Память. Мышление. Воображение Воображение и способы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 12:40, контрольная работа

Описание работы

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его поныть и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.

Содержание работы

Понятие о воображении.
Воображение и творчество.
Виды воображения.
Способы создания образов.
Развитие воображения у дошкольников.
Литература.
Практическое задание.

Файлы: 1 файл

Тема 4.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Психология и педагогика»

Тема 4. Память. Мышление. Воображение

Воображение и  способы его развития.

 

 

 

Исполнитель: Пермяков Михаил Владимирович

 

Студент группы: ЭПБ-10 ДБ                         

 

Научный руководитель: Юшкова

Татьяна Анатольевна

Предварительная оценка: _____________

 

Допуск к защите:_____________________

 

Дата защиты: _______________________

 

Оценка:_____________________________

 

 

 

Екатеринбург

2013

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Понятие о воображении.
  2. Воображение и творчество.
  3. Виды воображения.
  4. Способы создания образов.
  5. Развитие воображения у дошкольников.
  6. Литература.
  7. Практическое задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие  о воображении

 

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей  отдельно от остальных психических  процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между  восприятием, мышлением и памятью. Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его поныть и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.

Однако феномен  воображения остается загадочным и  в наши дни. Человечеству до сих пор  почти ничего не известно именно о  механизме воображения, в том  числе о его анатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где в мозгу человека локализовано воображение, с работой каких известных нам нервных структур оно связано, сегодня еще не разгаданы. По крайней мере, об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые изучены в достаточной степени.

Воображение представляет собой особую форму отражения, которая  заключается в создании новых  образов и идей путем переработки  имеющихся представлений и понятий. Развитие воображения идет по линиям совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. Развивается творческое воображение, когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности(гиперболу, метафору), но и самостоятельно их применяет. Воображение становиться опосредованным и преднамеренным.

Воображение —  это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать: лишите человека фантазии - и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Этот период ученые называют сенситивным, т. е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Благодаря воображению  человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Воображение выводит  человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о  прошлом, открывает будущее. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Воображение - особая форма психики, которая может  быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью, изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Например, сообщение о полете в космос побуждает наше воображение рисовать картины фантастической по своей необычности жизни в невесомости, в окружении звезд и планет.

Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было. Так космонавты могли в своем воображении представить полет в космос и высадку на Луну тогда, когда это было только лишь мечтой, еще не осуществленной и неизвестно, осуществимой ли.

Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность и отклоняясь от нее, все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты.

 

2. Воображение  и творчество

 

Воображение играет важную роль в каждом творческом процесс, а особенно его значение велико в  художественном творчестве. Сущность художественного воображения заключается, прежде всего, в том, чтобы суметь создать новые образы, способные быть носителем идейного содержания. Особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненности.

В корне ошибочным  является представление о том, что  чем причудливее и диковиннее произведение, тем больше воображения  у его автора. Ведь чем реалистичнее произведение, тем мощнее должно быть воображение, чтобы сделать описываемую картину наглядной и образной. Ведь как известно, мощное творческое воображение узнается не столько по тому, что человек может вымышлять, придумывать, а по тому, как он умеет преобразовывать действительность в соответствии с требованиями художественного замысла. Но соблюдение жизненности и реальности не означает, конечно, фотографически точного копирования воспринятого, ведь у настоящего художника есть не только необходимая техника, но и особый взгляд на вещи, отличный от взгляда нетворческого человека. Поэтому основная задача художественного произведения– показать другим то, что видит художник, так, чтобы это увидели и другие. Даже в портрете художник не фотографирует изображенную персону, а преобразует воспринимаемое им. Продукт такого воображения дает часто более глубокую и верную картину, чем это может сделать даже фотография.

Некоторые переживания, чувства людей в повседневной жизни могут быть и незаметны  глазу обывателя, воображение же художника, отклоняясь о действительности, преобразует ее, ярче освещая и выпуклее показывая какую- то особо для него важную часть этой действительности. Отойти от действительности, чтобы глубже в нее проникнуть и лучше понять,– такова логика творческого воображения.

Не менее  необходимо воображение и в научном творчестве. В науке оно формируется не в меньшей мере, чем в творчестве, а лишь в других формах.

Творческую  деятельность Л.С. Выготский определяет как «деятельность человека, которая  создает нечто новое, все равно  будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».

Всю деятельность человека можно разделить на два  вида, имеющие свои особенности: воспроизводящий, или репродуктивный, и комбинирующий, или творческий.

Воспроизводящая деятельность – это сохранение прежнего опыта человека, обеспечивающее его  приспособление к привычным, устойчивым условиям окружающей среды. В основе этой деятельности лежит пластичность человеческого мозга, под которой понимается способность вещества изменяться и сохранять следы этого изменения.

Результатом же творческого или комбинирующего поведения является не воспроизведение  бывших в опыте человека впечатлений  или действий, а создание новых образов или действий. Мозг не только сохраняет и воспроизводит прежний опыт человека, но он также комбинирует, творчески перерабатывает и созидает из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Творческая деятельность делает человека «существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».

Именно эта  творческая деятельность, основанная на комбинирующей способности мозга, называется в психологии воображением или фантазией. Воображение является основой всякой творческой деятельности и проявляется во всех сторонах культурной жизни и делает возможным художественное, научное и техническое творчество. Поэтому не верно житейское определение воображения, как всего, что не соответствует действительности и не может иметь никакого серьезного практического значения.

Творчество  – это не удел только немногих избранных  людей, гениев, создавших великие  художественные произведения, сделавших  большие научные открытия или  изобретших какое-нибудь усовершенствование в области техники. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей это новое ни казалось. Огромная часть из всего созданного человечеством принадлежит объединению многих крупиц индивидуального творчества.

Безусловно, высшие выражения творчества остаются прерогативой гениев, но творчество – необходимое  условие существования человека в каждодневной окружающей нас жизни, существования всего выходящего за рамки рутины.

Творческие  процессы обнаруживаются уже в раннем детстве – в играх детей, которые всегда представляют собой творческую переработку пережитых впечатлений, их комбинирование и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Именно умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания и есть основа творчества.

Корни творческого  комбинирования можно найти и  в играх животных, нередко представляющих собой продукт двигательного  воображения, но это лишь только начатки  творческого воображения, получившие свое высокое развитие только у человека.

 

ПРИНЦИПЫ  ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

 

  1. Прежде чем приступить к развитию у детей творческой деятельности, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки.
  2. Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании. Содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми.
  3. В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики.
  4. Следует учить ребенка искать решение, учитывая, прежде всего возможные последствия, а не абсолютные достоинства.
  5. Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

 

3. Виды воображения

 

Виды воображения  по степени активности:

пассивное воображение - не стимулирует к действиям про воплощению созданных образов; активное воображение – создание образов, которые позже реализуются в реальной деятельности, повышая ее творческое содержание.

  • по произвольности:

непроизвольное  воображение – создание образов при ослабленной деятельности сознания (в полудремоте, сне, расстройствах психики);

произвольное  воображение – осознанное, направленное создание образов с конкретными мотивами, целями и задачами.

Сочетание: произвольное пассивное воображение – грез; произвольное активное – деятельность людей творческих профессий.

Информация о работе Память. Мышление. Воображение Воображение и способы его развития