Память. Учет закономерности памяти участников судопроизводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:19, контрольная работа

Описание работы

Велика роль памяти в профессиональной деятельности юриста. Его память должна отличаться достаточным объемом, прочностью запоминания, точностью воспроизведения полученной информации, высокой мобилизационной готовностью припоминать требуемые сведения и факты в нужный момент. Важную роль играет память в формировании свидетельских показаний. Умение извлекать из памяти свидетелей, потерпевших, обвиняемых информацию, пользуясь знаниями о закономерностях запоминания, сохранения и воспроизведения, является профессионально важным качеством следователя, дознавателя, прокурора, судьи, адвоката.

Содержание работы

Введение
Понятие и значение памяти
Виды памяти
Закономерности памяти и их проявление
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

контрольная работа по юридической психологии.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

В следственной практике в целях активизации  памяти свидетелей, потерпевших используются возможности и узнавания, и собственно воспроизведения. Например, свидетелю предлагается, осмотрев предъявленные предметы, рассказать, есть ли среди них искомый, по каким признакам он его опознает, при каких обстоятельствах он его ранее видел (ст. 193 УПК). Примером по существу комбинированного вида воспроизведения может служить проверка показаний обвиняемого, свидетеля и т.д. на месте, связанном с исследуемым событием (ст. 194 УПК).

Особое криминалистическое значение приобретает особенность  воспроизведения, получившая в психологии название реминисценции, сущность которой состоит в усилении в памяти новых смысловых связей при отсроченном воспроизведении. Проведенные отечественным психологом Б.П. Красилыциковым исследования выявили реминисценцию в 40,5% опытов. Более того, в ряде случаев наблюдалось улучшение качества воспроизведения не только во второй, но и в третий раз. Данное явление объясняется процессами торможения в коре головного мозга, которые появляются сразу же после события под влиянием сильного раздражителя, каким может быть, в том числе и сам акт преступного посягательства на потерпевшего. И лишь после угасания этих процессов, заторможенные следы начинают восстанавливаться в сознании. Поэтому повторные допросы свидетелей, потерпевших с интервалом в несколько дней и чаще дают положительные результаты. Объем, последовательность воспроизведения во многом зависят от отношения субъекта к воспринимаемым событиям, его интереса, интеллекта, возраста, жизненного опыта, занятий. Однако, несмотря на индивидуальные особенности личности, в каждом случае прослеживаются общие тенденции искажения воспринятой реальности.

Английский  психолог Ф.Ч. Бартлетт установил закономерности, влияющие на искажение воспринятых образов при передаче перцептивной информации людьми друг другу в процессе их общения между собой. Каждый опыт с определенным постоянством подтверждал тенденцию опускать испытуемыми побочные детали. В процессе добросовестного воспроизведения выявлялось большое количество неточностей относительно расположения предметов, происходило их смещение к центру. Наблюдалась большая путаница и забывание качественной характеристики предметов, особенности их цвета, размера и формы. При воспроизведении фраз отмечалось искажение формулировок. Это позволило сделать вывод, что запоминание с воспроизведением является в большей степени реконструкцией, чем точным повторением. Данная закономерность воспроизведения является одной из причин, появления слухов, формирования ошибочных мнений, добросовестных заблуждений свидетелей, иных лиц, возбуждающих исковое производство о признании сделки недействительной, совершенной под влиянием заблуждения (ст. 178 ГК) и т.д.

У некоторых  лиц в процессе воспроизведения  может проявляться такое качество, как склонность к фантазированию, т.е. стремление сознательно или даже бессознательно дополнить запечатленные в памяти образы элементами вымысла. Это явление чаще наблюдается у несовершеннолетних, особенно у малолетних свидетелей. Отрицательно влияет на процесс воспроизведения внушаемость, подверженность субъекта чужому воздействию без достаточно критического отношения к фактам и событиям, что также может способствовать заблуждению такого лица. Большое влияние на качество воспроизведения оказывают также и объективные факторы: обстановка, в которой проходит допрос, формулировка вопросов следователем и некоторые другие обстоятельства.

