Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 13:12, контрольная работа
На память часто жалуются, реже восхищаются. Она иногда может подводить, но способна и выручить. Память нужна практически постоянно. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящие и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность.
1. Понятие памяти.
2. Общая характеристика процессов памяти.
3. Виды памяти.
Донской
государственный технический
Заочный факультет
Студент Яицкий Дмитрий Витальевич
Адрес г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, дом 199/1, кв. 13
Группа СЗЭ Шифр 190600
номер зачетной книжки 131137
Контрольная работа
по дисциплине «Психология личности и группы»
на тему «Память как познавательный психический процесс»
1 курс
2013 г.
План
1. Понятие памяти.
2. Общая характеристика процессов памяти.
3. Виды памяти.
Введение
На память часто жалуются, реже восхищаются. Она иногда может подводить, но способна и выручить. Память нужна практически постоянно. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящие и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, так как, действуя, человек опирается на собственный и исторический опыт.
Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности. Недаром еще древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, которые покровительствовали всем известным в то время наукам и искусствам. Имя этой богини дало название памяти. В современных научных трудах можно прочитать выражения: «мнемическая направленность», «мнемические действия», «мнемические процессы». Все это говорится о памяти.
Из античных текстов пришел к нам поэтический образ следов памяти как отпечатков на восковых дощечках, помещенных в наших душах. Когда такие отпечатки ощущений и мыслей стираются, мы больше уже ничего не знаем. Люди с давних времен осознали важность памяти и пытались ее развивать, изобретая приемы, помогающие запоминать и воспроизводить нужную информацию. Зарубки, узелки, записные книжки, дневники, конспекты, диктофоны – столько всего, лишь бы не забыть что-либо нужное и ценное.
1. Понятие памяти.
Память – это психический процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения того, что было в прошлом опыте человека.
Память обеспечивает непрерывность психической жизни человека – то, что он всегда остается внутренне самим собой, накопление им всех видов знаний. Она основана на свойстве мозга сохранять следы внешних воздействий, а также и воздействий, поступающих изнутри организма. Мы можем вспомнить и то, что было минуту назад, и события вчерашнего дня, и многое из того, что мы узнали (или что с нами происходило) в далеком прошлом. Многое – но не все. Память человека избирательна.
Из того, что мы воспринимаем, переживаем, делаем, о чем думаем или что представляем себе, часть вовсе не запоминается, часть хранится в памяти считанные минуты (и даже секунды), а кое-что остается на годы или на всю жизнь. Но и из того, что осталось, не все мы способны восстановить по собственному желанию. Память имеет свои законы, и далеко не всегда мы можем ею управлять.
В памяти
различают такие основные процессы:
запоминание, сохранение, воспроизведение
и забывание. Указанные процессы
не являются автономными психическими
способностями. Они формируются
в деятельности и определяются ею.
Запоминание определенного
Память, таким образом, есть важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности. Роль памяти не может быть сведена к запечатлению того, что «было в прошлом». Никакое актуальное действие не мыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими. Без способности к такому «сцеплению» невозможно развитие.
Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.
2. Общая характеристика процессов памяти.
При характеристике памяти выделяют следующие ее процессы: запоминание, сохранение, забывание, а также воспроизведение (актуализацию, возобновление) материала.
Запоминание - процесс памяти, направленный на закрепление новой информации путем связывания ее с приобретенным ранее знанием. Запоминание протекает в трех формах:
1) запечатление
- кратковременное и
2) непроизвольное запоминание - непреднамеренное сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала;
3) преднамеренное запоминание (заучивание) - целенаправленное запоминание с целью сохранения материала в памяти.
При заучивании
материала существенны
Успех запоминания определяется правильной организацией повторений, которые должны быть осознанными, осмысленными и активными. Лучший вид повторения - это включение усвоенного материала в последующую деятельность, с тем чтобы повторение каждый раз проводилось на новом уровне осознания.
Сохранение - процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация. Исследованиями установлено, что сохранение отдельных элементов учебного материала во многом зависит и от того места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первый и последний элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление в психологии называется краевым эффектом памяти.
Процессом, противоположным сохранению, выступает забывание. Забывание - это процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти материала. Психологические исследования показали, что в первое время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем, причем бессмысленный материал забывается значительно быстрее, чем связанный по смыслу.
