Периодизация детского развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 22:27, реферат

Описание работы

Психологический возраст может не совпадать с хронологическим возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период со своим неповторимым содержанием особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью — имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой — позже. Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………...3
1.Подходы к периодизации психического развития в возрастной психологии……………4
Периодизация психического развития Л. С. Выготского………………………………4
Возрастная периодизация Эльконина Д.Б………………………………………………..7
2.Характеристика возрастной периодизации ………………………………………………...9
2.1 Младенчество……………………………………………………………………………….9
2.2 Раннее детство………………………………………………………………………………9
2.3 Дошкольный возраст……………………………………………………………………...10
2.4 Конец детства……………………………………………………………………………...11
2.5 Подростковый возраст……………………………………………………………………13
2.6 Юность……………………………………………………………………………………..13
Заключение…………………………………………………………………………………….15
Список использованных источников………………………………………………………...16

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

Саратовский государственный университет 

им. Н.Г. Чернышевского

 

 

 

 

 

 

Периодизация детского развития

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

Специальность         073100  -  Метеорология       

                        

 

студента     3    курса                  географического                    факультета

                          КУЗНЕЦОВОЙ СОФИИ АЛЕКСАНДРОВНЫ    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2011

 

 

 

Содержание

 

         Л

Введение………………………………………………………………………………………...31.Подходы к периодизации психического развития в возрастной психологии……………4

    1. Периодизация психического развития Л. С. Выготского………………………………4
    2. Возрастная периодизация Эльконина Д.Б………………………………………………..7

2.Характеристика  возрастной периодизации ………………………………………………...9

2.1 Младенчество……………………………………………………………………………….9

2.2 Раннее детство………………………………………………………………………………9

2.3 Дошкольный возраст……………………………………………………………………...10

2.4 Конец детства……………………………………………………………………………...11

2.5 Подростковый  возраст……………………………………………………………………13

2.6 Юность……………………………………………………………………………………..13

Заключение…………………………………………………………………………………….15Список использованных источников………………………………………………………...16   

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Рассматривая процесс  развития ребенка, возрастная психология дает характеристику разных возрастных периодов и, следовательно, оперирует такими понятиями, как «возраст» и «детство». Возраст или возрастной период — это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

Психологический возраст  может не совпадать с хронологическим возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период со своим неповторимым содержанием особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью — имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой — позже. Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

Начальные возрастные периоды  образуют детство — целую эпоху, которая по сути своей является подготовкой  к взрослой жизни, самостоятельному труду. Специфика детства определяется уровнем социально-экономического и культурного развития, общества, в котором живет, воспитывается и обучается ребенок. Когда кончается детство в наше время? Традиционно детская психология — как первая часть возрастной — охватывает процесс развития ребенка от рождения до 7 лет. Но современное детство продолжается и после поступления в школу, младший школьник остается ребенком. Более того, некоторые психологи рассматривают и подростковый возраст как «затянувшееся детство». Какой бы точки зрения мы ни придерживались, приходится констатировать: настоящая взрослость ждет ребенка только за школьным порогом в 15 или 17 лет.

В данной работе рассмотрим разные точки зрения на данную тему, а так же возрастную периодизацию.

 

1 ПОДХОДЫ К ПЕРЕОДИЗАЦИИ  ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ВОЗРАСТНОЙ  ПСИХОЛОГИИ.

Пеpиодизация психического развития в детском возрасте - это самая важная проблема современной детской психологии. От возможных вариантов решения этой проблемы зависит то, чему мы будем учить и как мы будем воспитывать наших детей. Существующая сейчас система выделения периодов сложилась практическим путём. Она не имеет должных теоретических основ и поэтому не может дать верных ответов на некоторые очень важные вопросы.

Решить эту проблему, т.е. сформулировать принцип, по которому можно было бы выделить периоды в  детском развитии пытались многие отечественные и зарубежные учёные. Наиболее уважаемыми психологами, занимающимися этой проблемой в нашей стране считаются Л.В.Выготский и П.П.Блонский. П.П.Блонский считал, что процессы психического развития изменяются с развитием человечества и может происходить появление новых периодов, не существовавших до этого. Также изменениям подвержены и темпы развития. Чем благоприятнее условия , тем выше темпы развития. Он считал, что детское развитие - это не процесс плавных преобразований, а резкое качественное изменение, происходящее в переломные периоды.

