формирование личности подростка.

В воспитании подростка определяющим является социально-психологический климат в семье, психолого-педагогическая культура родителей, нравственная направленность семьи как социального института.

К сожалению, в настоящее время большинство семей не в полной мере выполняют свою социализирующую роль, и главное свидетельство этого – неполноценное воспитание личности. К этому приводят факторы социального риска. Среди них можно выделить:

               социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия);

Информация о работе Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации