Память, виды памяти, классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 18:51, контрольная работа

Описание работы

Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Содержание работы

1. Основное понятие памяти…………………….3
2. Виды памяти………………………7
3. Нарушения памяти……………12
4. Классификации видов памяти……………….17

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по психологии..doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

Основным механизмом перехода данных в долговременную память и их фиксации обычно считается повторение, осуществляемое на уровне кратковременной памяти. Но чисто механическое повторение не приводит к устойчивому запоминанию. К тому же повторение служит необходимым условием фиксации данных лишь в случае вербальной или легко вербализуемой информации. Решающее значение имеет осмысленная интерпретация нового материала, установление связей между ним и приобретенным ранее опытом. При этом в памяти может не сохраниться внешняя, поверхностная форма запоминаемого материала или сообщения, но смысл его удерживается длительное время.

Взаимодействие  различных видов памяти показано в таблице:

 

Это одна из концепций  памяти, описывающая особенность  взаимосвязанной работы кратковременной  и долговременной памяти, включающей вытеснение, повторение и кодирование  как частные процессы, составляющие работу памяти.

В соответствии с этой теорией долговременная память представлена практически не ограниченной по объёму, но обладает ограниченными  возможностями произвольного припоминания хранящейся в ней информации. Кроме  того, для того, чтобы информация из кратковременного хранилища попала в долговременное, необходимо, чтобы с ней была проведена определённая работа ещё в то время, пока она находится в кратковременной памяти. Эта работа по перекодированию, т.е. по переводу на язык, понятный и доступный мозгу человека. Данный процесс чем-то аналогичен тому, который происходит при вводе информации в электронно-вычислительную машину.


Поскольку объем  хранящихся в долговременной памяти сведений громаден, успешный поиск информации возможен лишь благодаря высокому уровню ее организованности. В данном виде памяти одновременно действует несколько форм организации знаний. Одна из них - организация семантической информации в иерархические структуры по принципу выделения более абстрактных (родовых) и более специфических (видовых) понятий. Другая форма организации, характерная для житейских категорий, - это группировка отдельных понятий вокруг одного или нескольких типичных представителей категории - прототипов. Семантическая информация в долговременной памяти включает как понятийные, так и эмоционально-оценочные элементы, отражающие личностное отношение субъекта к конкретным сведениям .

 

Иногда как  самостоятельный вид рассматривается сенсорная память (иконическая, эхоическая и др.) - гипотетическая подсистема памяти, обеспечивающая удержание в течение очень короткого времени (обычно менее одной секунды) продуктов переработки сенсорной информации, поступающей в органы чувств. Предполагается, что в сенсорной памяти удерживаются физические признаки информации; это отличает ее от кратковременной и долговременной памяти, с их соответственно вербально-акустическим и семантическим кодированием. Данное отличие имеет условный характер, так как сохранение физических признаков может быть долговременным, а выделение семантических характеристик возможно уже на относительно ранних этапах обработки сенсорного материала. Необходимое условие перевода материала из сенсорной в кратковременную память - обращение на него внимания.

В зависимости  от целей деятельности память подразделяется на:

  • произвольную и
  • непроизвольную.

Непроизвольная  память - это запоминание и воспроизведение при отсутствии осознанной цели что-либо запомнить или вспомнить.

Произвольная  память - это запоминание и воспроизведение, направляемые сознательной целью запомнить и требующие волевого усилия.

По степени  осмысления запоминаемого материала  память бывает:

  • механическая и
  • смысловая.

Механическая  память осуществляется как простая функция повторения без установления ассоциативных и смысловых связей.

Смысловая память предполагает установление и запоминание смысловых связей между понятиями.

 

 

 

Среди характеристик памяти выделяются:

  • скорость запоминания - количество повторений, необходимое для удержания информации в памяти;
  • объем запоминания;
  • точность;
  • длительность сохранения - время, в течение которого запомнившийся материал хранится в памяти;
  • скорость забывания.

С процессами запоминания  связаны специфические эффекты или закономерности памяти. Это эффект незавершенного действия, эффект края и эффект новизны (недавности).

Эффект  незавершенного действия (эффект Блюмы Вульфовны Зейгарник) - это явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности. Установлен Б.В. Зейгарник, проверявшей гипотезу Курта Левина о том, что прерванные задачи в силу сохраняющегося мотивационного напряжения запоминаются лучше, чем завершенные. Установлено, что количество запомнившихся прерванных (незавершенных) задач примерно вдвое выше количества запомнившихся завершенных.

Эффект  края - явление, состоящее в том, что из расположенного в ряд заучиваемого материала элементы, находящиеся в начале и в конце ряда, запоминаются быстрее, чем находящиеся в середине. Установлен немецким психологом Германом Эббингаузом и подтвержден исследованиями многих психологов.

Эффект  новизны (недавности) заключается в увеличении вероятности припоминания последних элементов расположенного в ряд материала, по сравнению со средними элементами ряда.

Анализ нарушений  памяти в клинике локальных поражений  мозга позволил установить преимущественную связь нейрофизиологических процессов в левом полушарии головного мозга (у правшей) со словесно-логическими способами запоминания, а в правом - с наглядно-образными.

В основе явлений  памяти на физиологическом уровне лежат  изменения активности отдельных нейронов и их популяций, а также более постоянные изменения на биохимическом уровне (в молекулах РНК и ДНК). Эти процессы обычно считаются субстратом двух форм памяти - памяти кратковременной и долговременной, что подтверждается экспериментально-психологическими данными.

При психологическом  анализе памяти важно учитывать, что она входит в целостную  структуру человеческой личности. По мере развития мотивационной сферы  может изменяться отношение субъекта к своему прошлому, отчего одно и то же знание может по-разному храниться в памяти личности на разных этапах ее становления.

Профессионализация  памяти, овладение мнемотехникой, упражнения в запоминании и сохранении информации - все это отражает влияние деятельности на развитие памяти. Память не только природный дар, но и результат целенаправленного формирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

  1. Арден Джон Развитие памяти для "чайников". Как улучшить память = IMPROVING YOUR MEMORY FOR DUMMIES — М.: «Диалектика», 2007. — С. 352. — ISBN 0-7645-5435-2.
  2. С.Роуз Устройство памяти от молекул к сознанию.- Москва: «Мир», 1995.
  3. Лурия А. Р. Нейропсихология памяти.- Москва: «Педагогика», 1974.
  4. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти.- М., 1968.
  5. Роговин М. С. Проблемы теории памяти.- М., 1977.- 182 с.
  6. Шенцев М. В. Информационная модель памяти . , С.Пб.2005.
  7. Анохин П. К., Биология и нейрофизиология условного рефлекса, М., 1968;
  8. Бериташвили И. С., Память позвоночных животных, ее характеристика и происхождение, 2 изд., М., 1974;
  9. Соколов Е. Н., Механизмы памяти, М., 1969:
  10. Конорски Ю., Интегративная деятельность мозга, пер. с англ., М., 1970;

Информация о работе Память, виды памяти, классификация