Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 01:02, контрольная работа
Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.
Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти у него формируются представления о воспринятых ранее предметах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается имеющимися ощущениями и восприятиями, но включает в себя опыт и знания, приобретенные в прошлом. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие понятия о предметах и закономерностях их существования.
Содержание
1. Сущность категории «память» и её структура 3
2. Классификация видов памяти 6
3. Вид памяти, обеспечивающий наилучшее сохранение полученной информации:
а) кратковременная память;
б) оперативная память;
в) долговременная память;
г) эмоциональная память.
Укажите правильный ответ, обоснуйте его 10
Заключение 11
Список использованной литературы 13
Память как неотъемлемая сторона познавательной активности |
Добавлено 19.12.2012 в 23:16 |
Контрольная работа не тему: Память как неотъемлемая
сторона познавательной активности
Контрольная работа по Психологии
вариант № 11
Финансовый университет Владимир 2012 год
Содержание
1. Сущность категории «память» и её структура
3
2. Классификация видов памяти 6
3. Вид памяти, обеспечивающий наилучшее
сохранение полученной информации:
а) кратковременная память;
б) оперативная память;
в) долговременная память;
г) эмоциональная память.
Укажите правильный ответ, обоснуйте его
10
Заключение 11
Список использованной литературы 13
Сущность категории «память» и её структура
Память — одна из психических функций
и видов умственной деятельности, предназначенная
сохранять, накапливать и воспроизводить
информацию. Способность длительно хранить
информацию о событиях внешнего мира и
реакциях организма и многократно использовать
её в сфере сознания для организации последующей
деятельности.
Память имеет очень большое значение в
жизни и деятельности человека. Благодаря
памяти у него формируются представления
о воспринятых ранее предметах или явлениях,
в результате чего содержание его сознания
не ограничивается имеющимися ощущениями
и восприятиями, но включает в себя опыт
и знания, приобретенные в прошлом. Мы
запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти
возникшие понятия о предметах и закономерностях
их существования. Память позволяет использовать
эти понятия в будущих действиях, поведении.
Если бы человек не обладал памятью, его
мышление стало бы очень ограниченным,
так как проводилось бы лишь на материале,
получаемом в процессе непосредственного
восприятия.
Физиологической основой памяти являются
следы бывших ранее нервных процессов,
сохраняющихся в коре больших полушарий
головного мозга в результате пластичности
нервной системы. Любой вызванный внешним
раздражением нервный процесс, будь то
возбуждение или торможение, не проходит
для нервной ткани бесследно, а оставляет
в ней «след» в виде определенных функциональных
изменений, которые облегчают течение
соответствующих нервных процессов при
их повторении, а также их повторное возникновение
при отсутствии вызвавшего их раздражителя.
Без памяти невозможно функционирование
личности, так и общества в целом. В отличие
от восприятия и мышления память непосредственно
не направлена на отражение окружающего
мира. Она имеет дело с отражениями второго
порядка, которые называются представлениями
и являются образами предыдущих восприятий.
В структуре памяти выделяют четыре основных
мнемонических процесса: запоминание,
сохранение, воспроизведение, забывание
(все компоненты памяти тесно связаны
между собой).
• Запоминание — это процесс памяти, посредством
которого происходит запечатление следов,
ввод новых элементов ощущений, восприятие,
мышления или переживания в систему ассоциативных
связей. Основу запоминания составляет
связь материала со смыслом в одно целое.
Установление смысловых связей — результат
работы мышления над содержанием запоминаемого
материала.
• Сохранение (хранение) — процесс накопления
материала в структуре памяти, включающий
его переработку и усвоение. Сохранение
опыта дает возможность для обучения человека,
развития его перцептивных (внутренних
оценок, восприятия мира) процессов, мышления
и речи.
• Воспроизведение и узнавание — процесс
актуализации элементов прошлого опыта
(образов, мыслей, чувств, движений). Простой
формой воспроизведения является узнавание
— опознание воспринимаемого объекта
или явления как уже известного по прошлому
опыту, установлением сходств между объектом
и образом его в памяти. Воспроизведение
бывает произвольным и непроизвольным.
При непроизвольном образ всплывает в
сознании без усилий человека.
Если в процессе воспроизведения возникают
затруднения, то идёт процесс припоминания.
Отбор элементов, нужных с точки зрения
требуемой задачи. Воспроизведенная информация
не является точной копией того, что запечатлено
в памяти. Информация всегда преобразовывается,
перестраивается.
• Забывание — потеря возможности воспроизведения,
а иногда даже узнавания ранее запомненного.
Наиболее часто забываем то, что незначимо.
Забывание может быть частичным (воспроизведение
не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность
воспроизведения и узнавания). Выделяют
временное и длительное забывание.
Классификация видов памяти
Память занимает особое место среди психических
функций: ни одна другая функция не может
быть осуществлена без ее участия. Другими
словами, каждая психическая функция имеет
свой мнемический компонент. В связи с
этим формы проявления памяти весьма разнообразны.
Множество видов памяти можно представить
в ряде классификаций.
