Педагогический конфликт
К педагогическим конфликтам относят межличностные конфликты между воспитателем и воспитанником
(учителем и учеником, родителем и ребёнком),
а также межгрупповые конфликты, если они возникают между учителем
и классом например.Так же педагогические
конфликты являются частью конфликта
поколений. Педагогические конфликты
отличаются и своими специфическими особенностями.
Главная отличительная особенность педагогического
конфликта состоит в противопоставлении
социально-ролевых позиций. Позицию учителя
можно условно выразить словами "Я призван
тебя воспитывать!", позиция ученика
отражена в классической фразе: "Я не
хочу, чтобы меня воспитывали".
Характер педагогических
конфликтов определяется статусом участников
конфликта (вертикальный тип межличностного
взаимодействия), наличием юридической,
моральной и профессиональной ответственности
администрации образовательного учреждения
и педагогического коллектива за жизнь,
здоровье учащихся и результаты учебно-воспитательной
деятельности; существенными различиями
в возрасте, жизненном опыте, гражданских
правах (школьники — несовершеннолетние
граждане), образованности учащихся и
педагогов и др. специфическими чертами.
Причины педагогических конфликтов
Конфликт между учителем
и учеником может быть обусловлен
множеством различных причин. В общем
виде эти причины являются сходными
для любых межличностных конфликтов:
противопоставление социально-ролевых
позиций, целей, интересов; психологическая
несовместимость; наличие внутренних
конфликтов; отсутствие коммуникативной культуры и т.д. Однако на практике, в
процессе поиска эффективных способов
решений конфликтных ситуаций в школе,
имеет смысл конкретизировать эти причины
и рассматривать их в контекстепедагогической деятельности. Так, к примеру, конфликт между
учителем и учеником может быть обусловлен
такой общей причиной, как различия в намерениях.
В условиях школы достаточно часто возникают
ситуации подобного рода: учитель намерен
объяснить учебный материал, а в это время
две девочки желают беседовать по частному
делу. В данной ситуации учитель рассматривает
собственный доклад как средство достижения
цели, однако ученицы игнорируют сообщение
учителя и воспринимают его как препятствие
на пути своей цели. Эти расхождения в
намерениях действовать определённым
образом объясняются наличием субъективных
интересов (мотивов), конкретных убеждений,
особых ожиданий, взаимосвязи и взаимозависимости
действий учителя и учащихся. Конфликт
возник вследствие того, что предполагаемые
действия одной стороны препятствовали
действиям другой стороны, блокировали
их, делая малореальными.
Ещё одной причиной конфликта
между учителем и учеником может
быть отсутствие коммуникативной культуры:
нетерпимость к другому, неумение слушать,
допущенная бестактность, грубость в адрес
другой стороны и т.д. Так как социальный
статус учителя в традиционной школе существенно
выше социального статуса ученика, то бестактность и
грубость со стороны ученика является
скорее исключением, нежели правилом и
чаще всего представляет собой ответную
реакцию на соответствующие слова или
действия учителя. Существенно чаще именно
"педагоги" допускают колкие замечания,
оскорбления в адрес учеников, повышают
голос, срываясь на крик, унижают личное
достоинство школьников, оказываются
нетерпимыми к личному мнению учащихся.
Такие учителя, унижая учащихся, стремятся
возвыситься над ними, проявив свою силу
и власть (в данной ситуации проигрываются
роли тирана и жертвы). Однако у учащихся
они вызывают в основном негативные чувства
страха, раздражения, неприязни, обиды
и мести, интерес к учению резко падает,
пропадает желание ходить в школу с вытекающими
отсюда последствиями.
Понимание истинных причин
конфликта открывает путь к их
разрешению. Именно поэтому поиск
и обнаружение действительных причин
конфликтов школы является одной
из важнейших задач педагогической
конфликтологии.
С.Ю. Темина приводит следующие
объективные и субъективные причины возникновения
педагогических конфликтов.
1. Объективные
причины педагогических конфликтов:
- Недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей ребёнка.
- Противопоставление функционально-ролевых позиций учителя и ученика (задача первого — учить, задача второго — учиться; учитель априорно считается превосходящим ученика умом, знаниями, опытом и наделяется властью над ним).
- Существенное ограничение степеней свободы (требования жесткой дисциплины, подчинения, отсутствие возможности выбора учителя, предмета, класса, обязательное посещение уроков и т.д.).
- Различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема "отцов и детей").
- Зависимость ученика от учителя.
- Необходимость оценивания учащихся учителем.
- Игнорирование личных проблем учащихся в формализованных образовательных системах.
- Множественность ролей, которые вынужден играть школьник в силу предъявляемых к нему разных, порой противоположных требований в учебном учреждении, родителями, товарищами, какими-либо другими значимыми людьми.
- Различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни.
- Социальная нестабильность и др.
2. К субъективным
причинам относятся:
- Психологическая несовместимость учителя и ученика.
