Память и её виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 21:07, реферат

Описание работы

Память - самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж.

Содержание работы

Введение_______________________________________________3

1. Память, как ключевой процесс психологии человека

1.1 Теория и законы памяти____________________________7

1.2 Виды памяти и их особенности______________________14

2. Основы механизмов запоминания у людей

2.1 Основные процессы и механизмы памяти_____________22

2.2 Индивидуальные различия памяти у людей____________31

Заключение_____________________________________________42

Список использованной литературы________________________44

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 76.81 Кб (Скачать файл)

Важным средством  улучшения памяти, как показали исследова-ния отечественных психологов, может стать формирование специаль-ных мнемических действий, в результате освоения которых человек оказывается способным лучше запомнить предлагаемый ему материал за счет особой, сознательной организации самого процесса его познания с целью запоминания. Развитие подобных действий у ребенка, как показали специальные исследования, проходит через три основных этапа. На первом из них (младшие дошкольники) мнемические познавательные действия ребенка организуются у него взрослым человеком во всех существенных деталях. На втором эта-пе старшие дошкольники уже способны самостоятельно классифици-ровать, распределять предметы на основании общих признаков по группам, причем соответствующие действия выполняются еще во внешней развернутой форме. На третьем этапе (младшие школь-ники) наблюдается полное овладение структурой и выполнением познавательного мнемического действия в уме.

Для лучшего  запоминания материала рекомендуется  повторять его незадолго до нормального  времени отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в  памяти, поскольку не будет сме-шиваться с другими впечатлениями, которые обычно в течение дня накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая наше внимание.

Однако в связи  с данной и другими рекомендациями по улучше-нию памяти, в том числе и теми, о которых речь шла выше, следует помнить, что любые приемы хороши лишь тогда, когда они под-ходят данному человеку, когда он сам их для себя выбрал, при-думал или адаптировал, исходя из собственных вкусов и жизнен-ного опыта.

Эффективность запоминания иногда снижает интерференция, т. е. смешение одной информации с  другой, одних схем припоминания с  другими. Чаще всего интерференция  возникает тогда, когда одни и  те же воспоминания ассоциируются в  памяти с одинаковыми событиями  и их появление в сознании порождает  одновременное припоминание конкурирующих (интерферирующих) событий. Ин-терференция нередко имеет место и тогда, когда вместо одного мате-риала заучивается иной, особенно на стадии запоминания, где первый материал еще не забыт, а второй недостаточно хорошо усвоен, например когда запоминаются слова иностранного языка, одни из которых еще не отложились в долговременной памяти, а другие в это же время только начинают изучаться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работы мы дали общую характеристику теориям  и законом памяти. Наиболее подробно вопросы памяти человека представлены в трудах ученых прошлого и современности: А. Бине, Г. Эббингауз, К. Бюлер, Т. Рибо, З. Фрейд, П. Жане, Л.С. Выготский, П.И.Зинченко, А.А.Смирнов и т.д.

Немецкий ученый Г. Эббингауз руководствовался ассоциативной теорией памяти; А. Бине и К. Бюлер разработали смысловую теорию памяти; в России Л.С. Выготским была разработана культурно-историческая теория происхождения высших психических функций человека; свой значительный вклад в изучение памяти внесли также П.И.Зинченко и А.А.Смирнов, которые детально исследовали зависимость непроизвольного и произвольного запоминания от организации практической деятельности и от других условий, в которых происходит запоминание или воспроизведение информации человеком.

В нашей работе были рассмотрены два основных типа классификации памяти. В первом выделяют мгновенную, кратковременную, опера-тивную, долговременную и генетическую память. Во втором - двигательную, зрительную, слуховую, обонятельную, ося-зательную и эмоциональную.

При рассмотрении в работе основных процессов и  механизмов памяти, мы, исходя из понятий: объем, быстрота запечатление, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации, проанализировали такие процессы как: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание. Коснулись вопросов расстройства памяти.

Проанализировав индивидуальные различия памяти у людей  можно сделать вывод о том, что к изучению человека, особенно когда речь идет о его психике, нужно подходить с достаточной  долей смирения и осознания того, что каждый человек индивидуален и очень сложен. Важно осознавать, что даже после многолетних исследований механизмы памяти еще не достаточно изучены, и даже те закономерности, которые удалось вывести, не всегда приемлемы к абсолютному большинству  людей.

Список  использованной литературы

1 Гамезо М.В., И.А.Домашенко, Атлас по психологии, 3-е издание, М.: Просвещение, 1999г. - 159стр.

2 Гарибян С.А.. Школа памяти. Москва: Цицеро, 1992г. - 64стр 

3 Гиппенрейтер Ю.Б. Романов В.Я., Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти, М.: Изд-во МГУ, 1980г.- 480стр.

4 Крылов А.А., Маничева С.А., Практикум по общей. Экспериментальной и прикладной психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2000г. - 89стр.

5 Макселон Ю., Психология. М.: Просвящение, 1998г.- 125стр.

6 Материалы сайта  Самарского областного общества  психологов - http://psy.samara.ru

7 Немов Р.С., Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1994г. - 184стр.

8 Первушина О.Н.  Общая психология. Методические  указания. Изд-во НГУ, 1996г - 73стр.

9 Смирнов А.А., Избранные психологические труды.  М.: Педагогика, 1987г. - 298стр.

10 Столяренко  Л.Д. Общая психология. Учебник  для ВУЗов. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996г - 423стр.

11 Ясперс Карл, Общая психопатология, М.: Практика 1997г. - 218стр.


Информация о работе Память и её виды