По времени сохранения материала выделяются:
• сенсорная память, осуществляющая сохранение
информации на уровне рецепторов, время
сохранения — 0,3— 1,0 с. Некоторые ее формы
получили специальные названия: иконическая
(зрительная) и эхоическая (слуховая) сенсорная
память. Если информация из рецепторного
хранилища не переводится в другую форму
хранения, то она безвозвратно теряется.
У некоторых людей полное сохранение зрительной
картинки в иконической памяти не ограничивается
долями секунды, а может сохраняться в
течение нескольких секунд и даже минут.
Эта способность «видеть» картину или
предмет, который находился перед глазами,
но уже не экспонируется, называется «эйдетизм»».
Эйдетические способности лучше развиты
у детей, чем у взрослых;
• кратковременная память, в которой сохранение
материала ограничено определенным, как
правило, небольшим периодом времени (около
20 с) и объемом одновременно удерживаемых
в памяти элементов (от 5 до 9);
• долговременная память, обеспечивающая
продолжительное сохранение материала,
не ограниченная по времени хранения материала
и объему удерживаемой информации. Она
не связана с актуальным состоянием сознания.
Долговременная память отличается от
кратковременной не только временем сохранения
информации, но и способом ее переработки.
Кратковременная память представляет
собой механическое запечатление, в то
время как долговременная предполагает
сложную переработку информации, что обеспечивает
ее оптимальное, экономичное сохранение.
Информация как бы раскладывается по полочкам.
Чем больше человек знает, тем больше полочек
он имеет в своем хранилище знаний. Таким
образом, описанное выше явление реминисценции
заключается в улучшении качества и объема
воспроизводимого материала при долговременном
хранении по сравнению с кратковременным;
• оперативная память, занимающая промежуточное
положение между долговременной и кратковременной
памятью. Она рассчитана на сохранение
материала в течение заранее определенного
срока, т.е., например, на время, которое
необходимо для решения задачи.
По характеру психической активности
в структуру памяти входят:
• двигательная память сохраняет информацию
о различных движениях и их системах. Огромное
значение памяти этого вида состоит в
том, что она служит основой для формирования
различных практических и трудовых навыков,
а также навыков ходьбы и письма. Признаком
хорошей двигательной памяти является
физическая ловкость человека;
• эмоциональная память хранит пережитые
чувства, которые выступают как сигналы,
побуждающие к действию или удерживающие
от действий, вызвавших в прошлом положительные
или отрицательные переживания. Эмоциональная
память сильнее других видов памяти;
• образная память бывает зрительной,
слуховой, осязательной, обонятельной,
вкусовой. У большинства людей лучше всего
развиты зрительная и слуховая виды памяти.
Развитие других видов, как правило, обусловлено
особенностями профессиональной деятельности:
например, вкусовая память у дегустаторов
различных продуктов или обонятельная
память у парфюмеров. Образная память
обычно бывает ярче у детей и подростков.
У взрослых людей ведущим видом памяти
является не образная, а логическая память;
• словесно-логическая память специфически
человеческая и играет ведущую роль по
отношению к другим видам памяти в усвоении
знаний. Запоминаемое содержание подвергается
активной мыслительной обработке, материал
анализируется, выделяются логические
части. Лучше запоминается то, что понимается;
• механическая память позволяет человеку
запоминать содержание, осмыслить которое
он не может или не хочет. Прибегнув к неоднократному
повторению, он как бы впечатывает запоминаемый
материал в мозговых структурах.
По характеру целей деятельности память
может быть:
• непроизвольной, когда отсутствует
специальная цель запомнить что-то;
• произвольной, когда перед человеком
стоит цель запомнить материал.
Эти два вида памяти представляют собой
две последовательные ступени развития
памяти. Непроизвольно запоминаются:
-материал, являющийся предметом целенаправленной
деятельности;
-информация, имеющая важное жизненное
значение, связанная с нашими интересами
и эмоциями;
-все, что связано с препятствиями, затруднениями
в деятельности.
-незавершенные действия запоминаются
лучше, чем завершенные.
Непроизвольное запоминание подчинено
законам ассоциативного связывания. Все
представления, содержащиеся в памяти,
существуют не отдельно, сами по себе,
а в определенных совокупностях.
Ассоциация — это возникающая в опыте
человека закономерная связь между двумя
представлениями, которая выражается
в том, что появление в сознании одного
представления влечет за собой актуализацию
второго. Со времен Аристотеля различают
три основных типа ассоциаций: по смежности
во времени и пространстве, сходству и
контрасту.
По использованным для запоминания средствам
память бывает:
• непосредственой натуральной памятью,
представляющей собой прямое механическое
запечатление событий и явлений, — это
наиболее простой и примитивный вид памяти,
характерный для ранних стадий развития
человека, как в филогенетическом, так
и онтогенетическом плане;
• внешне опосредованной памятью, характерной
для более высокой ступени культурно-исторического
развития человека и являющейся первым
шагом к овладению и управлению своей
натуральной памятью. Это попытка обеспечить
свое воспоминание, воскресить какой-либо
след памяти с помощью стимулов, которые
выполняют функцию средства запоминания.
