Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 20:19, контрольная работа
Периодизация психического развития (англ. levels of human mental development) - принцип рассмотрения развития психики в онтогенезе, основанный на выделении качественно отличающихся ступеней (стадий, периодов). В стадиальных концепциях этого типа смена стадий полагается имеющей в основании некоторый устойчивый признак (или отношение признаков). В зависимости от своих теоретических установок сторонники П. п. р. подразделяют процесс психического развития на большее или меньшее число стадий. Так, сторонник биогенетического закона амер. психолог С. Холл считал, что онтогенез психики в целом повторяет ее филогенез, и выделял стадии младенчества, дошкольного детства, среднего детства, предподросткового возраста и отрочества, соответствующие животной стадии развития психики, дикости, варварству, началу цивилизации, эпохе романтизма
Вопрос 1. периодизация псих развития в отечественной психологии
Периодизация психического развития (англ. levels of human mental development) - принцип рассмотрения развития психики в онтогенезе, основанный на выделении качественно отличающихся ступеней (стадий, периодов). В стадиальных концепциях этого типа смена стадий полагается имеющей в основании некоторый устойчивый признак (или отношение признаков). В зависимости от своих теоретических установок сторонники П. п. р. подразделяют процесс психического развития на большее или меньшее число стадий. Так, сторонник биогенетического закона амер. психолог С. Холл считал, что онтогенез психики в целом повторяет ее филогенез, и выделял стадии младенчества, дошкольного детства, среднего детства, предподросткового возраста и отрочества, соответствующие животной стадии развития психики, дикости, варварству, началу цивилизации, эпохе романтизма. У Ж. Пиаже основой периодизации является характеристика интеллекта (напр., стадия сенсомоторного интеллекта, стадия дооперационального мышления, стадия конкретных операций, стадия формальных операций и т.д.); у З. Фрейда - объект либидо (оральная стадия, анальная стадия, фаллическая, латентная и генитальная стадии); у Э. Эриксона - личностная целостность, выражающая отношение центральной задачи возраста и средств и способов ее разрешения (стадии инкорпорации, автономности и т.д., всего 8 стадий, охватывающих весь цикл жизни). См. Возраст. П.П. Блонский в качестве критерия Периодизация психического развития использовал косвенный признак - дентицию (появление и смену зубов) и выделял беззубое, молочнозубое и постояннозубое детство. Основы собственно Периодизация психического развития в отечественной психологии заложил Л.С. Выготский: для него критерием были центральные (основные) психологические новообразования, характерные для каждой стадии; кроме того, стадия характеризуется устойчивой адекватной возрасту социальной ситуацией развития. Выделяются след. этапы развития: младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный, подростковый, юношеский. Стабильные (литические) возрасты разделены кризисными (см. Кризисы возрастные), в которые происходит смена социальной ситуации развития. Д.Б. Эльконин развил эти положения, обосновав свою П. п. р. сменой ведущих типов деятельности (см. Ведущая деятельность) и выделив разные по содержанию стадии - эпохи, фазы, периоды. Выделены 2 типа фаз возрастного развития - фазы освоения мотивационной стороны человеческой активности и фазы овладения операционально-технической стороной деятельности. В соответствии с этим дошкольный возраст (возраст овладения смыслами человеческой деятельности в игре) и младший школьный возраст (когда происходит овладение средствами мыслительной деятельности в учебной деятельности) составляют 2 фазы единой эпохи - детства. В рамках культурно-исторической теории существуют и др., менее известные, периодизации. Они базируются на периодизации Выготского и отличаются от нее и друг друга признаком, лежащим в основе различения стадий. Так, А.В. Петровский указывает на характеристики «значимого другого», рассматривая в качестве основного признак референтности.
Периодизация психического развития преимущественно относятся к психическому развитию в детстве, поскольку достижение зрелости требует «проживания» общих для всех индивидуальных случаев стадий развития; в зрелом возрасте развитие может осуществляться по индивидуальным траекториям, а потому создание единой периодизации представляется спорным. Многочисленность и разнообразие предложенных П. п. р. закономерно отражают многомерность самого процесса развития. (К.Н. Поливанова)
периодизация развития личности
Существует свой особый стиль воспитания
в каждой социокультуре, он определяется
тем, чего ожидает общество от ребенка.
На каждой стадии своего развития ребенок
иибо интегрируется с обществом, либо
отторгается. Известный психолог Эриксон
ввел понятие "групповая идентичность",
которая формируется с первых дней жизни,
ребенок ориентирован на включение в определенную
социальную группу, начинает понимать
мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка
формируется и "эгоидентичность",
чувство устойчивости и непрерывности
своего "Я", несмотря на то, что идут
многие процессы изменения. Формирование
эгоиндентичности – длительный процесс,
включает ряд стадий развития личности.
Каждая стадия характеризуется задачами
этого возраста, а задачи выдвигаются
обществом. Но решение задач определяется
уже достигнутым уровнем психомоторного
развития человека и духовной атмосферой
общества, в котором человек живет.
1-я На стадии младенчества главную роль
в жизни ребенка играет мать, она кормит,
ухаживает, дает ласку, заботу, в результате
чего у ребенка формируется базовое доверие
к миру. Базовое доверие проявляется в
легкости кормления, хорошем сне ребенка,
нормальной работе кишечника, умении ребенка
спокойно ждать мать (не кричит, не зовет,
ребенок как бы уверен, что мать придет
и сделает то, что нужно). Динамика развития
доверия зависит от матери. Сильно выраженный
дефицит эмоционального общения с младенцем
приводит к резкому замедлению психического
развития ребенка.
