Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 06:01, реферат
Во внутриутробный период не только формируются анатомические органы и физиологические системы, начинается их функционирование, но также начинается и психическая (в том числе эмоциональная) жизнь еще неродившегося ребенка. Важным фактором всего последующего развития человека является перинатальная память, которая включает в себя воспоминания о прохождении беременности и родов. Уже в дородовый период жизни ребенка начинает формироваться базовое доверие или недоверие к миру, которое основывается на информации, поступающей к ребенку от матери.
Перинатальная психология
Во внутриутробный
период не только формируются анатомические
органы и физиологические системы, начинается
их функционирование, но также начинается
и психическая (в том числе эмоциональная)
жизнь еще неродившегося ребенка. Важным
фактором всего последующего развития
человека является перинатальная память,
которая включает в себя воспоминания
о прохождении беременности и родов. Уже
в дородовый период жизни ребенка начинает
формироваться базовое доверие или недоверие
к миру, которое основывается на информации,
поступающей к ребенку от матери.
Связь между эмоциональным
неблагополучием беременной и течением
родового процесса получила подтверждение
клиницистов. В связи с этим считается,
что именно эмоциональные аспекты беременности
могут стать предметом коррекционного
и развивающего воздействия. Беременная
женщина должна быть счастливой. Для этого
необходимо создать ряд соответствующих
психологических служб, главной целью
которых будет помощь женщинам в подготовке
к родам: это – ее положительное отношение
к родоразрешению; восприятие родов как
радостного события; полное подавление
тревоги и страха; умение управлять собой
и своими эмоциями и полное единение со
своим еще не родившимся ребенком.
Именно этим занимается
перинатальная психология, берущая начало
из работ С.Грофа. И если мы хотим, чтобы
будущее поколение людей было лучше и
гармоничнее нынешнего, мы с сегодняшнего
дня должны начать осознанное движение
в направлении оздоровления общества.
Первым шагом могло бы стать
формирование общественного мнения на
основе научных достижений перинатальной
психологии, признающего, что общество
в целом и каждый его член в отдельности
ответственны за жизнь и здоровье каждого
зачатого человека. Такое общественное
мнение способствовало бы созданию зоны
комфорта для будущей матери и максимальному
устранению психотравмирующих раздражителей.
Вторым необходимым шагом должно
стать формирование новой философии и
технологии родовспоможения, призванных
уменьшить уровень стресса матери и объем
негативной информации, наносящей травму
ребенку, груз которой человек несет всю
последующую жизнь.
Третьим аспектом должно стать
продолжение научных исследований в области
перинатальной психологии, которой предстоит,
прежде всего, найти ответы на вопросы:
каким образом информация (в первую очередь,
эмоциональная) поступает от матери к
ребенку? Каким образом полученная информация
фиксируется в его памяти? Ответы на эти
и другие вопросы позволят ближе подойти
к пониманию того, что мы называем психикой
человека, к решению и профилактике ряда
психологических проблем у будущих поколений
людей.
Классификация основных теоретических подходов перинатальной психологии.
Как любой раздел науки, появившийся на стыке других, перинатальная психология
требует осмысления и обоснования теоретическими положениями смежных разделов, которые наиболее отвечают ее цели и задачам. Занимаясь в течение ряда лет составлением и научной редакцией сборников материалов научных конференций, посвященных вопросам перинатальной психологии, невольно обнаруживаешь разнообразие теоретических взглядов по различным вопросам у разных авторов. При этом далеко не всегда предлагаемые и используемые теории отвечают задачам перинатальной психологии, встречаются работы вообще недостаточно научно обоснованные, особенно когда теоретизировать по поводу перинатальной психологии берутся лица, не имеющие психологического, а зачастую и медицинского образования.
Отсутствие единства взглядов обусловило появление большого количества программ обучения перинатальных психологов, значительно отличающихся друг от друга по содержанию и качеству.
Слабость теоретической базы перинатальной психологии приводит к серьезным трудностям при разработках практических рекомендаций специалистам, работающим с семьями, планирующими иметь детей, ожидающими рождения ребенка, специалистам, осуществляющим психологическую помощь в дородовой подготовке и в процессе родов, помогающим формированию благоприятных стереотипов взаимодействия родителей (особенно матерей)
с младенцами и детьми младшего возраста.
В настоящее время господствующие в перинатальной психологии теоретические
взгляды можно разбить на четыре большие группы, отличающиеся друг от друга подходами к теоретическим построениям:
• эклектически-дилетантский подход;
• медико-редукционистский подход;
• психолого-редукционистский подход;
• интегративный биопсихосоциальный подход.
