Память как познавательный психический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 13:12, контрольная работа

Описание работы

На память часто жалуются, реже восхищаются. Она иногда может подводить, но способна и выручить. Память нужна практически постоянно. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящие и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность.

Содержание работы

1. Понятие памяти.
2. Общая характеристика процессов памяти.
3. Виды памяти.

Файлы: 1 файл

Кр Психология.docx

— 25.58 Кб (Скачать файл)

Донской государственный технический университет 

 

Заочный факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент Яицкий Дмитрий Витальевич

Адрес г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, дом 199/1, кв. 13

Группа СЗЭ Шифр 190600

номер зачетной книжки 131137

 

 

 

 

                                                                        

Контрольная работа

по дисциплине «Психология личности и группы»

на тему «Память как познавательный психический процесс»

 

 

1 курс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 г.

 

План

 

1. Понятие  памяти.

2. Общая характеристика  процессов памяти.

3. Виды памяти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На память часто жалуются, реже восхищаются. Она  иногда может подводить, но способна и выручить. Память нужна практически  постоянно. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящие и будущее человека, обеспечивая единство его психики  и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, так как, действуя, человек  опирается на собственный и исторический опыт.

Особое  место память занимает в системе  познавательных процессов, объединяя  восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности. Недаром  еще древние греки считали  богиню памяти Мнемозину матерью  девяти муз, которые покровительствовали  всем известным в то время наукам и искусствам. Имя этой богини дало название памяти. В современных научных  трудах можно прочитать выражения: «мнемическая направленность», «мнемические действия», «мнемические процессы». Все это говорится о памяти.

Из античных текстов пришел к нам поэтический  образ следов памяти как отпечатков на восковых дощечках, помещенных в  наших душах. Когда такие отпечатки  ощущений и мыслей стираются, мы больше уже ничего не знаем. Люди с давних времен осознали важность памяти и  пытались ее развивать, изобретая приемы, помогающие запоминать и воспроизводить нужную информацию. Зарубки, узелки, записные книжки, дневники, конспекты, диктофоны  – столько всего, лишь бы не забыть что-либо нужное и ценное.

 

 

 

 

 

 

1. Понятие памяти.

Память  – это психический процесс  запоминания, сохранения и последующего воспроизведения того, что было в  прошлом опыте человека.

Память  обеспечивает непрерывность психической  жизни человека – то, что он всегда остается внутренне самим собой, накопление им всех видов знаний. Она  основана на свойстве мозга сохранять следы внешних воздействий, а также и воздействий, поступающих изнутри организма. Мы можем вспомнить и то, что было минуту назад, и события вчерашнего дня, и многое из того, что мы узнали (или что с нами происходило) в далеком прошлом. Многое – но не все. Память человека избирательна.

Из того, что мы воспринимаем, переживаем, делаем, о чем думаем или что представляем себе, часть вовсе не запоминается, часть хранится в памяти считанные  минуты (и даже секунды), а кое-что  остается на годы или на всю жизнь. Но и из того, что осталось, не все  мы способны восстановить по собственному желанию. Память имеет свои законы, и далеко не всегда мы можем ею управлять.

В памяти различают такие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение  и забывание. Указанные процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются  в деятельности и определяются ею. Запоминание определенного материала  связано с накоплением индивидуального  опыта в процессе жизнедеятельности. Использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определенного материала  из деятельности ведет к его забыванию. Сохранение материала в памяти зависит  от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный момент поведение человека определяется всем его жизненным опытом.

Память, таким образом, есть важнейшая, определяющая характеристика психической жизни  личности. Роль памяти не может быть сведена к запечатлению того, что  «было в прошлом». Никакое актуальное действие не мыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими. Без способности к такому «сцеплению» невозможно развитие.

Будучи  важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

2. Общая характеристика процессов памяти.

При характеристике памяти выделяют следующие ее процессы: запоминание, сохранение, забывание, а  также воспроизведение (актуализацию, возобновление) материала.

Запоминание - процесс памяти, направленный на закрепление  новой информации путем связывания ее с приобретенным ранее знанием. Запоминание протекает в трех формах:

1) запечатление - кратковременное и долговременное  сохранение материала, предъявлявшегося  однократно на несколько секунд;

2) непроизвольное  запоминание - непреднамеренное сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала;

3) преднамеренное  запоминание (заучивание) - целенаправленное запоминание с целью сохранения материала в памяти.

При заучивании материала существенны рациональное распределение его во времени, активное воспроизведение материала заучивания

Успех запоминания  определяется правильной организацией повторений, которые должны быть осознанными, осмысленными и активными. Лучший вид  повторения - это включение усвоенного материала в последующую деятельность, с тем чтобы повторение каждый раз проводилось на новом уровне осознания.

Сохранение  - процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация. Исследованиями установлено, что сохранение отдельных элементов учебного материала во многом зависит и от того места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первый и последний элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление в психологии называется краевым эффектом памяти.

