Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 22:45, реферат
Целью работы является комплексный анализ особенностей ответственности несовершеннолетних.
Для достижения указанной цели в работе ставится ряд задач:
-рассмотреть проблемы и особенности ответственности несовершеннолетних;
-проанализировать влияние категории преступления на уголовную ответственность несовершеннолетних.
Введение 3
1.История уголовной ответственности несовершеннолетних 4
2.Ответственность несовершеннолетних 8
3.Уголовное наказание несовершеннолетних 12
4.Применение к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия. 16
5.Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности и наказания. 19
6.Судимость несовершеннолетних, и ее погашение. 23
Заключение 25
Федеральное
государственное бюджетное
«Брянская государственная инженерно - технологическая академия»
(ФГБОУ ВПО БГИТА)
Кафедра инженерной психологии, педагогики и права
Реферат
По дисциплине:
«Правоведение»
На тему:
Ответственность несовершеннолетних.
Автор работы _____________ ______________ Щербакова М.В.
Группа
ФК-201
Факультет, форма и срок обучения экономический, очная, 4 года
Специальность
Руководитель
работы _____________ __________ Червякова М.Н.
Брянск 2012
Содержание
Введение 3
1.История уголовной ответственности несовершеннолетних 4
2.Ответственность несовершеннолетних 8
3.Уголовное наказание несовершеннолетних 12
4.Применение к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия. 16
5.Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности и наказания. 19
6.Судимость несовершеннолетних, и ее погашение. 23
Заключение 25
Ст. 87 УК
определяет, что «несовершеннолетними
признаются лица, которым ко времени
совершения преступления исполнилось
14, но не исполнилось 18 лет». Несовершеннолетние
являются особыми участниками
В настоящее время, когда идут масштабные и быстрые процессы социально-экономических и политических изменений в обществе, особенно трудно приходится молодым с их еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Представление несовершеннолетнего о морали и праве в силу возрастных причин находятся на вербальном уровне. Внимание к подростку, молодежи в настоящее время должно быть резко усилено, особенно в плане предупреждения правонарушений, конфликтов, которые в некоторых регионах принимают острые, а то и пугающие формы.
В данном
реферате освещены вопросы, связанные
с особенностями применения уголовного
наказания и уголовной
Целью работы является комплексный анализ особенностей ответственности несовершеннолетних.
Для достижения указанной цели в работе ставится ряд задач:
-рассмотреть
проблемы и особенности
-проанализировать
влияние категории
С 1845 года главным источником нашего уголовного законодательства было "Уголовное Уложение", в котором государство закрепляет отказ от уголовного наказания малолетних и передачу несовершеннолетних (до 17 лет), учинивших преступное деяние, но не вменяемое им в вину по ст. 41. Или хотя и вменяемое, но при условиях, указанных, в ч. 2 ст. 55, под ответственный надзор родителей или лиц, у которых они находились, но ничего не говорит о том, какие меры должны употреблять по отношению к этому малолетнему те, кому он отдан под надзор.
Затем "Уложение"
определяет ответственность детей
за упорное неповиновение
Дисциплинарная власть осуществляется самими родителями, причем закон не определяет ни объема, ни характера дозволенных к употреблению средств.
Близкую связь с дисциплинарной властью семьи имеет дисциплинарная власть школы. Выполнение обязательного воспитания падает, прежде всего, на семью; но там где она не хочет или не может выполнить этого назначения своими средствами, на помощь ей является государство, а осуществителем его забот становиться школа. Применение дисциплинарной власти в школе этого типа, по общему правилу, безусловно, устраняет действие карательной власти государства, допуская ее вмешательство разве только в случае совершения наиболее тяжких преступлений воспитанниками старшего возраста, например 14 и более лет (таковы, например, случаи убийства, поджога, изнасилования и т.д.). С другой стороны, государство должно установить надзор за школьными взысканиями, определить для них известные пределы, эти взыскания должны налагаться с исключительной целью исправления, а не быть актом возмездия. Подобными наказаниями могут быть часто воспитательные взыскания - выговоры, уменьшение баллов по поведению, лишение льгот, карцер, а в крайнем случае удаление из данного заведения.
Взыскания дисциплинарные могут быть налагаемы или властью воспитательной, единоличной - инспектора, директора, или в важнейших случаях педагогическим советом заведения. Регулируя действия дисциплинарной власти школы, государство, конечно, сохраняет за собой и право контроля над его органами, подвергая их взысканиям дисциплинарным и уголовным за превышение власти. Эта ответственность должна покоиться на тех же основаниях, как и ответственность всех других дисциплинарных органов. Уложение о наказании издание 1885г в ст. 92 указывается 3 категории уголовной невменяемости, одна из категории является малолетство - неразвитость, зависящая от естественных условий развития человеческого организма. Юный возраст преступника играет в уголовном праве роль весьма разнообразную: в эпоху детства возраст устраняет как вменяемость, так и привлечение к ответственности в порядке уголовного суда; в эпоху отрочества возраст служит основанием или невменяемости и уголовной безответственности, или же замены наказания исправительно-воспитательными мерами, когда суд, установив виновность малолетнего в предписываемом ему деянии, установив наличность условий вменяемости по отношению к подсудимому, определив размер той ответственности, которой он должен был бы подлежать, будучи взрослым, заменяет таковую согласно закону; в эпоху юности возраст служит основанием особого смягчения уголовной ответственности, которой подлежал бы виновный за учиненное деяние, если бы был взрослым.
