Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 21:28, контрольная работа
Своим происхождением учительская профессия обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре общественного разделения труда сформировался специфический тип деятельности, назначение которой - подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры. Многие авторы определяют педагогическую деятельность учителя как воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования.
Этот вид
деятельности больше связан не с самим
процессом усвоения знаний, а с
его результатом, с оценкой деятельности
обучаемого. Его значимость заключается
в том, что на этой основе можно
осуществить регулирование
Педагог, учитывая ход познавательного процесса, возникшие отклонения от плана, анализирует создавшуюся ситуацию и вырабатывает тактику дальнейшего ведения занятий. Затем осуществляется корректировка обучения: изменяется деятельность педагога и учащихся, используются другие дидактические средства, варьируются задания и организационные формы обучения, оказывается индивидуальная помощь.
Регулирование обучения необязательно является признаком неудачного планирования, так как при разработке модели учебного занятия невозможно учесть все факторы и условия проведения обучения в каждом конкретном случае.
Все виды обучающей
деятельности педагога взаимосвязаны
между собой и часто в
Это помогает осуществить ориентацию всех видов деятельности педагога и компонентов, включаемых в учебный процесс, в определенном направлении с целью достижения необходимого результата.
Важная особенность такого подхода заключается в том, что доминирующий вид усиливает, делает более целенаправленным другие виды обучающей деятельности педагога и в то же время усиливается и становится более эффективным сам за счет «поддержки» с их стороны. Кроме того, таким образом усиливаются взаимосвязи всех других видов через организацию познавательной деятельности обучаемых.
При таком подходе обучение может рассматриваться как система организации познавательной деятельности учащихся.
Развивающая организация учебного процесса, общение учащегося с учителем, личность учителя, воспитательная работа - все это способствует развитию индивидуальности школьника. Так же как воспитывающая функция, развивающий характер обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Правильно поставленное обучениевсегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитиеличности. Эта специальная направленность обучения на развитие личности ученика получила закрепление в понятии развивающего обучения.
В контексте традиционных
подходов к организации обучения
осуществление развивающей
Методическая деятельность успешное развитие системы дополнительного образования детей немыслимо без разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играется методическая деятельность. В научной литературе методическая деятельность рассматривается как совокупность действий, направленных на получение, систематизацию и распространение методических знаний. Основными субъектами методической деятельности являются методисты, мастерски специализирующиеся ею. Методическая деятельность является одним из качеств профессиональной деятельности методиста, которую он осуществляет наряду с другими (к примеру, педагогической, организационно-массовой и др.) Она включает в себя, до этого всего исследование теории, методики и практики дополнительного образования детей и разработку методики воплощения и анализа образовательного процесса в УДО.
главные виды методической деятельности:
- самообразование,
-методическое исследование,
-описание и обобщение передового опыта,
- создание методической продукции,
- обучение педагогических кадров, методическое управление,
-методическая помощь,
-методическая коррекция.
Методическая деятельность учреждения дополнительного образования - целостная система мер, основанная на достижениях науки и практики, направленная на всестороннее развитие творческого потенциала педагога, и, в конечном итоге, на повышение свойства и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся.
Методическая работа - система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогических коллективов. Её база - заслуги педагогической науки, передовой педагогический опыт и анализ происходящих педагогических действий.
Деятельность педагога дополнительного образования, методиста, управляющего образовательного учреждения немыслима без методического обеспечения.
Как вид деятельности, методическое обеспечение - это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, на оказание методической помощи разным категориям педагогических работников, на выявление, исследование, обобщение, формирование и распространение положительного педагогического опыта.
Методически обеспечить какой-или вид деятельности означает впору придти на помощь человеку, который эту деятельность осуществляет, методически хорошо устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и воплощением педагогической, методической, воспитательной, образовательной деятельности.
Педагогические
технологии производственного обучения: Процесс производственного
обучения характерен специфическими особенностями
в части целеполагания, содержания, логики,
дидактических принципов, организационных
форм, методов, средств обучения.
