Память

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 15:23, реферат

Описание работы

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим

Содержание работы

Введение.
1. Значение памяти в жизни и деятельности человека.
2. Определение памяти. Процессы памяти.
3. Виды памяти и их особенности(классификация по разным основаниям).
4. Связь памяти с речью и мышлением.
5. Индивидуальные различия памяти у людей.
6. Деятельностная теория памяти в концепции Л.С. Выготского – А.Н. Леонтьева.
7. Вывод.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 42.35 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«ХАБАРОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: «Психология»

 

на тему: «ПАМЯТЬ»

 

  

 

                                                                Выполнила:

                                                               Матвеева Т.Н.

   Специальность:  050144

   Дошкольное образование

 Курс 1, группа 411

   Отделение заочное

 

 Проверил:

                                                                Преподаватель                                    .                           

                                                                «      »                               2013г

                                                                Оценка                                        .

 

 

 

Хабаровск, 2013

Содержание:

Введение.

    1. Значение памяти в жизни и деятельности человека.

2. Определение памяти. Процессы памяти.

3. Виды памяти и их особенности(классификация по разным основаниям).

4. Связь памяти с речью и мышлением.

5. Индивидуальные различия памяти у людей.

6. Деятельностная  теория памяти в концепции Л.С. Выготского – А.Н. Леонтьева.

7. Вывод.

 Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Без  памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для  будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».                         С.Л.Рубинштейн

Уже в  глубокой древности люди придавали  большое значение памяти. Память не является какой-то самостоятельной  функцией, а чистейшим образом  связана с личностью, ее внутренним миром, интересами, стремлениями.

Поэтому развитие и совершенствование памяти происходит параллельно с развитием  человека, а те или иные этапы  памяти - это следствие изменения  взаимоотношения человека с внешним  миром и людьми.

Память, как и все психические процессы, имеет особенности возрастные и  индивидуальные.

В настоящее  время в науке нет единой теории памяти. Поэтому изучение функционирования памяти в процессе обучения остается одной из главных проблем психологии.

Память  лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря  своей памяти, ее совершенствованию  человек выделился из животного  царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и  дальнейший прогресс человечества без  постоянного улучшения этой функции  немыслим [1].

1. Значение памяти в жизни и деятельности человека

Память  имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет  представления о воспринятых  ранее вещах или явлениях, в  результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом  опыт и знания. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие у нас понятия о вещах и законах их существования. Память позволяет нам использовать эти понятия для организации наших будущих действий и поведения.

Если  бы человек не обладал памятью, его  мышление было бы весьма ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного  восприятия.

И. М. Сеченов  считал память «основным условием психической  жизни», «краеугольным камнем психического развития». Память — это сила, «которая лежит в основе всего психического развития. Не будь в самом деле этой силы, каждое действительное ощущение, не оставляя по себе следа, должно было бы ощущаться и в миллионный раз  своего повторения точно так же, как и первый,— уяснение конкретных ощущений с его последствиями  и вообще психическое развитие было бы невозможностью». Без памяти, говорил  И. М. Сеченов, наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в  положении новорожденного».

Такими  были бы и наши действия: мы ограничивались бы в них лишь врожденными реакциями  на непосредственные раздражения и  были бы лишены возможности планировать  на основе предшествующего опыта  нашу будущую работу.

Память  органически участвует также  в процессе восприятия. «Видимое и слышимое нами всегда содержит в себе элементы, уже виденные и слышанные прежде. В силу этого во время всякого нового видения и слышения к продуктам последнего присоединяются воспроизводимые из склада памяти сходственные элементы, но не в отдельности, а в тех сочетаниях, в которых они зарегистрированы в складе памяти» (И. М. Сеченов).

Всякое  восприятие предполагает понимание  того, что воспринимается, а это  возможно лишь при участии воспроизведенных в памяти представлений из прошлого опыта.

Особо важную роль память играет в учебной работе, в процессе которой учащиеся должны усваивать и прочно запоминать большое  количество, разнообразного учебного материала. Поэтому педагогически важно развивать у учащихся хорошую память.

Хорошей считается память того человека, который  быстро запоминает необходимый материал, длительно сохраняет его в  своей памяти и точно воспроизводит.

2. Определение и общая характеристика памяти

То, что воспринимается человеком, не исчезает бесследно: в  коре больших полушарий мозга  сохраняются следы от процесса возбуждения. Эти следы создают возможность возникновения возбуждения и тогда, когда раздражитель, его вызывавший, отсутствует.

На основе этого человек может запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести образ отсутствующего предмета или воспроизвести усвоенные ранее знания. Как и восприятие, память является процессом отражения, но отражается не только то, что действует непосредственно, в данный момент, а и то, что имело место в прошлом.

Память — это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения.

Память участвует  уже в акте восприятия, так как  без узнавания восприятие невозможно. Но память выступает и в качестве самостоятельного психического процесса, не связанного с восприятием, когда предмет воспроизводится в отсутствие его.

Одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, была ассоциативная теория. Она возникла в XVII в., активно разрабатывалась в XVIII и XIX вв., преимущественное распространение и признание получила в Англии и в Германии. В основе данной теории лежит понятие ассоциации — связи между отдельными психическими феноменами, разработанное Г. Эббингаузом, Г. Мюллером, А. Пильцекером и др. Память в русле этой теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Мы можем, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то — значит связать запоминаемое с уже известным, образовать ассоциацию.

Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности. Уровни развития памяти в значительной мере зависят от возраста человека, общего состояния организма и т. д. Процессы памяти нельзя рассматривать как протекающие независимо от особенностей и свойств личности. Мнемические процессы тесно связаны прежде всего с направленностью и мотивацией личности.

Память изменяется с возрастом  и поддается тренировке. Успешность памяти зависит от степени завершенности  действий запоминания; интересов и склонностей личности; отношения личности к той или иной деятельности; эмоционального настроя; волевого усилия.

Большое влияние на память человека оказывает направленность деятельности, осуществляемой при запоминании и воспроизведении. Различают два вида направленности, оказывающих влияние на успешность работы памяти. В одних случаях деятельность человека прямо направлена на то, чтобы запомнить воспринимаемое в данный момент, воспроизвести или узнать воспринятое ранее. В других случаях деятельность человека бывает направлена на достижение иных целей, не имеющих прямого отношения к работе памяти. Тем не менее и тогда может иметь место тот или иной мнемический эффект. Мы можем в процессе выполнения деятельности что-либо запомнить, воспроизвести или указать, хотя соответствующая задача не ставилась.

Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминания материала, длительностью сохранения, готовностью и точностью воспроизведения.  В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Это обнаруживается: в различной скорости запоминания; в прочности сохранения; в легкости воспроизведения. Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены и врожденными особенностями высшей нервной деятельности и воспитанием.

3. Виды памяти и их особенности.

По характерным особенностям удержанного  в памяти прошлого опыта различают  несколько основных видов памяти.

Наглядно-образная память. Ее особенностью является запечатление заучиваемого материала первосигнально, в форме зрительных, слуховых, осязательных и других представлений. Например, гимнастическое упражнение на параллельных брусьях, показанное на уроке, может быть запомнено в виде зрительных или мышечно-двигательных представлений, имеющих характер конкретного образа этого упражнения.

Наглядно-образная память имеет особенно большое значение в творческой деятельности в области того или иного вида искусства.

Словесно-логическая память. При этой памяти запоминаются уже не конкретные образы предметов, а выраженные в словах мысли, отражающие сущность изучаемых явлений. Этот вид памяти иногда называют смысловой памятью. Например, можно не только запечатлеть в памяти в наглядных образах вид изученного гимнастического упражнения, но и запомнить понимание сущности данного упражнения. Такое запоминание возможно лишь в словесной форме. Отсюда этот вид памяти и получил свое название — словесно-логическая память.

Двигательная память. Содержанием этого вида памяти являются мышечно-двигательные образы заученных движений — мышечно-двигательные представления формы, величины, скорости, амплитуды движений, их последовательности, темпа, ритма и т. д. Двигательная память имеет основное значение при запоминании физических упражнений, а также в трудовых процессах, связанных с движениями. Она лежит в основе вырабатываемых при этом двигательных навыков.

Эмоциональная память. Ее содержанием являются имевшиеся в прошлом эмоциональные состояния. Так, в памяти может всплыть чувство неуверенности, смущения или даже некоторого страха, которое испытывалось при первых попытках выполнить трудное гимнастическое упражнение.

Детальный и всесторонний анализ особенностей эмоциональной памяти дал К. С. Станиславский.

"Два путешественника,— говорит  он,— были застигнуты на скале  приливом в море. Они спаслись  и после передавали свои впечатления.  У одного на памяти каждое  его действие: как, куда, почему  он пошел, где спустился, как  ступил, как прыгнул. Другой не  помнит почти ничего из этой  области, а помнит лишь испытанные  тогда чувствования: сначала восторга, потом настороженности, тревоги,  надежды, сомнения и, наконец,—  состояние паники. Вот эти чувствования  и хранятся в эмоциональной  памяти". Подобно тому, как в зрительной памяти перед вашим внутренним взором воскресает давно забытая вещь, пейзаж или образ человека, так точно в эмоциональной памяти оживают пережитые ранее чувствования. Казалось бы они совсем забыты, но вдруг какой-то намек, мысль, знакомый образ — и снова вас охватывают переживания, иногда такие же сильные, как в первый раз, иногда слабее, иногда сильнее, такие же или в несколько измененном виде".

Отличительной особенностью эмоциональной  памяти является необыкновенная широта обобщения и глубина проникновения  в сущность пережитого когда-то чувства. "Каждый человек на своем веку видел не одну, а много катастроф,—  говорит К- С. Станиславский.— Воспоминания о них сохраняются в памяти, но не во всех подробностях, а лишь в отдельных чертах, больше всего его поразивших. Из многих таких оставшихся следов пережитого образуется одно — большое, сгущенное, расширенное и углубленное воспоминание об однородных чувствованиях. В этом воспоминании нет ничего лишнего, а лишь самое существенное. Это — синтез всех однородных чувствований. Он имеет отношение не к маленькому, отдельному частному случаю, а ко всем одинаковым. Это — воспоминание, взятое в большом масштабе. Оно чище, гуще, компактнее, содержательнее и острее, чем даже сама действительность".

4. Связь памяти с речью  и мышлением.

Познание  окружающего мира идет «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков  диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» (В.И. Ленин).

Мышление  – это процесс, благодаря которому человек мысленно проникает за пределы  того, что ему дано в ощущениях  и восприятии. Иными словами, с  помощью мышления можно получить знания, недоступные органам чувств. Ступень абстрактного мышления свойственна только человеку.

Информация о работе Память