Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 01:16, контрольная работа
Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.
Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти у него формируются представления о воспринятых ранее предметах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается имеющимися ощущениями и восприятиями, но включает в себя опыт и знания, приобретенные в прошлом
1. Теоретические вопросы
1.1 Сущность категории «память» и ее структура. стр.3
1.2 Классификация видов памяти.
2. Тестовое задание стр.9
3. Заключение стр.10
4. Литература стр.12
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра «Философии, истории, права»
Направление: бизнес-информатика
Контрольная работа № 01
Тема 11. Память как неотъемлемая сторона познавательной активности.
по дисциплине «Психология»
Курс: 2 № группы
Содержание
Теоретические вопросы
Память — одна из психических
функций и видов умственной деятельности,
предназначенная сохранять, накапливать
и воспроизводить информацию. Способность
длительно хранить информацию о событиях
внешнего мира и реакциях организма и
многократно использовать её в сфере сознания
для организации последующей деятельности.
Память имеет
очень большое значение в жизни и деятельности
человека. Благодаря памяти у него формируются
представления о воспринятых ранее предметах
или явлениях, в результате чего содержание
его сознания не ограничивается имеющимися
ощущениями и восприятиями, но включает
в себя опыт и знания, приобретенные в
прошлом. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем
в памяти возникшие понятия о предметах
и закономерностях их существования. Память
позволяет использовать эти понятия в
будущих действиях, поведении. Если бы
человек не обладал памятью, его мышление
стало бы очень ограниченным, так как проводилось
бы лишь на материале, получаемом в процессе
непосредственного восприятия.
Физиологической
основой памяти являются следы бывших
ранее нервных процессов, сохраняющихся
в коре больших полушарий головного мозга
в результате пластичности нервной системы.
Любой вызванный внешним раздражением
нервный процесс, будь то возбуждение
или торможение, не проходит для нервной
ткани бесследно, а оставляет в ней «след»
в виде определенных функциональных изменений,
которые облегчают течение соответствующих
нервных процессов при их повторении,
а также их повторное возникновение при
отсутствии вызвавшего их раздражителя.
Без памяти
невозможно функционирование личности,
так и общества в целом. В отличие от восприятия
и мышления память непосредственно не
направлена на отражение окружающего
мира. Она имеет дело с отражениями второго
порядка, которые называются представлениями
и являются образами предыдущих восприятий.
В структуре памяти выделяют четыре основных
мнемонических процесса: запоминание,
сохранение, воспроизведение, забывание
(все компоненты памяти тесно связаны
между собой).
• Запоминание
— это процесс памяти, посредством которого
происходит запечатление следов, ввод
новых элементов ощущений, восприятие,
мышления или переживания в систему ассоциативных
связей. Основу запоминания составляет
связь материала со смыслом в одно целое.
Установление смысловых связей — результат
работы мышления над содержанием запоминаемого
материала.
• Сохранение
(хранение) — процесс накопления материала
в структуре памяти, включающий его переработку
и усвоение. Сохранение опыта дает возможность
для обучения человека, развития его перцептивных
(внутренних оценок, восприятия мира) процессов,
мышления и речи.
• Воспроизведение
и узнавание — процесс актуализации элементов
прошлого опыта (образов, мыслей, чувств,
движений). Простой формой воспроизведения
является узнавание — опознание воспринимаемого
объекта или явления как уже известного
по прошлому опыту, установлением сходств
между объектом и образом его в памяти.
Воспроизведение бывает произвольным
и непроизвольным. При непроизвольном
образ всплывает в сознании без усилий
человека.
Если в процессе
воспроизведения возникают затруднения,
то идёт процесс припоминания. Отбор элементов,
нужных с точки зрения требуемой задачи.
Воспроизведенная информация не является
точной копией того, что запечатлено в
памяти. Информация всегда преобразовывается,
перестраивается.
• Забывание
— потеря возможности воспроизведения,
а иногда даже узнавания ранее запомненного.
Наиболее часто забываем то, что незначимо.
Забывание может быть частичным (воспроизведение
не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность
воспроизведения и узнавания).[2, с. 301] Выделяют
временное и длительное забывание.
2. Классификация видов памяти.
Память занимает
особое место среди психических функций:
ни одна другая функция не может быть осуществлена
без ее участия. Другими словами, каждая
психическая функция имеет свой мнемический
компонент. В связи с этим формы проявления
памяти весьма разнообразны. Множество
видов памяти можно представить в ряде
классификаций.
По времени
сохранения материала выделяются:
• сенсорная
память, осуществляющая сохранение информации
на уровне рецепторов, время сохранения
— 0,3— 1,0 с. Некоторые ее формы получили
специальные названия: иконическая (зрительная)
и эхоическая (слуховая) сенсорная память.
