Отражение картины мира детьми дошкольного возраста в графических и вербальных образах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 22:24, доклад

Описание работы

В системе формирования картины мира доминирующей оказывается семья. Именно ее чаще всего рисуют дети, именно о членах семьи и об отношениях рассказывают в своих диалогах.
Восприятие образа мира зависит от того круга представлений, которые создают взрослые – родители и воспитатели.
Картина мира всегда выражается ребенком в наиболее доступных способах. Первым – является рисунок – как наиболее простой способ выражения состояния. Становясь старше, ребенок учится представлять окружающее в более сложной форме – вербальной – формулируя свои переживания, обозначая объекты «картины мира» и перспективы своего бытия в этом мире.
Важная задача, стоящая перед воспитателем – позволить ребенку увидеть в окружающем позитивное, научить оценивать картину мира как способ познания жизни.

Файлы: 1 файл

доклад.docx

— 25.81 Кб (Скачать файл)

«Отражение  картины мира детьми дошкольного  возраста в графических и вербальных образах»

 

              Классики отечественной и зарубежной детской психологии отмечают, что ребенок дошкольного возраста именно через призму отношений со взрослыми воспринимает «картину мира».

 Взрослые – источник информации  об окружающем мире, образец оценивания  этого мира и, самое главное,  ориентир для ребенка в выборе  собственно позиции в системе  окружающего мира (мира вещей,  мира природы, мира людей и  мира отношений).

Всеми этими умениями (или как  принято говорить на современном  этапе, компетенциями) ребенок овладевает в процессе общения со взрослыми, в процессе совместной деятельности.

Проблема общения дошкольника с взрослым имеет два аспекта:

Первый аспект – развитие самого общения на протяжении дошкольного детства. Взрослым необходимо знать, как развивается общение, какие его виды и формы характерны для детей разного возраста, как определить уровень развития общения и компенсировать возможные недостатки.

Второй аспект – влияние общения на развитие личности ребенка. Важно представлять, как через общение можно развивать мотивы и смыслы детских действий, сознание и самосознание, инициативность и произвольность, и, конечно же, как в процессе общения научить ребенка воспринимать окружающий мир и себя самого в нем.

 

Объектной областью исследования определена детская психология.

Объектом исследования определена «картина мира» – как особенность  представления ребенком дошкольного  возраста окружающего мира.

Предмет исследования вытекает из объекта  и объектной области и определен как формы выражения детьми представлений об окружающем мире.

Исходя из перечисленных выше компонентов  сформулирована гипотеза исследования: если общение взрослых с дошкольниками носит упорядоченный и позитивный характер, то это способствует формированию адекватного восприятия ребенком картины мира.

В детском возрасте формируется  визуальная картина мира, которая  помогает прояснить природу отношения  ребёнка к миру, к другим людям  и себе самому. Ребенок учится проговаривать  субъективный образ будущего,  структурирует  внутренний временной план, анализирует  свои переживания по поводу пребывания себя в том или ином времени  или пространстве жизни.

Ребёнок живёт одновременно в двух мирах: в мире рационального времени  и в мире сказочно-мифологического  пространства. Он часто фантазирует  по поводу реальности. Об этом свидетельствуют  его рисунки.

В качестве основных элементов картины  мира ребенка выступают (по мнению А. Лосева) объекты природы (растения, животные) и явления, связанные с ближайшим окружения ребенка (дом, семья). При этом возникшая в сознании ребенка картина мира в значительной степени зависит от освоенных им текстов (например, сказок). Целью проделанного исследования являлось изучение системы представлений детей о языковой коммуникации.

В представлении ребенка язык –  это одновременно и средство коммуникации (умение разговаривать, беседовать, общаться), и объект познания или наблюдения («язык находится во рту»; он бывает «хорошим» или «плохим», «красным», «розовым», «чёрным», – а «если  поешь что-нибудь», то и «зелёным»), и совершаемое при его помощи действие («помогает говорить»; «чтобы кушать»; «чтобы его показывать» или «разговаривать, когда моешь посуду»), и образ окружающего его мира (язык «как лопаточка» или «как вытянутая ленточка»).

Картина мира представлена в сознании ребёнка всегда в оценочной шкале.

В системе  формирования картины  мира доминирующей оказывается семья. Именно ее чаще всего рисуют дети, именно о членах семьи и об отношениях рассказывают в своих диалогах.

Восприятие образа мира зависит  от того круга представлений, которые  создают взрослые – родители и  воспитатели.

Картина мира всегда выражается ребенком в наиболее доступных способах. Первым – является рисунок – как наиболее простой способ выражения состояния. Становясь старше, ребенок учится представлять окружающее в более  сложной форме – вербальной –  формулируя свои переживания, обозначая  объекты «картины мира» и перспективы  своего бытия в этом мире.

Важная задача, стоящая перед  воспитателем – позволить ребенку  увидеть в окружающем позитивное, научить оценивать картину мира как способ познания жизни.

Мы также поняли, какая ответственность  лежит на педагогах – ведь они  призваны обращать внимание родителей  на возможные проблемы в детской  картине мира и должны очень тактично «поправлять» родительские установки.

Диагностика форм общения ребенка  со взрослыми как один из этапов   работы по  выявлению характера взаимоотношений

Разговаривая  с ребенком на личностные темы, важно  следить за тем, насколько он способен слышать партнера, не перебивать его, не отвлекаться на посторонние действия.

Для того чтобы выявить уровень развития общения ребенка, нужно сравнить его активность и заинтересованность в разных ситуациях взаимодействия: когда он чаще всего обращался  к взрослому, когда проявлял максимальную для себя сосредоточенность, в какой  ситуации чувствовал себя наиболее свободно и раскованно.

