Память, ее виды и процессы. Индивидуальные особенности памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 20:23, контрольная работа

Описание работы

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, как указывал И. М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Память не представляет собой способность человека – напротив, в явлениях памяти выступает вся личность. Совершенствование памяти зависит от общего развития и духовного роста человека.[4,стр.283]

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….стр.3
§ 1.Память, ее виды и значение………………………………………....стр.5
§ 2. Основные процессы и механизмы памяти ……………………….стр.12
§3. Память и личность. Индивидуальные особенности памяти……..стр.17
Заключение………………………………………………………………стр.21
Список литературы……………………………………………………...стр.22

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 50.56 Кб (Скачать файл)

Особенности высшей нервной  деятельности и связанные с ними индивидуальные различия в процессах  памяти изменяются под влиянием условий  жизни и воспитания. Поэтому указанные  особенности памяти определяются условиями  ее воспитания и зависят в первую очередь от того, насколько сформированы у каждого человека рациональные способы запоминания. Они связаны  с привычкой к точности и аккуратности в работе, наличием ответственного отношения к своим обязанностям, настойчивостью в их выполнении и  т. д. Готовность памяти, кроме того, зависит от систематичности в  приобретении и закреплении знаний. Индивидуальные различия в памяти проявляются  также в том, что у одних  людей более продуктивно закрепляется образный материал (предметы, изображения, звуки, цвета и т. п.), у других - словесный материал (понятия, мысли, числа и т. п.), у третьих - не замечается явного преимущества в запоминании определенного материала. В связи с этим в психологии различают наглядно-образный, словесно-абстрактный и промежуточный типы памяти. Эти типы зависят в определенной мере от соотношения первой и второй сигнальных систем в высшей нервной деятельности людей. Жизненные факты доказывают, что преобладание в запоминании образов или мыслей определяется в первую очередь условиями жизни и деятельности людей.

Требования жизни, профессиональной деятельности обусловливают более  или менее выраженные особенности  того или иного типа памяти. Так, наглядно-образный тип памяти чаще встречается у художников, словесно-абстрактный  тип - у ученых-теоретиков. Но обычно у людей не наблюдается преобладания того или иного типа памяти. Наглядно-образный тип памяти дифференцируется в зависимости от того, какой анализатор оказывается наиболее продуктивным при запоминании различных впечатлений. В соответствии с этим различают двигательный, зрительный и слуховой типы памяти. Но в чистом виде эти типы встречаются редко. Чаще встречается смешанный тип: зрительно-двигательный, зрительно-слуховой, слухо-двигательный. Соответствующими особенностями своей памяти человек пользуется как приемом повышения ее продуктивности. [4,стр.312-313]

 

 

                                                                                                               

 

                                               

 

 

 

 

                                              

                                                 Заключение.

 

Впечатления, которые человек  получает об окружающем мире, оставляют  определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности  — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, — писал С.Л.Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился  из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. [3,стр.218]

Человеку надо много знать и много помнить, с каждым годом жизни все больше и больше. Книги, записи, магнитофоны, карточки в библиотеках, компьютеры помогают человеку помнить, но главное - это его собственная память. Можно с уверенностью сказать что память – это психический процесс организации и содержания прошлого опыта, делающего возможным его повторное использование в деятельности или возвращается в сферу сознания. Память связывает прошлое человека с его будущим и настоящим и является важнейшей познавательной функцией, которая лежит в основе развития и обучения человека. Без памяти человек не мог бы развиваться как полноценная личность.

 

                      

                            Список используемой литературы:

 

 

1. Дубровина И. В. Психология. — М.: «Академия», 2006.

 2. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001.

3.  Немов Р.С. Психология: Кн. 1 — М.: ВЛАДОС, 2003.

4. Петровский А.В. Общая психология. – М., 1976.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: «Питер», 2000

 

 

 

 


Информация о работе Память, ее виды и процессы. Индивидуальные особенности памяти