Если информация из рецепторного хранилища
не переводится в другую форму хранения,
то она безвозвратно теряется. У некоторых
людей полное сохранение зрительной картинки
в иконической памяти не ограничивается
долями секунды, а может сохраняться в
течение нескольких секунд и даже минут.
Эта способность «видеть» картину или
предмет, который находился перед глазами,
но уже не экспонируется, называется «эйдетизм»».
Эйдетические способности лучше развиты
у детей, чем у взрослых;
• кратковременная
память, в которой сохранение материала
ограничено определенным, как правило,
небольшим периодом времени (около 20 с)
и объемом одновременно удерживаемых
в памяти элементов (от 5 до 9);
• долговременная
память, обеспечивающая продолжительное
сохранение материала, не ограниченная
по времени хранения материала и объему
удерживаемой информации. Она не связана
с актуальным состоянием сознания. Долговременная
память отличается от кратковременной
не только временем сохранения информации,
но и способом ее переработки. Кратковременная
память представляет собой механическое
запечатление, в то время как долговременная
предполагает сложную переработку информации,
что обеспечивает ее оптимальное, экономичное
сохранение. Информация как бы раскладывается
по полочкам. Чем больше человек знает,
тем больше полочек он имеет в своем хранилище
знаний. Таким образом, описанное выше
явление реминисценции заключается в
улучшении качества и объема воспроизводимого
материала при долговременном хранении
по сравнению с кратковременным;
• оперативная
память, занимающая промежуточное положение
между долговременной и кратковременной
памятью. Она рассчитана на сохранение
материала в течение заранее определенного
срока, т.е., например, на время, которое
необходимо для решения задачи.
По характеру
психической активности в структуру памяти
входят:
• двигательная
память сохраняет информацию о различных
движениях и их системах. Огромное значение
памяти этого вида состоит в том, что она
служит основой для формирования различных
практических и трудовых навыков, а также
навыков ходьбы и письма. Признаком хорошей
двигательной памяти является физическая
ловкость человека;
• эмоциональная
память хранит пережитые чувства, которые
выступают как сигналы, побуждающие к
действию или удерживающие от действий,
вызвавших в прошлом положительные или
отрицательные переживания. Эмоциональная
память сильнее других видов памяти;
• образная
память бывает зрительной, слуховой, осязательной,
обонятельной, вкусовой. У большинства
людей лучше всего развиты зрительная
и слуховая виды памяти. Развитие других
видов, как правило, обусловлено особенностями
профессиональной деятельности: например,
вкусовая память у дегустаторов различных
продуктов или обонятельная память у парфюмеров.
Образная память обычно бывает ярче у
детей и подростков. У взрослых людей ведущим
видом памяти является не образная, а логическая
память;
• словесно-логическая
память специфически человеческая и играет
ведущую роль по отношению к другим видам
памяти в усвоении знаний. Запоминаемое
содержание подвергается активной мыслительной
обработке, материал анализируется, выделяются
логические части. Лучше запоминается
то, что понимается;
• механическая
память позволяет человеку запоминать
содержание, осмыслить которое он не может
или не хочет. Прибегнув к неоднократному
повторению, он как бы впечатывает запоминаемый
материал в мозговых структурах.
По характеру
целей деятельности память может быть:
• непроизвольной,
когда отсутствует специальная цель запомнить
что-то;
• произвольной,
когда перед человеком стоит цель запомнить
материал.
Эти два вида
памяти представляют собой две последовательные
ступени развития памяти. Непроизвольно
запоминаются:
-материал,
являющийся предметом целенаправленной
деятельности;
-информация,
имеющая важное жизненное значение, связанная
с нашими интересами и эмоциями;
-все, что
связано с препятствиями, затруднениями
в деятельности.
-незавершенные
действия запоминаются лучше, чем завершенные.
Непроизвольное
запоминание подчинено законам ассоциативного
связывания. Все представления, содержащиеся
в памяти, существуют не отдельно, сами
по себе, а в определенных совокупностях.
Ассоциация
— это возникающая в опыте человека закономерная
связь между двумя представлениями, которая
выражается в том, что появление в сознании
одного представления влечет за собой
актуализацию второго. Со времен Аристотеля
различают три основных типа ассоциаций:
по смежности во времени и пространстве,
сходству и контрасту.
По использованным
для запоминания средствам память бывает:
• непосредственой
натуральной памятью, представляющей
собой прямое механическое запечатление
событий и явлений, — это наиболее простой
и примитивный вид памяти, характерный
для ранних стадий развития человека,
как в филогенетическом, так и онтогенетическом
плане;
• внешне
опосредованной памятью, характерной
для более высокой ступени культурно-исторического
развития человека и являющейся первым
шагом к овладению и управлению своей
натуральной памятью. Это попытка обеспечить
свое воспоминание, воскресить какой-либо
след памяти с помощью стимулов, которые
выполняют функцию средства запоминания.