В данном случае стимулы носят внешний,
материальный характер: узелки на память,
записи в книжке, фотографии и сувениры.
Благодаря этим и другим нехитрым средствам
человек делает свою память более совершенной
и эффективной;
• внутренне опосредствованной памятью,
являющей собой высшую форму памяти —логическую
память, при которой происходит переход
от употребления внешних средств запоминания
к внутренним элементам опыта. Для того,
чтобы такой переход мог осуществиться,
сами внутренние элементы должны быть
достаточно сформированы. В этом процессе
формирования внутреннего опыта человека
центральная роль принадлежит речи и мышлению.
Вид памяти, обеспечивающий наилучшее
сохранение полученной информации:
а) кратковременная память;
б) оперативная память;
в) долговременная память;
г) эмоциональная память.
ОТВЕТ: в
ОБОСНОВАНИЕ:
Долговременная память обеспечивает продолжительное
сохранение знаний, умений и навыков и
содержит огромный объем информации, которая
может понадобиться человеку на протяжении
его жизни.
Экспериментальные данные показывают,
в долговременной памяти одновременно
задействованы несколько форм организации
знаний. Ее нередко сравнивают с книгохранилищем
огромной библиотеки. Считается, что объем
долговременной памяти практически не
ограничен.
В свою очередь:
Кратковременная память - это память, в
которой сохранение материала ограничено,
определенным, как правило, небольшим
периодом времени.
Оперативная память, занимает промежуточное
положение между кратковременной и долговременной.
Она рассчитана на сохранение материала
в течение заранее определенного времени.
Эмоциональная память - это память на чувства.
Эмоциональная память определяет воспроизведение
определенного чувственного состояния
при повторном воздействии той ситуации,
в которой данное эмоциональное состояние
возникло впервые.
Заключение
В заключении хочется отметить, что существуют
индивидуальные различия памяти у людей.
Различия памяти у людей бывают количественные
и качественные.
К количественным характеристикам относятся
скорость, прочность, длительность, точность
и объем запоминания.
Качественные различия касаются как доминирования
отдельных видов памяти зрительной, слуховой,
эмоциональной, двигательной и других,
так и их функционирования. "Чистые
" виды памяти в смысле безусловного
доминирования одного из перечисленных
крайне редки. Чаще всего на практике мы
сталкиваемся с различными сочетаниями
зрительной, слуховой и двигательной памяти.
Типичными их смешениями являются зрительно-двигательная,
зрительно-слуховая и двигательно-слуховая
память. Однако у большинства людей все
же доминирует зрительная память.
Наибольшего развития у человека обычно
достигают те виды памяти, которые чаще
всего используются. Большой отпечаток
на этот процесс накладывает профессиональная
деятельность. Например, у ученых отмечается
очень хорошая смысловая и логическая
память, но сравнительно слабая механическая
память. У актеров и врачей хорошо развита
память на лица.
Процессы памяти тесным образом связаны
с особенностями личности, его эмоциональным
настроем, интересами и потребностями.
Они определяют то, что и как человек запоминает,
хранит и припоминает. То, что интересно
и эмоционально значимо, запоминается
лучше.
Кроме того, память человека теснейшим
образом связана с физическим состоянием
и личностными ощущениями. Это доказывается
случаями болезненного нарушения памяти.
Практически во всех таких случаях (они
называются амнезиями и представляют
собой кратковременные или длительные
потери различных видов памяти) происходят
характерные расстройства памяти, которые
в своих особенностях отражают расстройства
личности больного.
Память человека не является постоянной,
а изменяется в течение жизни. Рассмотрим
типичные изменения, происходящие в памяти
по мере социализации индивида. С раннего
детства процесс развития памяти ребенка
идет по нескольким направлениям. Во-первых,
начинают действовать аффективная (эмоциональная)
и механическая (моторная, двигательная)
память, которая постепенно дополняется
и замещается логической и образной. Во-вторых,
непосредственное запоминание со временем
превращается в опосредствованное, связанное
с активным и осознанным использованием
для запоминания и воспроизведения различных
мнемотехнических приемов и средств. В-третьих,
непроизвольное запоминание, доминирующее
в детстве, у взрослого человека превращается
в произвольное. Кроме того и сами средства-стимулы
для запоминания подчиняются некоторой
закономерности: сначала они выступают
как внешние (например, завязывание узелков
на память, использование для запоминания
различных предметов, зарубок, пальцев
рук, записей и т.п.), а затем становятся
внутренними (речь, чувство, ассоциация,
представление, образ, мысль). Характерно,
что в формировании внутренних средств
запоминания центральная роль принадлежит
речи, которая также из чисто внешней функции
общения все больше превращается во внутреннюю.
Список использованной литературы
1) Немов Р.С. Психология – М.: 1994.
2) Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология.
– М.: 1998.
3) Психологический словарь \ Под ред. В.П.
Зинченко, Б.Г. Мещерякова – М.: Педагогика,
1999.
4) Гриншпун И.Б. Введение в психологию
– М.: 1994.
5) Островский Э.В. Основы психологии –
М.: 2012.
Информация о работе Память как неотъемлимая сторона познавательной активности