В 1742 г. Сенат вместе с президентами коллегий указал, что малолетство, как для мужского, так и для женского пола нужно считать до 17 лет и что таковых нельзя подвергать тем же наказаниям, как и взрослых. Малолетние не могли подвергаться ни смертной казни, ни пытке, ни кнуту; для них эти наказания заменялись сечением плетьми и отдачей в монастырь на исправление, для употребления их там на всякие тяжелые монастырские работы.
В Указе "Екатерины II 26 июня" 1765 г., по которому установлена полная невменяемость до 10 лет, а от 10-17 лет допускалось смягчение наказания, причем обвиняемых в преступлениях, влекущих смертную казнь или кнут, велено представлять в Сенат. Малолетних до 10 лет признавали абсолютно невменяемыми и отдавали виновных без придания суду и без наказания на исправления родителям, родственникам или опекунам.
Во время Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы основными криминогенными условиями были беспризорность и безнадзорность подростков, а также тяжелое материальное положение страны. Постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 17 февраля 1948 года "О применении указов от 4 июня 1947 года в отношении несовершеннолетних" судебным органам предлагалось в случае совершения хищения в незначительных размерах несовершеннолетними в возрасте от 12 до 16 лет ставить вопрос о прекращении дела в уголовном порядке и направлении обвиняемых в трудовые воспитательные колонии.
Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик, принятые Верховным Советом СССР от 25 декабря 1958 года и Уголовные кодексы союзных республик, принятые в 1959-1961 гг. повысили возраст, по достижению которого наступала уголовная ответственность. Согласно статье 10, основной ответственности подлежали лица, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. За совершение убийства, умышленное нанесение тяжких повреждений, причинивших расстройство здоровья, изнасилование, разбойное нападение, кража, злостное и особо злостное хулиганство, умышленное уничтожение или повреждение государственного, общественного имущества или личного имущества граждан, повлекших тяжкие последствия, а также умышленное совершение действий, могущих вызвать крушение поезда - уголовная ответственность наступала с 14 лет.
В Основах принятых в 1991 году статья 10 несколько дополнена: ответственность с 14 лет наступает также за хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ и за хищение наркотических веществ.
К несовершеннолетним
не применялись ссылка, высылка, лишение
свободы в виде заключения в тюрьме
и др. Законодательство ориентировало
правоохранительные органы на преимущественное
применение мер воспитательного
характера, а не уголовного наказания
в случаях совершения преступления,
не представляющего большой
При назначении наказания несовершеннолетнему, впервые осуждаемому к лишению свободы до 3 лет, судом, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и иных обстоятельств дела, а также возможности его исправления и перевоспитания без изоляции от общества, исполнение приговора к лишению свободы в отношении такого лица может быть отсрочено на срок от 6 месяцев до 2 лет (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1977 года " О дополнении Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик статьей 39-1").
Новый Уголовный кодекс
Российской Федерации, принятый Государственной
Думой РФ 24 мая 1996 года и одобренный
Советом Федерации Федерального
Собрания РФ в значительной мере восполняет
пробелы и недостатки предыдущего
УК, он в большей степени отвечает
задачам построения и защиты нового
общества, государственного и общественного
строя Российской Федерации. Учитывая
особенности психологии несовершеннолетних,
в новый Уголовный кодекс введен
специальный раздел "Уголовная
ответственность
Необходимость специальных
норм об ответственности
В соответствии со статьей 87 Уголовного кодекса РФ, который вступил в действие 1 января 1997 года "несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет".
Минимальный возраст
несовершеннолетнего как
Малолетние, не достигшие 14-летнего возраста, не подлежат уголовной ответственности. При этом законодатель исходит из того факта, что малолетний не может в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.
Несовершеннолетний, достигший возраста уголовной ответственности (14 или 16 лет), совершивший преступление проходит перед назначением наказания комплексную судебную психологически-психиатрическую экспертизу, которая является одним из наиболее сложных видов исследования, поскольку при этом необходимо применение специальных познаний не только общей, медицинской и социальной психологии, но и в таких дисциплинах, как психология патопсихология детей и подростков.
Поскольку экспертное заключение
относительной способности несовершеннолетнего
обвиняемого осознавать фактический
характер и общественную опасность
своих действий, либо руководить ими,
основывается на совместных выводах
и психиатров, и психологов, судебно-следственными
органами должны формулироваться вопросы,
относящиеся как к компетенции
психиатров, так и к компетенции
экспертов - психологов. Основное значение
при этом имеет следующий вопрос:
"Страдал ли несовершеннолетний
обвиняемый в процессе совершения инкриминируемого
деяния психическим расстройством
(хроническим психическим