Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 20:05, реферат
Англия одной из первых в Европе перешла на рельсы нового общественного строя в результате революции 1648 г. и переворота 1688 г., когда Англия стала конституционной монархией.
Победа революции среди остальных вопросов поставила на повестку дня проблему принципиально нового решения коренных вопросам педагогики, касающиеся, прежде всего, роли, целей, задач и путей воспитания, содержания образования и методов обучения.
Наиболее прогрессивную и новую по своей сути концепцию решения этих вопросов предложил Дж. Локк.
Введение………………………………………………………….……….……..…...3
Педагогическая концепция Дж. Локка «Воспитание джентльмена»...….….……4
Заключение…………………………………………………………………………...8
Список использованной литературы…………………………….……….……...…9
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.ТАНКА»
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Педагогика. История образования и педагогической мысли»
ТЕМА РЕФЕРАТА: «Педагогическая концепция Дж. Локка «Воспитание джентльмена»
Исполнитель:
Группа: 11 Руководитель: Евдокимова Е.Л.
МИНСК, 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Педагогическая концепция Дж. Локка «Воспитание джентльмена»...….….……4
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………….……….……..
Введение
В Англии после Реформации XVI в. было закрыто значительную часть католических монастырей, а с ними и многие приходских школ. Зато открывались новые англиканские приходские школы, которые почти ничем не отличались от старых католических за исключением того, что преподавание в них велось на родном языке. Возникло много сектантских школ, где главной целью ставилось изучения текстов библии, псалмов и молитв. В некоторых городах и селах создавались частные домашние школы, в которых часто малограмотные наставники за определенную плату воспитывали преданных им детей в страхе божьем.
Дети из аристократических семей учились в гимназиях - привилегированных средних школах, где основное внимание обращалось на изучение латинского, реже - греческого языков, иногда штудировали английскую литературу. В наиболее обеспеченных таких школах кроме классических языков много внимания уделяли фехтованию, верховой езде, различным видам физических упражнений.
Англия одной из первых
в Европе перешла на рельсы нового
общественного строя в
Победа революции среди остальных вопросов поставила на повестку дня проблему принципиально нового решения коренных вопросам педагогики, касающиеся, прежде всего, роли, целей, задач и путей воспитания, содержания образования и методов обучения.
Наиболее прогрессивную и новую по своей сути концепцию решения этих вопросов предложил Дж. Локк.
Педагогическая концепция Дж. Локка «Воспитание джентльмена»
Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых становится тем, что они есть: добрыми или злыми, полезными или нет, благодаря воспитанию, говорил Локк. Задачей воспитания он считал воспитание джентльмена, а не простого человека, — джентльмена, умеющего «вести «свои дела толково и предусмотрительно». Это — дворянин по происхождению, отличающийся «утонченностью в обращении», в то же время он должен обладать качествами буржуазного дельца, предприимчивого человека.
Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, ибо школа, по мнению Локка, это учреждение, где собрана «пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния». Настоящий джентльмен воспитывается дома, ибо «даже недостатки домашнего воспитания несравненно полезнее приобретаемых в школе знаний и умений». Локк, исходя из практики аристократических семейств, рекомендовал поручить все дело воспитания джентльмена хорошо подготовленному, солидному воспитателю.
Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию.
«Здоровье необходимо нам для наших дел и нашего благополучия», — говорил он и предлагал тщательно разработанную, стоявшую на уровне науки того времени систему. «В здоровом теле — здоровый дух», — подчеркивал он. Необходимо поэтому с раннего детства закалить тело ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Локк подробно обосновывал значение строгого режима в жизни ребенка, давая советы об одежде, пище, прогулках, занятиях спортом.
Правильно поставленное физическое воспитание способствует и выработке мужества и настойчивости. «Джентльмен должен быть воспитан так, чтобы во всякое время быть готовым надеть оружие и стать солдатом». Свою мораль, как мы отмечали, Локк выводил из принципа пользы и интересов личности. Настоящий джентльмен — это тот, кто умеет достичь собственного счастья, но в то же время не препятствует в этом другим джентльменам. Люди должны быть «мудрыми» и не только добиваться того, что им хочется, но и учитывать реальные возможности. Поэтому поведение человека должно быть разумно, он должен уметь руководить своими страстями, быть дисциплинированным. Он должен уметь подчинять себя велениям рассудка. Но в трактовке Локка, по словам Маркса, «буржуазный рассудок есть нормальный человеческий рассудок...»
Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование — важнейшие задачи воспитания. Нельзя потворствовать ребенку, но нельзя и не удовлетворять его законных пожеланий. Сначала «страх и уважение» должны дать власть воспитателю над поведением ребенка, а в более зрелые годы эту власть будут поддерживать «любовь и дружба».
Главными воспитательными средствами всегда будут являться не рассуждения, а пример, среда, окружение ребенка. «Примите за несомненную истину, — говорит Локк, — что какие бы наставления ни давали ребенку и какими бы мудрыми уроками благовоспитанности ни пичкали его ежедневно, наибольшее влияние на его поведение будет все-таки оказывать компания, в которой он находится, и образ действий тех, кто ходит за ним». Особенно важно воспитание устойчивых положительных привычек у детей.
«Детей
нельзя воспитывать правилами, которые
ускользают из памяти. Если вы считаете
необходимым приучить их к чему-нибудь,
укорените это посредством
Воспитание привычек должно начинаться с самого раннего возраста. Нельзя добиться положительных результатов грубостью, насилием, необходимый результат дадут ласковые слова, кроткое, как бы случайное внушение, сделанное в форме напоминания о том, что дети забыли. Нельзя прививать несколько привычек одновременно. Задача воспитателя заключается в том, чтобы закрепить сначала одну привычку, а затем уже перейти к воспитанию другой.
Для правильного направления всего воспитательного процесса следует внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка, надо наблюдать за ребенком, когда он ничего не подозревает, для того чтобы «заметить его преобладающие страсти и господствующие наклонности», надо замечать различные качества ребенка, «ибо сообразно различиям этих качеств должны различаться и ваши методы...».
Локк выступал противником телесных наказаний, считая, что «рабская дисциплина создает и рабский характер». Но в случаях упорного нежелания ребенка проявить беспрекословное послушание вполне допускал телесные наказания.
Локк придавал значение религиозному воспитанию, но считал, что главное — не приучать детей к обрядам, а вызывать любовь и почтение к богу как высшему существу.
Содержание обучения джентльмена, по Локку, значительно шире, чем это было принято в то время. Джентльмена надо обучать чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому языку, латинскому языку (латынь не для всех; для тех, кто будет заниматься торговыми делами, сельским хозяйством, этот язык не нужен), географии, арифметике, геометрии, астрономии, хронологии, этике, а также следует дать ему основные сведения по истории и законоведению, бухгалтерии, обучать верховой езде и танцам. Эта программа решительно порывает со средневековыми традициями. Каждый из предлагаемых Локком предметов должен принести его воспитаннику определенную пользу, готовить его к жизни. Знаниям следовало придать практический характер.
Локк рекомендовал, чтобы
воспитанник занимался каким-
Воспитатель, занимаясь
с ребенком, должен будить его интерес
к учению, развивать его
Заключение
Таким образом, педагогическая
теория Локка четко определила цели
и характер воспитания джентльмена,
представителя пришедшей к
Своими философскими трудами, своей теорией договорного происхождения государства и естественного права Локк оказал весьма значительное влияние на французских просветителей.
Список использованной литературы
Информация о работе Педагогическая концепция Дж. Локка "Воспитание джентльмена"