В данном случае стимулы носят внешний,
материальный характер: узелки на память,
записи в книжке, фотографии и сувениры.
Благодаря этим и другим нехитрым средствам
человек делает свою память более совершенной
и эффективной;
• внутренне
опосредствованной памятью, являющей
собой высшую форму памяти —логическую
память, при которой происходит переход
от употребления внешних средств запоминания
к внутренним элементам опыта. Для того,
чтобы такой переход мог осуществиться,
сами внутренние элементы должны быть
достаточно сформированы. В этом процессе
формирования внутреннего опыта человека
центральная роль принадлежит речи и мышлению. [3, с. 257-258]
Тестовое задание
Наилучшее сохранение полученной информации обеспечивает:
а) кратковременная память;
б) оперативная память;
в) долговременная память;
г) эмоциональная память.
Ответ: В.
Долговременная память обеспечивает
продолжительное сохранение знаний, умений
и навыков и содержит огромный объем информации,
которая может понадобиться человеку
на протяжении его жизни.
Экспериментальные
данные показывают, в долговременной памяти
одновременно задействованы несколько
форм организации знаний. Ее нередко сравнивают
с книгохранилищем огромной библиотеки.
Считается, что объем долговременной памяти
практически не ограничен.
В свою очередь:
Кратковременная
память - это память, в которой сохранение
материала ограничено, определенным, как
правило, небольшим периодом времени.
Оперативная
память, занимает промежуточное положение
между кратковременной и долговременной.
Она рассчитана на сохранение материала
в течение заранее определенного времени.
Эмоциональная
память - это память на чувства. Эмоциональная
память определяет воспроизведение определенного
чувственного состояния при повторном
воздействии той ситуации, в которой данное
эмоциональное состояние возникло впервые. [6, с. 245]
Заключение
В заключении хочется отметить, что существуют
индивидуальные различия памяти у людей.
Различия
памяти у людей бывают количественные
и качественные.
К количественным
характеристикам относятся скорость,
прочность, длительность, точность и объем
запоминания.
Качественные
различия касаются как доминирования
отдельных видов памяти зрительной, слуховой,
эмоциональной, двигательной и других,
так и их функционирования. "Чистые
" виды памяти в смысле безусловного
доминирования одного из перечисленных
крайне редки. Чаще всего на практике мы
сталкиваемся с различными сочетаниями
зрительной, слуховой и двигательной памяти.
Типичными их смешениями являются зрительно-двигательная,
зрительно-слуховая и двигательно-слуховая
память. Однако у большинства людей все
же доминирует зрительная память.
Наибольшего
развития у человека обычно достигают
те виды памяти, которые чаще всего используются.
Большой отпечаток на этот процесс накладывает
профессиональная деятельность. Например,
у ученых отмечается очень хорошая смысловая
и логическая память, но сравнительно
слабая механическая память. У актеров
и врачей хорошо развита память на лица.
Процессы
памяти тесным образом связаны с особенностями
личности, его эмоциональным настроем,
интересами и потребностями. Они определяют
то, что и как человек запоминает, хранит
и припоминает. То, что интересно и эмоционально
значимо, запоминается лучше.
Кроме того,
память человека теснейшим образом связана
с физическим состоянием и личностными
ощущениями. Это доказывается случаями
болезненного нарушения памяти. Практически
во всех таких случаях (они называются
амнезиями и представляют собой кратковременные
или длительные потери различных видов
памяти) происходят характерные расстройства
памяти, которые в своих особенностях
отражают расстройства личности больного.
Память человека
не является постоянной, а изменяется
в течение жизни. Рассмотрим типичные
изменения, происходящие в памяти по мере
социализации индивида. С раннего детства
процесс развития памяти ребенка идет
по нескольким направлениям. Во-первых,
начинают действовать аффективная (эмоциональная)
и механическая (моторная, двигательная)
память, которая постепенно дополняется
и замещается логической и образной. Во
-вторых, непосредственное запоминание
со временем превращается в опосредствованное,
связанное с активным и осознанным использованием
для запоминания и воспроизведения различных
мнемотехнических приемов и средств. В-третьих,
непроизвольное запоминание, доминирующее
в детстве, у взрослого человека превращается
в произвольное. Кроме того и сами средства
- стимулы для запоминания подчиняются
некоторой закономерности: сначала они
выступают как внешние (например, завязывание
узелков на память, использование для
запоминания различных предметов, зарубок,
пальцев рук, записей и т.п.), а затем становятся
внутренними (речь, чувство, ассоциация,
представление, образ, мысль). Характерно,
что в формировании внутренних средств
запоминания центральная роль принадлежит
речи, которая также из чисто внешней функции
общения все больше превращается во внутреннюю.
Литература
Информация о работе Память как неотъемлемая сторона познавательной активности