Патопсихологические растройства мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 08:11, реферат

Описание работы

Мышление это одна из высших психических функци. Существуют разные определения мышления. В выбраном пособии приводится одно из них. "Мышление – это деятельность, опирающаяся на систему понятий, направленная на решение задач, подчиненная цели, учитывающая условия, в которых эта задача осуществляется".

Содержание работы

Введение.......................................................................................3
1. Нарушения мышления при локальных поражениях мозга………....4
2. Нарушение операциональной стороны мышления……………….…...7
3. Нарушение динамики мыслительной деятельности..................12
4. Нарушение личностного компонента мышления.......................13
Заключение..................................................................................16
Глоссарий.....................................................................................17
Список литературы........................................................................18

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 45.87 Кб (Скачать файл)

        Таким  образом, существует множество и других методик для исследования операциональной стороны мышления, описанных в литературе, но перечисленные выше методики являются основными для исследования патологии мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Нарушение динамики мыслительной деятельности.

        В психиатрической практике можно выделить два часто встречающихся нарушения динамики мышления: лабильность мышления и инертность мышления.

       Лабильность мышления заключается в неустойчивости способа выполнения задания. Уровень обобщения у больных соответствует образованию и жизненному опыту. Испытуемым доступны обобщение, сравнение, понимание условного смысла, перенос. Однако наряду с правильно обобщенными решениями отмечаются решения на основе актуализации слабых, случайных связей или конкретно-ситуационное объединение предметов, явлений в группу. У больных с проявлениями лабильности мышления повышена так называемая "откликаемость", они начинают реагировать, вплетать в свои рассуждения любой случайный раздражитель из внешней среды, нарушая инструкцию, утрачивая целенаправленность действий, ассоциаций.

       Инертность мышления – выраженная тугоподвижность переключения с одного вида деятельности на другой, затрудненность изменения избранного способа своей работы. Инертность связей прошлого опыта, трудности переключения могут привести к снижению уровня обобщения и отвлечения. Испытуемые не справляются с заданиями на опосредование ("пиктограмма", методика Леонтьева, классификация предметов по значимым признакам и т.д.). Подобные нарушения встречаются у больных эпилепсией, а также у больных с последствиями тяжелых травм головного мозга.

      

 

 

 

 

 

 

  1. Нарушение личностного компонента мышления.

        К этим нарушениям относятся разноплановость суждений, резонерство, нарушение критичности и саморегуляции.

        Критичность мышления предполагает сличение получаемых результатов с условиями задачи и предполагаемыми итогами. Больные однако могут актуализировать неадекватные связи и отношения, которые приобретали смысл из-за измененных установок больных шизофренией или в результате трудностей осмысливания содержания предложенных задач для олигофренов. В данном случае можно говорить о некритичности мышления.

       Разноплановость – нарушение мышления, заключающееся в том, что суждения больных о каком-нибудь явлении протекают в разных плоскостях (например, слон и лыжник – "предметы для зрелищ", лошадь и медведь – животные).

      Резонерство – склонность к "бесплодному мудрствованию", тенденция к многоречивым рассуждениям (например, испытуемый сравнивает понятия "птица" и "самолет": "Сходство – крылья. Потому что рожденный ползать летать не может. Человек тоже летает, у него есть крылья. У петуха тоже есть крылья, но он не летает. Он дышит…").

       Нарушение саморегуляции – это невозможность целенаправленной организации своих мыслительных действий. При этом испытуемым могут быть доступны сложные обобщения, логические операции, но в результате расплывчатости мышления, его нецеленаправленности выявляется неспособность решения поставленных задач (больные шизофренией). Возможно нарушение саморегуляции у больных эпилепсией в результате ригидности мышления и склонности к чрезмерной обстоятельности и детализации. При этом нарушается "регулятивный аспект целеобразования", а у больных шизофренией "снижена побудительность целей".

       В литературе по психопатологии рассматривают нарушения мышления в виде растройств ассоциативного процесса, патологии суждений, а также патологии мышления по темпу. Расстройства ассоциативного процесса проявляются в болезненном изменении темпа, нарушении стройности и целенаправленности мышления.

К нарушениям стройности относятся:

  1. Разорванность мышления – нарушение смысловых связей между членами предложения при сохранности грамматического построения фразы.
  2. Бессвязность – нарушение и смысловой речи, и синтаксического строя речи.
  3. Вербигерации – своеобразные стереотипии в речи до бессмысленного нанизывания сходных по созвучию слов.
  4. Парагномен – действие под влиянием внезапного нелепого умозаключения.
  5. Паралогическое мышление – отсутствие адекватной логики.

