Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 14:59, статья
Педагогическая психология или психология образования — раздел психологии, изучающий методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательных задач, эффективность педагогических мер, улучшающие психологические аспекты преподавания и т. д. По предмету и методу тесно примыкает к социальной психологии, с одной стороны, и когнитивной психологии, с другой.
Педагогическая психология или психология образования — раздел психологии, изучающий методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательных задач, эффективность педагогических мер, улучшающие психологические аспекты преподавания и т. д. По предмету и методу тесно примыкает к социальной психологии, с одной стороны, и когнитивной психологии, с другой.
Задачи педагогической психологии
Общая задача педагогической психологии состоит в выявлении, изучении и описании психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Соответственно задачами педагогической психологии являются:
Структуру педагогической психологии составляют три раздела:
Предмет психологии обучения - развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения. Таким образом, раскрывается психологическая сущность учебного процесса. Исследования в этой области направлены на выявление:
Психология обучения исследует
прежде всего, процесс усвоения знаний
и адекватных им умений и навыков.
Ее задача состоит в выявлении
природы этого процесса, его характеристик
и качественно своеобразных этапов,
условий и критериев успешного
протекания. Особую задачу педагогической
психологии составляет разработка методов,
позволяющих диагностировать
Предмет психологии воспитания - развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка, детского коллектива. Психология воспитания изучает закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений и т.п. в условиях учебной и воспитательной деятельности в школе. Исследования в этой области направлены на изучение:
Предмет психологии учителя - психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешности этой деятельности. Важнейшими задачами этого раздела педагогической психологии являются:
Общая характеристика методов педагогической психологии
Достижением любой науки в значительной степени определяется развитием ее методического аппарата, позволяющего добывать новые научные факты и на их основе строить научную картину мира.
Педагогическая психология
используется все те методы, которые
есть в арсенале других отраслей психологии
(психологии человека, возрастной психологии,
социальной психологии и др.): наблюдение,
опрос, эксперимент и т.д.
Кроме общих методов в педагогической
психологии есть еще специальные методы.
К ним относятся, например, психолого-педагогический
эксперимент и специальное психолого-педагогическое
тестирование, предназначенное для определения
степени обученности и воспитанности
ребенка. Особое место среди прочих методов
занимает психолого-педагогический
эксперимент - исследование, которое
задумано и проведено со специальной развивающей
целью – для установления эффекта тех
или иных педагогических воздействий
на ребенка.
Кроме того, выделяют еще две группы методов, имеющие целью оказание прямого практического психологического воздействия на ребенка. Это психологическое консультирование и психологическая коррекция. Психологическое консультирование - оказание устной помощи ребенку в виде советов и рекомендаций на основе его предварительного обследования и знакомства с теми проблемами, с какими он столкнулся в процессе своего развития. Форма проведения консультации - беседа с ребенком, родителями или людьми, участвующими в его обучении и воспитании (носит рекомендательный характер).
Коррекция предполагает непосредственное педагогическое воздействие психолога на заинтересованное лицо (методы психотерапевтического воздействия, социально-психологический тренинг, аутогенная тренировка то же самое что и аутотренинг).
Информация о работе Педагогическая психология или психология образования