Эклектически-дилетантский подход к
обоснованию перинатальной психологии
В настоящее время господствующие в перинатальной психологии теоретические
взгляды можно разбить на четыре большие группы, отличающиеся друг от друга подходами
к теоретическим построениям:
• эклектически-дилетантский подход;
• медико-редукционистский подход;
• психолого-редукционистский подход;
• интегративный биопсихосоциальный подход. (Добряков, Перинат. Психол.)
К сожалению, перинатальной психологией нередко начинают заниматься лица, вообще не имеющие к психологии никакого отношения. Эклектически-дилетантский подход к обоснованию теории перинатальной психологии в основном встречается именно в их самонадеянных работах. Он характеризуется тем, что недостаток медицинских и психологических знаний пытаются компенсировать набором случайных, не связанных друг с другом идей, сведений, резонерскими мистическими рассуждениями. Нередко это сопровождается призывами к огульному отрицанию любой медицинской помощи, даже при возникновении серьезных проблем с репродуктивным здоровьем, к неверно понимаемой «духовности». Для этого подхода типично ограниченное представление о перинатальной психологии, согласно
которому ее задачи в основном касаются дородовой подготовки, причем основной задачей считается «снизить тревогу и вызвать радость», привести беременных пациенток в состояние хронической эйфории.
Еще одной особенностью таких «специалистов» является склонность к образованию сверхценных идей, со всеми свойственными им признаками: категоричностью суждений, нетерпимостью к критике, стремлением всех убедить в своей правоте. При их возникновении тенденциозно подбираются соответствующие доказательные факты. Все, что явно им противоречит, не принимается в расчет, объявляется случайным или происками конкурентов, врагов-завистников.
У беременной женщины, как правило, повышена внушаемость. В связи с этим сверхценные идеи находят у нее отклик, попадают на благоприятную для их развития почву. Примерами подобных сверхценных идей может служить безапелляционная уверенность в преимуществах родов в воду, в пользе соблюдения беременными научно не обоснованного особого образа жизни, каких-нибудь экстравагантных диет, в необходимости приема сомнительных дорогих пищевых добавок и т. п. «Специалисты» уверены в том, что их идеи, методики и деятельность непогрешимы. Они не желают ничему учиться, перенимать чей-либо
опыт, на любую, даже мягкую, критику реагируют агрессией. Это, естественно, вызывает негативное отношение врачей и дискредитирует в их глазах перинатальную психологию, осложняет сотрудничество в этой области психологов и медиков.
Для психолога при эклектически-дилетантском подходе характерны следующие особенности:
• отсутствие стройной теоретической основы, заменяемой набором случайных, не связанных друг с другом идей и сведений;
• ограниченное понимание задач перинатальной психологии, отождествление ее с
дородовой подготовкой;
• недостаток медицинских и психологических знаний;
• склонность к образованию сверхценных идей, нередко религиозно-мистического содержания, к резонерству;
• стремление стать для пациенток «гуру»;
• повышенная самоуверенность, категоричность суждений и рекомендаций, полное непринятие критических замечаний;
• нередко огульное отрицание любой медицинской помощи, нежелание сотрудничать с медицинским персоналом;
• недостаточное внимание к личности, индивидуальности беременной;
• использование повышенной внушаемости беременных женщин;
• преобладание в арсенале психокоррекционных техник арт-терапевтических и релак-сационных.
Медико-редукционистский вариант подхода к обоснованию перинатальной психологии.
В настоящее время все реже встречается широко распространенный ранее тип врача-акушера, полностью отрицающего влияние психологического фактора на течение беременности и родов.
Однако понимание психологии у многих врачей остается весьма поверхностным, утилитарным.
Редукционизм подхода медицинских работников к перинатальной психологии проявляется не только в том, что все возникающие с репродуктивным здоровьем проблемы они объясняют исключительно биологическими причинами, но и в понимании психологии как набора тестов и техник. До сих пор довольно редко можно встретить врачей, интересующихся мотивами зачатия, пытающихся разобраться в особенностях личности беременной женщины, ее семейной ситуации, стремящихся с учетом этого установить с ней партнерские отношения. Значительно проще, не вникая в подробности, свести к минимуму разговоры с пациенткой и ее родственниками, не формируя, а требуя доверия и беспрекословного подчинения. При таком патерналистском отношении врачи не склонны объяснять пациенткам свои действия, назначения, обсуждать их, предлагать варианты.