Взрослый  должен давать ребенку образцы общения, которым тот еще не владеет. Поэтому, чтобы учить детей тому или  иному виду общения, нужно самому уметь общаться. Главная трудность  состоит в том, чтобы не просто демонстрировать перед ребенком более совершенные и пока недоступные  ему формы общения – познавательного  и личностного, а вести ребенка  за собой, включать его в это общение.

Воспитатель должен не просто сообщать интересные сведения, а стараться включить ребенка в разговор, сделать его равноправным участником беседы. Для этого нужно чаще спрашивать детей об их познаниях, наводить их на правильные ответы, стимулировать их собственные вопросы. Важно, чтобы воспитатель поддерживал и поощрял любую познавательную активность детей, любые проявления любознательности, хвалил за интересные вопросы и обязательно отвечал на них, поддерживал все активные высказывания, касающиеся темы разговора. Такие познавательные беседы лучше проводить индивидуально или с небольшой группой детей (3-4 человека), находящихся на одинаковом уровне развития. Беседа может продолжаться от 5 до 15 минут, в зависимости от желания детей. Важно, чтобы ребенок сам попытался осмыслить и оценить человеческие поступки и отношения.

 

Основными правилами психолого-педагогического  сопровождения родительско-детских отношений являются:

  1. Ребенок – субъект процесса, его участник, а не пассивный объект воздействия на него установок взрослых;
  2. Педагог организует и проживает с детьми интересную и увлекательную жизнь в дошкольном учреждении;
  3. Все педагогические задачи решают с внутри этой жизни, с учетом ведущих видов деятельности в разные возрастные периоды;
  4. Специалисты сопровождения организуют гибкое сочетание коллективных и индивидуальных методов воздействия, привязку содержания деятельности к осмысленным событиям реальной жизни, играм детей;
  5. Реализация принципа «педагогика сотрудничества»;
  6. Преодоление отчуждения от семьи;
  7. Реализация принципа главенства семейного воспитания;
  8. Необходимо сделать жизнь дошкольного учреждения максимально открытой для семьи,
  9. Важное условие взаимодействия – обсуждение проблем совместно с родителями и принятие совместного решения, а не декларирование правил, которым обязана следовать семья.
  10. Для полноценного общения, являющегося самым главным условием развития психики и личности ребенка, организовать совместные виды деятельности, в которых как дети, так и их родители могли бы реализовать свой интеллектуальный, эмоциональный потенциал;
  11. важное условие - установка тесной взаимосвязи в педагогическом  процессе воспитателей, родителей, других специалистов ДОУ.

     

Связь стиля семейного воспитания с темпераментом ребенка

Роль семьи в формировании уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития – одной из существенных детерминант развития личности ребенка  общеизвестна. Стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными  ориентациями, установками, эмоциональным  отношением к ребенку, особенностью восприятия ребенка родителем и  способов поведения с ним –  является значительным фактором становления  Я – концепции в детском  возрасте, определяет когнитивное развитие ребенка, его позицию по отношению  к миру /3/.

В основу классификации типов семейного  воспитания должны быть положены такие  параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителем, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях /3/. Обобщая  все существующие классификации  детско-родительских отношений, Е.Т. Соколова и И.Г. Чеснокова, к примеру, выделяют две оси, два измерения: любовь – контроль. Первая ось выражает эмоциональное отношение родителя к ребенку, родительскую установку и то, каким он воспринимает собственного ребенка. Любовь или принятие – это уважение к ребенку, забота о нем, понимание его внутреннего мира, терпеливое отношение к его психофизическим особенностям, поощрение самостоятельности и инициативы. Враждебность, неприятие – это неуважительное отношение к ребенку, жестокость, пренебрежительность, невнимательность. Ось (автономия – контроль) описывает типы дисциплинарной регуляции поведения ребенка. Крайние их варианты – полная автономия, граничащая с безнадзорностью, и чрезмерно строгий, жесткий контроль, предполагающий абсолютное подчинение родительской воле, пресечение всякой инициативы и самодеятельности ребенка.

Исследование отношений родителей  к детям

В отечественной психологии наиболее представлены методики сбора информации о родительско-детских отношениях.

           В методике изучение личности  детей посредством рисуночных  методик выделяют работу психолога  с ребёнком направлена на обеспечение индивидуального подхода к нему, выявление причин возможных проблем в развитии его личности. Для этого проводятся следующие диагностики и методики:

  1. Диагностика особенностей личности ребёнка.
  2. Методика «рисунок несуществующего животного»
  3. Методика «нарисуй себя»
  4. Диагностика межличностных отношений
  5. Методика «кинетический рисунок семьи»
  6. Методика «я в детском саду»
  7. Методика «мой дом»

Таблица символических значений некоторых  цветов:

Цвет 

Символическое значение

Красный

«красивый»,жизненная сила, живость, подвижность, беспокойность, энергия.

Синий

Спокойствие, расслабленность, гармоничность, умиротворённость, принадлежность к  единству.

Голубой

Нежность, беспечность, беззаботность.

Тёмно- синий

Печаль.

Зелёный

Надежда, пассивность. Накопленная потенциальная  энергия, стабильность, прочность, постоянство, настойчивость, в отношении самовосприятия-  чувство собственной значимости.

Жёлтый 

Радость, бодрость, тепло, простор, уют, открытость, стремление к изменению, развитию.

Чёрный 

Застой, защита.


 

 

 

 

 

 


Информация о работе Отражение картины мира детьми дошкольного возраста в графических и вербальных образах