Процессом, противоположным сохранению, выступает  забывание. Забывание - это процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти материала. Психологические исследования показали, что в первое время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем, причем бессмысленный материал забывается значительно быстрее, чем связанный по смыслу.

Забывание в значительной степени зависит  от предыдущей деятельности, непосредственно  предшествующей запоминанию. Забывание  материала под влиянием деятельности, предшествующей запоминанию, получило название проактивного торможения, а забывание материала под влиянием последующей деятельности - ретроактивного. Под воздействием этих видов торможения средние элементы информации сохраняются в памяти хуже, чем первые и последние («эффект края»). Для того чтобы восстановить важную для следствия информацию, следователю следует активизировать словесно-логическую память свидетеля, попытаться найти связь между выпавшими их памяти элементами и теми из них, которые сохранились в его сознании.

Для уменьшения забывания необходимо понимание, осмысление, повторение информации.

Воспроизведение - процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала. Воспроизведение имеет несколько уровней:

узнавание, которое возникает при повторном  восприятии объекта;

воспоминание, которое осуществляется в отсутствие объекта восприятия;

припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую  от четкости поставленных задач;

реминисценция - непроизвольное воспроизведение давно, казалось бы, забытого.

Воспроизведение строго индивидуально. Объем, последовательность воспроизведения зависят от отношения  субъекта к воспринимаемым событиям, его интереса, интеллекта, возраста, жизненного опыта, занятий.

3. Виды памяти.

Наиболее  распространенной является классификация  П.П. Блонского, выделявшего следующие виды памяти.

В зависимости от особенностей запоминания  и воспроизведения материала:

Двигательная  память позволяет нарабатывать практические и трудовые навыки. В основе двигательной памяти лежат процессы запоминания, сохранения в сознании двигательных актов, совокупности движений, передвижения человека в пространстве.

Эмоциональная (аффективная) память состоит в запечатлении и сохранении в сознании переживаний  и чувств. Она характеризуется  быстротой формирования, особой прочностью сохранения, непроизвольностью воспроизведения  информации. Эмоциональная память является необходимой предпосылкой в развитии способности к сочувствию и сопереживанию.

Образная  память позволяет сохранять в  сознании образы однажды воспринятого жизненно важного объекта. Это память о внешнем виде объекта и его  местонахождении в пространстве. Она включает в себя зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую память

Словесно-логическая память на словесные стимулы отражает как внешние объекты и события, так и внутренние переживания. Словесно-логическая память - ведущий вид памяти.

В зависимости от характера деятельности:

Произвольная  память характеризуется преднамеренностью  запоминания, зависит от сосредоточения внимания, в основе которого лежит  механизм отбора информации из общего потока. Это наиболее продуктивный вид памяти.

Непроизвольная  память осуществляется непреднамеренно, попутно, на неосознанном уровне.

В зависимости от способа запоминания:

Механическая  память не опирается на осмысление запоминаемого материала.

Смысловая память основывается на обобщениях и  систематизированных ассоциациях  запоминаемого материала.

В зависимости от продолжительности  хранения материала в памяти:

Ультракороткая  память (иконическая - для зрительного и эхоническая - для слухового восприятия) - вид памяти, связанный с удержанием информации в сенсорном регистре; далее она преобразуется в кратковременную.

Кратковременная память - определенная фаза в упрочении памяти, отражающая ранние этапы фиксации информации. На ранних этапах фиксации следы информации подвижны и поддаются «стиранию» под влиянием любых внешних воздействий. Эти этапы связаны с нейродинамическими процессами, обеспечивающими поддержание функциональных связей нейронов, участвующих в центральной интеграции воспринимаемого образа. Кратковременная память обеспечивает первичную ориентировку при одномоментном восприятии обстановки.

Время функционирования кратковременной памяти - не более 30 сек. Ее объем ограничен 5 - 7 объектами. Однако при воспроизведении образов кратковременной памяти из них может извлекаться дополнительная информация.

Долговременная  память обусловливается структурно-химическими  изменениями в нейроне, стабилизацией  долговременных следов, обеспечивающих устойчивость к разным воздействиям и сохранение запоминаемого материала на длительное время, возможно, на всю жизнь.

Оперативная память обеспечивает непосредственно  осуществляемые человеком актуальные действия, операции. В оперативной  памяти образуется «рабочая смесь» из материалов, поступающих из кратковременной  и долговременной памяти. Продолжительность  оперативной памяти ограничивается временем соответствующей деятельности, так, мы запоминаем элементы фразы, чтобы  осмыслить ее в целом, помним условие  задачи, которую решаем, помним промежуточные  цифры при сложных вычислениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Наш психический  мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем  и многое умеем. В свою очередь, психическое  развитие возможно потому, что мы сохраняем  приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют  в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих  условиях проявляться вновь и  становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатанные, сохранение, последующее  узнавание и воспроизведение  следов прошлого опыта. Именно благодаря  памяти человек в состоянии накапливать  информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место  среди психических познавательных процессов. Многими исследователями  память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность  психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.

Информация о работе Память как познавательный психический процесс