Л.С. Выготский поддерживает точку зрения Блонского и считает, что детское развитие - это постоянная смена критических и стабильных периодов в детском развитии. В  своё время их идеи не нашли должной поддержки из-за того, что психологическая мысль была сосредоточена на теории "факторов развития".

1.1 Периодизация психического развития Л. С. Выготского.

Рассматривая вопрос периодизации психического развития, Л. С. Выготский отмечал, что необходимо выделить объективные основания, указывающие на изменение и перехода ребенка на новый этап развития. Он ввел понятия «психологические новообразования» и «социальная ситуация развития» (характер отношений между ребенком и обществом, которые складываются в данный период). Л. С. Выготский считал, что исследование переходов отодного периода развития к другому дает возможность. Раскрыть внутренние противоречия развития. Центральным моментом при рассмотрении динамики психического развития был для Л. С. Выготского анализ социальной ситуации развития. Распад старой и возникновение основ новой социальной ситуации развития, по мысли Выготского, и составляет главное содержание критических возрастов.

Выделяя два пути развития: критический (возникает внезапно, протекает бурно) и литический (спокойный). Действительно, в некоторых возрастах развитие характеризуется медленным, эволюционным, или литическим , течением. Это возрасты преимущественно плавного, часто незаметного внутреннего изменения личности ребенка, изменения, совершающегося путем незначительных «молекулярных» достижений. Здесь на протяжении  более или менее длительного срока, охватывающего обычно несколько лет, не происходит каких-либо фундаментальных, резких сдвигов и перемен, перестраивающих всю личность ребенка. Более или менее заметные изменения в личности ребенка происходят здесь только в результате длительного течения скрытого «молекулярного» процесса.. они выступают наружу и становятся доступными прямому наблюдению только как заключение продолжительных процессов латентного развития.

           В относительно устойчивые, или  стабильные, возрасты развитие совершается  главным образом за счет микроскопических  изменений личности ребенка, которые,  накапливаясь до известного предела,  затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования. Такими стабильными периодами занята большая часть детства. Поскольку внутри них развитие идет как бы подземным путем, то при сравнении ребенка в начале и конце стабильного возраста особенно отчетливо выступают перемены в его личности. Стабильные возрасты изучены значительно полнее, чем те, которые характеризуются другим типом развития- кризисами. Последние открыты чисто эмпирическим путем и до сих пор не приведены в систему, не включены в общую  периодизацию детского развития. Указанные периоды с чисто внешней стороны характеризуются чертами, противоположными устойчивым ,или стабильным,  возрастам. В этих периодах на протяжении относительно короткого времени сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка.  Ребенок в очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Развитие принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер, оно напоминает  революционное течение событий как по темпу происходящих изменений, так и по смыслу совершающихся перемен. Это поворотные пункты в детском развитии, принимающим иногда форму острого кризиса.

 

 Выготский заметил,  что критический период имеет  позитивные сдвиги - переход от  одних форм поведения к новым формам. Он выделил в нем три этапа:

1) предкритический - отказ  от прежних форм отношений  и поведения;

2) критический - идет  поиск новых форм поведения;

3) посткритический - отработка  усвоенных форм поведения.

Критический период может  быть просто переходным при соответствующей ситуации развития и изменении отношений со взрослыми.

Л. С. Выготский выделял  в качестве критических периодов детства возраст около 1 года, 3 года, 6-7 лет, период новорожденности и  подростковый период.Чередование стабильных и критических периодов по Л. С. Выготскому:

1) Кризис новорожденности.  Младший возраст

(2 месяца - 1 год). Противоречия  между максимальной

социальностью младенца и минимальными возможностя-

ми общения.

2) Кризис 1 года. Раннее  детство (1-3 года). Деятель-

ность: «серьезная игра», предметно-орудийная. Появля-

ются: жест, ходьба, речь.

3) Кризис 3 лет. Дошкольный возраст (3-7 лет). Тенденция к эмансипации (отделению от взрослого) и тенденция не к аффективной, а к волевой форме поведения. Возникновение «Я сам». Позитивное значение кризиса 3 лет сказывается в том, что здесь возникают новые характерные черты личности ребенка. Установлено, что если кризис в силу каких- либо причин протекает вяло и невыразительно, то это приводит к глубокой задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности ребенка в последующем возрасте.

