Отрасли психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:22, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется множество отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Назовем лишь некоторые из отраслей психологии: общая, социальная, педагогическая, медицинская, возрастная, юридическая, генетическая, военная, инженерная, дифференциальная, психофизиология, психодиагностика, патопсихология, психотерапия, психология управления, психология труда и т. д.

Содержание работы

Введение
1. Психология и естественные науки
2. Психология и общественные науки
3. Психология и технические науки
4. Другие отрасли психологии
Заключение
Список использованной литерауры

Файлы: 1 файл

Отрасли психологии.docx

— 40.08 Кб (Скачать файл)

Возрастную  психологию иногда называют психологией  развития, считая эти понятия синонимичными. Некоторые психологи с этим не согласны и выделяют психологию развития в отдельную отрасль фундаментальной  психологии, считая, что она «представляет  собой более общий и теоретический  курс по сравнению с возрастной и  детской психологией, своего рода их методологическую базу».

Любая отрасль психологии имеет свою методологическую базу и решает в той или иной форме прикладные задачи. Трудно представить  себе, например, выделение из нейропсихологии  отдельно психологической дисциплины, специально посвященной методологии  нейропсихологических исследований. Поэтому  мы считаем, что словосочетания «психология  развития» и «возрастная психология» -- синонимы. Впрочем, проблемы психологии развития в психологической науке разрабатываются и на более высоком уровне абстракции -- а именно в общей психологии, которая принадлежит к собственно фундаментальным отраслям психологии.

Курсом  общей психологии традиционно открывается  обучение на психологических факультетах. Чаще всего она понимается как  отрасль психологии, теоретически и  экспериментально изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики в деятельности человека и животных. Как фундаментальная  дисциплина она должна заниматься разработкой  самых общих вопросов психологической  науки, а именно определением ее объекта  и предмета, разработкой методологического  инструментария, включая принципы психологического познания, разработкой системы психологических  категорий, познанием наиболее общих  законов функционирования и развития психики (нормального и аномального) и т.п. Для этой цели служат как  собственно теоретико-методологические, так и экспериментальные и  другие эмпирические исследования отдельных  аспектов изучаемой в психологии реальности, призванные подтвердить  или опровергнуть те или иные теоретические  предположения. Результаты общепсихологических  разработок, производимых на известном  уровне абстракции, необходимы для  каждой конкретной отрасли психологической  науки -- будь то патопсихология или возрастная психология; напротив, результаты исследований в конкретных отраслях психологии обобщаются в общей психологии.

Поэтому овладение ею означает появление  у каждого психолога профессионального  мировоззрения и собственно психологического мышления.

Сверхзадачей  общей психологии, как и любой  фундаментальной дисциплины, является рефлексия психологической науки, обобщение результатов и достижений конкретных психологических дисциплин  с целью определения перспектив развития психологической науки в целом. Аналогичную задачу ставит перед собой и другая важнейшая отрасль психологической науки -- история психологии. Для психологии эта дисциплина имеет чрезвычайно важное значение.

Историю психологии (в отличие, быть может, от истории биологии, истории физики и т.п.) не следует воспринимать как  некий «довесок» к современной  психологии, который надо изучать  лишь «для общего развития». Напротив, современное состояние психологической  науки можно охарактеризовать как  «живую историю», в которой сегодня  благополучно сосуществуют едва ли не все ранее возникавшие варианты решения ее фундаментальных проблем. История психологии, изучающая на конкретно-историческом материале  процессы становления и развития психологии как науки, механизмы  научного творчества в психологии, причины и закономерности возникновения  и распада научных школ и т.п., также выступает формой научно-психологической  рефлексии, дополняя тем самым общую  психологию.

Таким образом, без общей психологии и  истории психологии невозможно «самопознание» (рефлексия) психологической науки, только первая решает эту задачу в  синхроническом аспекте, вторая -- в  диахроническом.

 

 

 

 

 

 

                                             Заключение

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность  на отдельные отрасли, которые нередко  весьма далеко расходятся и существенно  отличаются друг от друга, хотя и сохраняют  общий предмет исследования - факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию - с техническими науками, через педагогическую психологию - с педагогикой, через социальную психологию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Список использованной литературы

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. -- М., 1988 (или более поздние издания). -- Лекция 1.

2. Иванников В. А. Отрасли психологии // Хрестоматия по курсу «Введение  в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. -- М., 1999. -- С. 40 -- 67; Иванников В.А. Психология сегодня. -- М., 1981.

3. Соколова Е. Е. Введение в  психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 2005. -- 352 с.

 


Информация о работе Отрасли психологии