Таким образом, основным отличием от эклектически-дилетантского подхода медико-редукционистского является недостаточное внимание к влиянию на течение репродуктивного процесса, личности человека, его психологических особенностей, семейной ситуации.
При выявлении нервно-психических расстройств работа по их устранению носит чаще симптомоцентрический, а не этиопатогенетический характер, часто для купирования симптома используется медикаментозная терапия, а психологическим тестированием пытаются подтвердить их эффективность.
Наиболее характерными особенностями медико-редукционистского похода являются:
• биологический подход к решению любых проблем репродуктивного процесса;
• недостаточное внимание (вплоть до полного игнорирования) к психологическому состоянию пациентки;
• теоретическая основа, опирающаяся в основном на биологические и медицинские знания;
• недостаточные, отрывочные, часто не связанные между собой знания в области психологии;
• частое сведение психологии к использованию нескольких тестов с целью психодиагностики;
• ограничение тем бесед с пациентками преимущественно медицинскими;
• непринятие критических замечаний от психолога, нежелание сотрудничать с ним;
• недостаточное внимание к личности, индивидуальности беременной;
• большая степень риска возникновения ятрогений.
И все же, несмотря на все недостатки, встречаются врачи-акушеры-гинекологи, по
настоящему глубоко интересующиеся перинатальной психологией, внесшие большой вклад в ее развитие, активно применяющие свои психологические знания на практике.
Психолого-редукционистский вариант подхода к обоснованию перинатальной психологии.
Психолого-редукционистский подход в перинатальной психологии возник как естественная реакция на игнорирование врачами психологических проблем, связанных с репродуктивными процессами. Однако, во многом справедливо обвиняя акушеров-гинекологов в патернализме, в том, что даже во время родов женщине отводится второстепенная роль, перинатальные психологи впадают в опасное редукционистское отрицание пользы медицины вообще. Любому работающему в области перинатальной психологии специалисту, каких бы взглядов он ни придерживался, должно быть очевидным, что в XXI в. нельзя считать естественным течение беременности и родов, если женщина не наблюдается врачом и не получает необходимой медицинской помощи.
Редукционизм проявляется также уверенностью в том, что все проблемы человека и общества связаны исключительно с перинатальным периодом.
Занимаясь дородовой подготовкой под лозунгом «естественные роды», такие «психологи» пугают беременных женщин осложнениями любых медицинских вмешательств, в результате чего нередко женщины опасаются самых безобидных процедур, а иногда отказываются от жизненно необходимых. Это препятствует установлению доверительных отношений между пациентками и врачами, мешает их работе, дискредитирует в их глазах работу перинатального психолога.
Наиболее характерными особенностями психолого-редукционистского подхода являются:
• внимание ко всем этапам репродуктивного процесса и к раннему детскому возрасту;
• наличие теоретической базы, использующей преимущественно психологические, социальные, иногда – философские, эзотерические идеи;
• склонность к резонерству, нередко религиозно-мистическому;
• недостаточное внимание или полное игнорирование биологических проблем у клиентов, при их очевидности – попытка найти психологические причины;
• недостаточное внимание к соматическому состоянию пациентки;
• психологический подход к решению любых проблем репродуктивного процесса;
• повышенное внимание к разработке методов психологического воздействия, психологических тренингов;
• недостаток знаний в области биологии, физиологии, медицины;
• умение устанавливать с пациентами доверительные отношения, завоевывать авторитет;
• повышенная самоуверенность;
• попытка навязать свое мировоззрение, веру;
• категоричность суждений и рекомендаций;
• частое стремление подчинить пациентку себе, стать для нее уникальным и незаменимым;
• непринятие критических замечаний от врачей, явное или скрытое нежелание сотрудничать с ними;
• нередко огульное отрицание любой медицинской помощи.
В качестве примера редукционистско-
остановить процесс падения духовности в нашем обществе? Последнее время эти вопросы набатом стучат в ума и сердца многих и многих людей» (Нуруллина В. Н., 1999, с. 143) (орфография автора. – И. Д.).
С ее точки зрения, ответы на все вопросы нужно искать в перинатальном периоде, а улучшить ситуацию может только повсеместное обучение населения в Школе сознательного родительства. Занимаясь дородовой подготовкой под лозунгом «естественные роды», такие «психологи» пугают беременных женщин осложнениями любых медицинских вмешательств, в результате чего нередко женщины опасаются самых безобидных процедур, а иногда отказываются от жизненно необходимых. Это препятствует установлению доверительных отношений между пациентками и врачами, мешает их работе, дискредитирует в их глазах работу перинатального психолога.