 

4) Кризис 7 лет. Школьный возраст (8-12 лет). Утрата детской непосредственности из-за дифференциации внутренней и внешней жизни. Возникновение обобщений, логики чувств, переживания приобретают смысл, появляется самооценка. Необходимо, на мой взгляд, отметить, что в отношении 7-летнего кризиса всеми исследователями отмечалось, что,  наряду с негативными симптомами, в этом периоде имеется ряд больших достижений: возрастает самостоятельность ребенка, изменяется его отношение к другим детям.

5) Кризис 13 лет. Пубертатный возраст (14-18 лет).Чувство взрослости - ощущение своей личности, развитие самосознания. Отмечается снижение продуктивности умственной работы учащегося вызвано тем, что здесь происходит изменение установки от наглядности и дедукции.  Переход к высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным снижением работоспособности. Это подтверждается и на остальных негативных симптомах кризиса: за всяким негативным симптомом скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой высшей форме.

 

1.2 Возрастная периодизация Эльконина Д.Б.

Важную роль в развитии психологической науки сыграла  созданная Д. Б. Элькониным теория периодизации психического развития детей, основанная на изучении внутренней сущности онтогенеза, потому что только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка" . Идеи Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева послужили опорой для Д. Б. Эльконина, который при построении периодизации основывался на следующем.

Во-первых, он рассматривал возрастное развитие как общее изменение  личности, формирование нового плана  отражения действительности, изменение в деятельности и жизненной позиции, установление особых взаимоотношений с окружающими, формирование новых мотивов поведения и ценностных установок. При этом Д. Б. Эльконин исходил из того, что понятие возраста, возрастных границ и особенностей имеет не абсолютное, а относительное значение. Данное положение подтверждается, в частности, тем, что в настоящее время пересматриваются традиционно сложившиеся представления о возрастных возможностях детей. Тем не менее психологические особенности возраста существуют как наиболее типичные, характерные, указывающие на общее направление развития.

Все три эпохи - раннего  детства, детства, подросткового возраста - построены по одному и тому же принципу и состоят из закономерно связанных  двух периодов. Переход от одной эпохи к следующей происходит при возникновении несоответствия между операционально-техническими возможностями ребенка и задачами и мотивами деятельности, на основе которых они сформировались" .

Таков логический каркас теории Д. Б. Эльконина, допускающий, как легко видеть, во многом различные содержательные интерпретации ведущих деятельностей в разные периоды (в этом, кстати, также одна из сильных сторон его теории).

Теперь скажем в заключение, как Д. Б. Эльконин содержательно  интерпретировал ведущие деятельности, характерные для разных периодов.

В период младенчества (I период, I эпоха) это — «непосредственно-эмоциональное  общение со взрослыми... на фоне и  внутри которого формируются ориентированные  и сенсорно-манипулятивные действия» 

В период раннего детства (П период, I эпоха) — «предметно-орудийная деятельность, в ходе которой происходит овладение общественно выработанными способами действий с предметами»

В дошкольном возрасте (I период, II эпоха) — «ведущей деятельностью является игра в ее наиболее развернутой форме (ролевая игра). Главное ее значение состоит в том, что... ребенок моделирует в ней отношения между людьми... На этой основе у ребенка формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, которое является основным моментом готовности к школьному обучению»

В младшем школьном возрасте (II период, II эпоха) ведущей деятельностью является обучение, в ходе которого «...происходит интенсивное формирование интеллектуальных и познавательных сил ребенка» (там же).

Разработанная Д. Б. Элькониным периодизация позволила раскрыть многие важные особенности психического развития ребенка, прежде всего закономерности смены ведущих типов деятельности, появление основных новообразований  на разных возрастах и др. Продуктивность рассматриваемой периодизации и адекватность ее реальному процессу детского развития подтверждена многочисленными эмпирическими исследованиями различных этапов онтогенеза, проведенными в последние 20 лет. Действенность периодизации Д. Б. Эльконина подтверждается результатами экспериментальных исследований не только в возрастной и педагогической, но и в социальной психологии.

Информация о работе Периодизация детского развития