Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 21:07, реферат
Память - самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж.
Введение_______________________________________________3
1. Память, как ключевой процесс психологии человека
1.1 Теория и законы памяти____________________________7
1.2 Виды памяти и их особенности______________________14
2. Основы механизмов запоминания у людей
2.1 Основные процессы и механизмы памяти_____________22
2.2 Индивидуальные различия памяти у людей____________31
Заключение_____________________________________________42
Список использованной литературы________________________44
Важным средством улучшения памяти, как показали исследова-ния отечественных психологов, может стать формирование специаль-ных мнемических действий, в результате освоения которых человек оказывается способным лучше запомнить предлагаемый ему материал за счет особой, сознательной организации самого процесса его познания с целью запоминания. Развитие подобных действий у ребенка, как показали специальные исследования, проходит через три основных этапа. На первом из них (младшие дошкольники) мнемические познавательные действия ребенка организуются у него взрослым человеком во всех существенных деталях. На втором эта-пе старшие дошкольники уже способны самостоятельно классифици-ровать, распределять предметы на основании общих признаков по группам, причем соответствующие действия выполняются еще во внешней развернутой форме. На третьем этапе (младшие школь-ники) наблюдается полное овладение структурой и выполнением познавательного мнемического действия в уме.
Для лучшего
запоминания материала
Однако в связи с данной и другими рекомендациями по улучше-нию памяти, в том числе и теми, о которых речь шла выше, следует помнить, что любые приемы хороши лишь тогда, когда они под-ходят данному человеку, когда он сам их для себя выбрал, при-думал или адаптировал, исходя из собственных вкусов и жизнен-ного опыта.
Эффективность запоминания иногда снижает интерференция, т. е. смешение одной информации с другой, одних схем припоминания с другими. Чаще всего интерференция возникает тогда, когда одни и те же воспоминания ассоциируются в памяти с одинаковыми событиями и их появление в сознании порождает одновременное припоминание конкурирующих (интерферирующих) событий. Ин-терференция нередко имеет место и тогда, когда вместо одного мате-риала заучивается иной, особенно на стадии запоминания, где первый материал еще не забыт, а второй недостаточно хорошо усвоен, например когда запоминаются слова иностранного языка, одни из которых еще не отложились в долговременной памяти, а другие в это же время только начинают изучаться.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работы мы дали общую характеристику теориям и законом памяти. Наиболее подробно вопросы памяти человека представлены в трудах ученых прошлого и современности: А. Бине, Г. Эббингауз, К. Бюлер, Т. Рибо, З. Фрейд, П. Жане, Л.С. Выготский, П.И.Зинченко, А.А.Смирнов и т.д.
Немецкий ученый Г. Эббингауз руководствовался ассоциативной теорией памяти; А. Бине и К. Бюлер разработали смысловую теорию памяти; в России Л.С. Выготским была разработана культурно-историческая теория происхождения высших психических функций человека; свой значительный вклад в изучение памяти внесли также П.И.Зинченко и А.А.Смирнов, которые детально исследовали зависимость непроизвольного и произвольного запоминания от организации практической деятельности и от других условий, в которых происходит запоминание или воспроизведение информации человеком.
В нашей работе были рассмотрены два основных типа классификации памяти. В первом выделяют мгновенную, кратковременную, опера-тивную, долговременную и генетическую память. Во втором - двигательную, зрительную, слуховую, обонятельную, ося-зательную и эмоциональную.
При рассмотрении в работе основных процессов и механизмов памяти, мы, исходя из понятий: объем, быстрота запечатление, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации, проанализировали такие процессы как: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание. Коснулись вопросов расстройства памяти.
Проанализировав
индивидуальные различия памяти у людей
можно сделать вывод о том,
что к изучению человека, особенно
когда речь идет о его психике,
нужно подходить с достаточной
долей смирения и осознания того,
что каждый человек индивидуален
и очень сложен. Важно осознавать,
что даже после многолетних исследований
механизмы памяти еще не достаточно
изучены, и даже те закономерности,
которые удалось вывести, не всегда
приемлемы к абсолютному
Список использованной литературы
1 Гамезо М.В., И.А.Домашенко, Атлас по психологии, 3-е издание, М.: Просвещение, 1999г. - 159стр.
2 Гарибян С.А.. Школа памяти. Москва: Цицеро, 1992г. - 64стр
3 Гиппенрейтер Ю.Б. Романов В.Я., Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти, М.: Изд-во МГУ, 1980г.- 480стр.
4 Крылов А.А., Маничева С.А., Практикум по общей. Экспериментальной и прикладной психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2000г. - 89стр.
5 Макселон Ю., Психология. М.: Просвящение, 1998г.- 125стр.
6 Материалы сайта
Самарского областного
7 Немов Р.С., Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1994г. - 184стр.
8 Первушина О.Н. Общая психология. Методические указания. Изд-во НГУ, 1996г - 73стр.
9 Смирнов А.А.,
Избранные психологические
10 Столяренко Л.Д. Общая психология. Учебник для ВУЗов. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996г - 423стр.
11 Ясперс Карл, Общая психопатология, М.: Практика 1997г. - 218стр.