Во-первых, для процесса производственного
обучения приоритетным является формирование
профессиональных умений и навыков учащихся
перед формированием профессиональных
знаний. Это обусловливает высокие требования
к мастеру производственного обучения
как к специалисту-профессионалу, определяет
выбор и способы применения форм, методов
и методических приемов процесса обучения.
В деятельности мастера п/о, по сравнению
с деятельностью преподавателей, значительно
снижается «удельный вес» информационной
функции и усиливается направляющая, инструктивная
функция. Ведущим методом производственного
обучения выступают упражнения, особое
значение приобретает демонстрация трудовых
приемов и способов, использование учебной
и производственной документации.
Во-вторых, производительный труд учащихся
— основное средство производственного обучения.
Участие учащихся в производительном
труде, необходимость самостоятельного
принятия решений в разнообразных производственных
ситуациях объективно определяют высокие
требования к уровню познавательной и
учебно-производственной активности учащихся.
Все это влияет на определение содержания
и структуры педагогической технологии
производственного обучения
В-третьих, тесная
взаимосвязь теории и практики. Это
определяет необходимость координации
изучения специальных предметов и производственного
обучения таким образом, чтобы теория,
опережала практику как по содержанию,
так и по времени изучения для осуществления
тесных межпредметных связей в деятельности
мастеров и преподавателей специальных
предметов.
В-четвертых, структура процесса производственного
обучения — сочетание обучения учащихся
в специально организованных условиях
(учебных мастерских, учебных лабораториях,
на учебных участках, полигонах, в учебных
хозяйствах, на учебных установках и т.п.)
и в условиях реального производства.
В-пятых, специфика средств осуществления
процесса производственного обучения.
Наряду с дидактическими средствами обучения
особое значение приобретает учебно-материальное
оснащение учебно-производственного процесса:
оборудование, рабочие инструменты, контрольно-измерительные
средства, оснастка, техническая и технологическая
документация.
Все эти особенности процесса производственного
обучения в значительной степени определяют
его технологию.
Урок производственного
обучения имеет характерную для
него структуру, т.е. определенную последовательность
шагов, этапов деятельности мастера
и учащихся, направленных на выполнение
его учебно-производственных и воспитательных
задач. Структура урока определяет и структуру построения
технологии производственного обучения.
Под педагогической технологией понимается
определенный алгоритм (структура, содержание,
последовательность основных элементов,
их взаимосвязь и т.п.) учебного процесса
(деятельности педагога и учащихся), придерживаясь
которого можно достичь заранее поставленных
целей. Дидактическими средствами осуществления
педагогических технологий являются адекватные
им организационные формы, методы и средства
обучения.
Можно выделить педагогические технологии,
типичные по построению и способам реализации
для родственных по содержанию трудовых
процессов профессий, а также педагогические
технологии типичные для отдельных элементов
процесса производственного обучения,
как такового в целом.
^ Типичные
педагогические технологии производственного
обучения:
Каждый из этих видов деятельности необходим, и все они взаимосвязаны между собой, имеют общие взаимопроникающие признаки. Однако в интересах познания мы допускаем их условное разграничение с тем, чтобы определить, какой из них является основой, обеспечивающей взаимосвязь деятельности педагога и обучаемого и всех компонентов обучения в единстве. .
Опыт показывает, что успехов в преподавательской деятельности добиваются прежде всего те учителя, которые владеют педагогическим умением развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать на уроке атмосферу общего творчества, групповой ответственности и заинтересованности в успехах одноклассников. Это говорит о том, что не преподавательские умения, а умения воспитательной работы являются первичными в содержании профессиональной готовности учителя. В связи с этим профессиональная подготовка будущих учителей имеет своей целью формирование их готовности к управлению целостным педагогическим процессом !
1.Адольф, В.А.
Формирование профессиональной
компетентности будущего
2.Белкина, В.Н.
Педагогическое регулирование в
3. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии: практическое руководство учителей и родителей. - М.:ТЦ «Сфера», 2000. - 176 с.
4. Харламов И.Ф.Педагогика.- М.: Юристь,1997.- 46 с.