Забывание в значительной степени зависит от предыдущей деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию. Забывание материала под влиянием деятельности, предшествующей запоминанию, получило название проактивного торможения, а забывание материала под влиянием последующей деятельности - ретроактивного. Под воздействием этих видов торможения средние элементы информации сохраняются в памяти хуже, чем первые и последние («эффект края»). Для того чтобы восстановить важную для следствия информацию, следователю следует активизировать словесно-логическую память свидетеля, попытаться найти связь между выпавшими их памяти элементами и теми из них, которые сохранились в его сознании.
Для уменьшения забывания необходимо понимание, осмысление, повторение информации.
Воспроизведение - процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала. Воспроизведение имеет несколько уровней:
узнавание,
которое возникает при
воспоминание, которое осуществляется в отсутствие объекта восприятия;
припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от четкости поставленных задач;
реминисценция - непроизвольное воспроизведение давно, казалось бы, забытого.
Воспроизведение строго индивидуально. Объем, последовательность воспроизведения зависят от отношения субъекта к воспринимаемым событиям, его интереса, интеллекта, возраста, жизненного опыта, занятий.
3. Виды памяти.
Наиболее распространенной является классификация П.П. Блонского, выделявшего следующие виды памяти.
В зависимости от особенностей запоминания и воспроизведения материала:
Двигательная память позволяет нарабатывать практические и трудовые навыки. В основе двигательной памяти лежат процессы запоминания, сохранения в сознании двигательных актов, совокупности движений, передвижения человека в пространстве.
Эмоциональная
(аффективная) память состоит в запечатлении
и сохранении в сознании переживаний
и чувств. Она характеризуется
быстротой формирования, особой прочностью
сохранения, непроизвольностью
Образная
память позволяет сохранять в
сознании образы однажды воспринятого
жизненно важного объекта. Это память
о внешнем виде объекта и его
местонахождении в
Словесно-логическая память на словесные стимулы отражает как внешние объекты и события, так и внутренние переживания. Словесно-логическая память - ведущий вид памяти.
В зависимости от характера деятельности:
Произвольная
память характеризуется
Непроизвольная память осуществляется непреднамеренно, попутно, на неосознанном уровне.
В зависимости от способа запоминания:
Механическая память не опирается на осмысление запоминаемого материала.
Смысловая
память основывается на обобщениях и
систематизированных
В зависимости от продолжительности хранения материала в памяти:
Ультракороткая память (иконическая - для зрительного и эхоническая - для слухового восприятия) - вид памяти, связанный с удержанием информации в сенсорном регистре; далее она преобразуется в кратковременную.
Кратковременная память - определенная фаза в упрочении памяти, отражающая ранние этапы фиксации информации. На ранних этапах фиксации следы информации подвижны и поддаются «стиранию» под влиянием любых внешних воздействий. Эти этапы связаны с нейродинамическими процессами, обеспечивающими поддержание функциональных связей нейронов, участвующих в центральной интеграции воспринимаемого образа. Кратковременная память обеспечивает первичную ориентировку при одномоментном восприятии обстановки.
Время функционирования кратковременной памяти - не более 30 сек. Ее объем ограничен 5 - 7 объектами. Однако при воспроизведении образов кратковременной памяти из них может извлекаться дополнительная информация.
Долговременная
память обусловливается структурно-
Оперативная память обеспечивает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. В оперативной памяти образуется «рабочая смесь» из материалов, поступающих из кратковременной и долговременной памяти. Продолжительность оперативной памяти ограничивается временем соответствующей деятельности, так, мы запоминаем элементы фразы, чтобы осмыслить ее в целом, помним условие задачи, которую решаем, помним промежуточные цифры при сложных вычислениях.
Заключение
Наш психический
мир многообразен и разносторонен.
Благодаря высокому уровню развития
нашей психики мы многое можем
и многое умеем. В свою очередь, психическое
развитие возможно потому, что мы сохраняем
приобретенный опыт и знания. Все,
что мы узнаем, каждое наше переживание,
впечатление или движение оставляют
в нашей памяти известный след,
который может сохраняться
Информация о работе Память как познавательный психический процесс