К нарушениям целенаправленности относятся следующие:

  • Патологическая обстоятельность.
  • Резонерство.
  • Дементная детализация.
  • Персеверация.
  • Символизм. В отличие от общепринятой системы символов, усматривание больными обычных символов там, где они не играют символической роли.
  • Аутическое мышление. Отрыв от реальной действительности, погружение в мир воображения, фантастических переживаний.

К патологии суждений относятся:

  • Бредовые расстройства - ложные умозаключения. Различают паройяльный бред - систематизированный бред без систематизации; параноидный бред - характеризуется наличием бредовых идей, которые чаще не имеют достаточно стройной системы; парафренный бред - сочетается с нарушениями ассоциативного процесса (разорванность, резонерство и символизм).
  • Бредоподобные расстройства - ложные умозаключения, связанные с расстройством воли, влечений, эмоциональными нарушениями, отличаются от бредовых отсутствием тенденции к систематизации, кратковременностью, возможностью частичной коррекции методом разубеждения ( бывают при МДП).
  • Сверхценные идеи - аффективно насыщенные стойкие убеждения и представления.
  • Навязчивые идеи - неправильные мысли при критичном к ним отношении, но невозможности избавиться.

Нарушения мышления по темпу:

  • Ускоренное мышление:
  • скачка идей (наблюдается в маниакальной фазе при МДП);
  • ментизм, или мантизм - возникающий помимо воли больного наплыв мыслей (при шизофрении).
  • Замедленное мышление (во время депрессивной фазы при МДП), а также тугоподвижность, ригидность (при эпилепсии).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

       Мышление - сложный психический процесс, и его нарушения носят разнообразный характер. Нередко можно наблюдать более или менее сложные варианты сочетания подобных нарушений.

Единой квалификации, принципа анализа этих расстройств нет. В  данной работе мы опирались на параметры, вокруг которых группируются различные  варианты изменений мышления, выделенные Б.В.Зейгарник, доктором психологических  наук, профессора, основателя отечественной  патопсихологии.

       Для диагностики разных вариантов расстройств мышления эффективно применение экспериментально-психологических исследований.

При некоторых формах патологии  психической деятельности у больных  теряется возможность использовать систему операций обобщения и  отвлечения. Здесь эффективными могут  оказаться метод классификации  предметов, "исключение понятий", объяснение пословиц и поговорок, метод  пиктограмм, ассоциативный эксперимент.

       Сопоставляя данные, полученные в ходе работы с этими методиками, анализируя их, мы получаем возможность сделать заключение о том, к какому типу расстройств или их сочетаний, следует отнести нарушения испытуемого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Жмуров В.А., "Психопатология". Часть II - Изд-во Иркутского университета, 1994, 304с.
  2. Зейгарник Б.В., «Патопсихология». М.: Издательство Московского университета, 1986. – 287 с.
  3. Крепелин Э., "Введение в психиатрическую клинику". Послесл. С.А. Овсянников. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. - 493 с.
  4. Середина Н. В., Шкуренко Д. А. «Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология». Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 512 с.
  5. http://psylib.org.ua/books/zeigb01/index.htm 02.10.2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий

    1. Афазия – это системное нарушение уже сформировавшейся речи.
    2. Агнозия – нарушение различных видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного) при сохранении чувствительности и сознания.
    3. Алалия - отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной алалии, чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни
    4. Вербигерации – своеобразные стереотипии в речи до бессмысленного нанизывания сходных по созвучию слов.
    5. Парагномен – действие под влиянием внезапного нелепого умозаключения.
    6. Паралогическое мышление – отсутствие адекватной логики.
    7. Персеверация - устойчивое повторение какой-либо фразы, деятельности, эмоции, ощущения (в зависимости от этого выделяют персеверации мышления, моторные, эмоциональные, сенсорные персеверации). Например, упорное повторение какого-либо слова в устной или письменной речи.
    8. Резонерство - характеризуется чрезмерной потребностью в "самовыражении" и "самоутверждении", утрированной претенциозно-оценочной позицией больного, аффективной неадекватностью выбора объекта рассуждения, несоответствием этого объекта способам доказательств и рассуждений, тенденцией к "сверх-обобщениям" по пустячному поводу, недостаточной самокритичностью, своеобразной манерой речи.

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Патопсихологические растройства мышления