- Наличие у учителя или ученика определённых черт характера, определяющих так называемую "конфликтную личность" (агрессивность, раздражительность, нетактичность, ехидность, самоуверенность, грубость, жесткость, придирчивость, скептицизм и т.д.).
- Отсутствие коммуникативной культуры у учителя или ученика.
- Необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у конкретного ученика.
- Несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного ученика и предъявляемых к нему требований.
- Недостаточная компетентность учителя (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов, низкий уровень развития определённых профессиональных способностей).
- Наличие у учителя или ученика серьёзных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса.
- Чрезмерная загруженность учителя или ученика.
- Вынужденная бездеятельность ученика.
- Отсутствие самостоятельности, творческого начала в учебном процессе.
- Несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем, и др.
А. Меняев в статье «Конфликты
в обучении и воспитании» выделяет три
объективные причины конфликтности взрослых:
- взаимодействие консерватизма взрослых и новых культурных ценностей детей;
- недостаточный культурный уровень взрослых (грубость, бестактность и тому подобное), его несоответствие уровню культуры народа;
- изменения в психике педагогов или родителей, возникающие в процессе накопления опыта систематического управления поведением ребёнка; эти изменения можно образно назвать «развращением властью» — привычка постоянно запрещать, приказывать, поправлять, понуждать, упрекать, выговаривать, словом, «воспитывать» в строгости, покорности и дисциплине.
Виды педагогических конфликтов
Исходя из современных
представлений об образовании как
о важнейшем социальном институте,
интегральном, многоаспектном социальном
явлении можно выделить три группы
конфликтов, возникающих в разных
планах образования:
- Системные конфликты (конфликты, в основе которых лежат противоречия, возникающие в процессе функционирования образования как системы; могут носить экономический, организационный, политический, этнический, духовный характер);
- Процессуальные конфликты (педагогические конфликты, в основе которых противоречия, возникающие в образовательном процессе);
- Результативные конфликты (возникают на основе противоречий реального и идеального результатов конфликта
Особенности педагогических
конфликтов
Среди них можно выделить
следующие:
- ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа — модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;
- участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;
- разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
- различное понимание событий и их причин (конфликт “глазами учителя” и “глазами ученика” видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику — справиться с эмоциями, подчинить их разуму;
- присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;
- профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;
- контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, “выпустить пар”;
- не приписывать ученику свое понимание его позиции, перейти на “Я-высказывания (не “ты меня обманываешь”, а “я чувствую себя обманутым”);
- не оскорблять ученика (есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб отношениям, что все последующие “компенсирующие” действия не могут их исправить);
- стараться не выгонять ученика из класса;
- по возможности не обращаться к администрации;
не отвечать на агрессию
агрессией, не затрагивать его личности,
давать оценку только его
конкретным действиям;
- дать себе и ребенку право на ошибку, не забывая что “не ошибается только тот, кто ничего не делает”;
- независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношений с ребенком (высказать сожаление по поводу конфликта, выразить свое расположение к ученику);
- не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения.
Специфика урегулирования
педагогических конфликтов.
Мало найдется проблем
между людьми или группами людей,
которые можно было бы решить в
один миг.
Успешное разрешение конфликтов
поэтому обычно включают цикл, состоящий
из определения проблемы, ее анализа, действия
по ее разрешению и оценке результата.
В любой конкретной ситуации следует выявить
источник конфликта до того, как заняться
разработкой политики по их разрешению.
Прежде всего, надо выяснить,
что произошло. В чем проблема?
На этом этапе важно изложить факты,
чтобы все согласились с определением
проблемы. Чувства и ценностные оценки
должны четко отделяться от фактов.
И руководитель должен представить
идеальное решение со своей стороны.
фактов.
Затем спросим у всех заинтересованных
лиц: какие чувства они испытывают и что
бы хотели увидеть в качестве идеального
решения? Возможно несколько вариантов.
Когда конфликт проанализирован,
можно переходить к совместному
в духе сотрудничества поиску шагов,
чтобы привести всех к примирению.
Конфликты есть деструктивные
и конструктивные. Деструктивный
– когда он не касается важных рабочих
проблем, разделяет коллектив на группы
и т.д.
Конструктивный конфликт
– когда открывается острая проблема,
приводит к столкновению с реальной
проблемой и путями ее решения, помогает
совершенствоваться. (Можно сравнить:
в споре рождается истина.)
При разрешении конфликтов
между учителем и учащимся необходимо
помимо анализа причин конфликта, учитывать
возрастной фактор
Наряду с деловыми конфликтными
ситуациями “учитель-ученик” нередки
противоречия и личностного характера.
Как правило, они возникают
из-за возникшего у подростка
чувства взрослости и стремления
признать себя таковым, а с другой
стороны, отсутствием у педагога
оснований для
признания его равным себе. И в
случае неверной тактики педагога способно
привести к устойчивой личной взаимной
неприязни и даже вражде.