Забывание — процесс памяти, обратный запоминанию и сохранению. Забывание тем активнее, чем реже усвоенный материал используется человеком в своей деятельности. На забывание действуют и другие факторы: ослабление интереса к усвоенному материалу, нервно-психическое перенапряжение деятельности, употребление алкоголя или наркотиков, недостаток сна. Также влияет на забывание проективное и ретроактивное торможение. 
 В процессе расследования преступлений следователю приходится допрашивать людей с нарушениями памяти (амнезия). Чаще наблюдаются нарушения памяти на текущие события у людей преклонного возраста. Однако это не является абсолютным правилом. Среди них есть люди, ведущие активную, творческую жизнь, которые надолго сохраняют хорошую профессиональную память.

Серьезное разрушающее  воздействие на память оказывают травмы головного мозга, например при автомобильных авариях. Вследствие этого события, которые предшествовали травме и следовали за ней, в памяти полностью или частично утрачиваются. Обычно травма черепа с потерей сознания вызывает полное забывание того, что ей предшествовало (ретроградная амнезия) и тех событий, которые следовали за ней (антероградная амнезия).

В одной из своих  работ А.Р. Лурия описывает случай с мотоциклистом, попавшим в аварию на 78 км дороги. В результате травмы из его памяти выпали все воспоминания начиная с 64 км пути. Если учесть, что скорость его движения была не менее 60 км в час, то получается, что травма привела к потере следов в памяти, возникших за 10—15 мин до аварии На этом основании ученый пришел к важному для следственной практики выводу — «человеку нужно 10—15 мин, чтобы следы памяти прочно закрепились, или, как принято говорить в психологии, «консолидировались». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Заключение

Зная закономерности запоминания, воспроизведения и забывания, особенности различных видов памяти, прокурор, следователь, судья, адвокат могут активизировать память участников судопроизводства в целях установления истины по делу используя следующие прием:

— создание объективных  условий, исключающих воздействие  на свидетеля посторонних раздражителей, вызывающих отрицательно окрашенные эмоции, снимающих состояние эмоциональной напряженности, чему способствует спокойный, заинтересованный в установлении истины тон допроса, исключение слов и выражений, раздражающих допрашиваемого;

— обращение  к образной памяти, использование  следователем, судом средств наглядности, умелое сочетание узнавания с  собственно воспроизведением; характерным  примером такого приема является допрос свидетеля на месте происшествия, предъявление ему во время допроса необходимых фотографий, схем, оживляющих его образную память;

— использование  вида памяти, который у допрашиваемого развит лучше либо который являлся  у него доминирующим в конкретной ситуации, например эмоциональной памяти при восприятии убийства, двигательной памяти при установлении временных параметров исследуемого события и т.д.

— установление опорных (ключевых) мест в запечатленном  событии и смысловых (семантических) связей между ними, выявление между разрозненными фактами ассоциаций по смежности во времени и в пространстве, по сходству, по контрасту,

— оказание помощи свидетелю и другим лицам в  воспроизведении события в прямом или обратном хронологическом порядке; при допросе свидетеля следует  спросить о фактах, имевших место накануне интересующего события, а также о том, что произошло потом, либо, наоборот, начав допрос с конца интересующих событий,

— проведение в  необходимых случаях повторных  допросов в расчете на возможную  реминисценцию.

Умение извлекать  из памяти свидетелей, потерпевших, обвиняемых информацию, пользуясь знаниями о закономерностях запоминания, сохранения и воспроизведения, является профессионально важным качеством следователя, дознавателя, прокурора, судьи, адвоката.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

1. Кертес И. Тактика и психологические основы допроса. М., 1965.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х тт. Т. 2. М., 1989.

3. Лурия А.Р. Внимание и память. - М., 1975.

4. Бартлетт Ф.Ч. Человек запоминает: Хрестоматия по общей психологии М 1979.


Информация о работе Память. Учет закономерности памяти участников судопроизводства