2-я стадия раннего детства связана с формированием
автономии и независимости, ребенок начинает
ходить, обучается контролировать себя
при выполнении актов дефекации; общество
и родители приучают ребенка к аккуратности,
опрятности, начинают стыдить за "мокрые
штанишки".
В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок
уже убежден, что он личность, так как он
бегает, умеет говорить, расширяет область
овладения миром, у ребенка формируется
чувство предприимчивости, инициативы,
которое закладывается в игре. Игра очень
важна для развития ребенка, т.е. формирует
инициативу, творчество, ребенок осваивает
отношения между людьми посредством игры,
развивает свои психологические возможности:
волю, память, мышление и пр. Но если родители
сильно подавляют ребенка, не уделяют
внимания его играм, то это отрицательно
сказывается на развитии ребенка, способствует
закреплению пассивности, неуверенности,
чувству вины.
В младшем школьном возрасте (4-я стадия)
ребенок уже исчерпал возможности развития
в рамках семьи, и теперь школа приобщает
ребенка к знаниям о будущей деятельности,
передает технологический эгос культуры.
Если ребенок успешно овладевает знаниями,
новыми навыками, он верит в свои силы,
уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят
к появлению, а порой и к закреплению чувства
своей неполноценности, неверия в свои
силы, отчаяния, потери интереса к учебе.
В подростковом возрасте (5-я стадия) формируется
центральная форма эгоидентичности. Бурный
физиологический рост, половое созревание,
озабоченность тем, как он выглядит перед
другими, необходимость найти свое профессиональное
призвание, способности, умения – вот
вопросы, которые встают перед подростком,
и это уже есть требования общества к подростку
о самоопределении.
На 6-й стадии (молодость) для человека
актуальным становится поиск спутника
жизни, тесное сотрудничество с людьми,
укрепление связей со всей социальной
группой, человек не боится обезличивания,
он смешивает свою идентичность с другими
людьми, появляется чувство близости,
единства, сотрудничества, интимности
с определенными людьми. Однако если диффузия
идентичности переходит и на этот возраст,
человек замыкается, закрепляется изоляция,
одиночество.
7-я – центральная стадия – взрослый этап
развития личности. Развитие идентичности
идет всю жизнь, идет воздействие со стороны
других людей, особенно детей: они подтверждают,
что ты им нужен. Положительные симптомы
этой стадии: личность вкладывает себя
в хороший, любимый труд и заботу о детях,
удовлетворена собой и жизнью.
После 50 лет (8-я стадия) происходит создание
завершенной формы эгоидентичности на
основе всего пути развития личности,
человек переосмысливает всю свою жизнь,
осознает свое "Я" в духовных раздумьях
о прожитых годах. Человек должен понять,
что его жизнь – это неповторимая судьба,
которую не надо переплывать, человек
"принимает" себя и свою жизнь, осознает
необходимость в логическом завершении
жизни, проявляет мудрость, отстраненный
интерес к жизни перед лицом смерти.
Возраст (англ. age) - объективная, культурно-исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная характеристика и стадия развития индивида в онтогенезе. Абсолютный (календарный, паспортный, хронологический) возраст датируется в единицах измерения времени (гг., мес, дни и т.д.).
В науке (психологии) используется условный возраст, определяемый методом периодизации для структуризации онтогенеза человеческой жизни. Обычно выделяются:
Периодизация позволяет не только разбить жизненный путь индивида на отрезки, но и придать В. содержательное значение. Для каждого возраста определяются нормативы развития (психофизического, мыслительного, эмоционального, личностного и т.д.), «социальная ситуация развития» (Л.С. Выготский), психологические новообразования и пр.
Стабильные (литические) В. чередуются
с кризисами возрастного
Вопрос 2. роль соц. ситуации ведущей деятельности, формирование нового образования личности
В основе образовательного стандарта лежит проектирование такого уклада школы, который предполагает постановку задачи превращения уклада школы в социальную ситуацию развития личности ребенка. И когда мы ставим вопрос так, то в процессе проектирования социальной ситуации мы должны учитывать мотивы и индивидуальные особенности ребенка, чтобы помочь ему выбрать ту деятельность, которая соответствует этим мотивам.
Без понятия «социальная ситуация развития», введенного Выготским – Леонтьевым – Божович, нет представления о ведущей деятельности. Социальная ситуация развития выступает в буквальном понимании как источник развития личности ребенка и резко противопоставляется понятию, которое существует в традиционной психологии, в том числе и в педагогике, особенно в бихевиористских доктринах, – понятию «фактор».
Выготский говорит следующее: социальная ситуация развития как источник развития с самого начала включает социальную позицию ребенка по отношению к миру и родителям. Эта социальная позиция, будучи развернута из статического в динамический план, и выступает как ведущая деятельность. Как стрелка меняет движение поезда, так и социальная позиция меняет систему мотивов, в которые включается ребенок.
На каждом возрастном этапе существуют тенденции выбора тех или иных форм ведущей деятельности, которая позволяет наиболее полно реализоваться социальной ситуации развития личности ребенка. В дошколке – игровые сюжетные формы, в начальной школе – учебные, но с акцентом на моделирование и так далее, в подростковом возрасте – формы деятельности личностного самоопределения, в старшей школе – профессиональное самоопределение и рождение зрелости.
Обучение должно войти в мир ребенка через ворота детской игры. Отсюда следует, что обучение в начальной школе должно идти через игру, которая выступает как механизм преемственности. Перенос классно-урочных форм развития на ребенка начальной школы – это по большому счету пре-ступление. Когда мы говорим, что дошколка должна надвинуться на школу, а не наоборот, мы тем самым хотим сохранить ребенка как личность развивающуюся, а не замкнутую в пространство жесткой классно-урочной системы.
Формы деятельности не обязательно жестко привязаны к возрастам. Все на-много сложнее, чем резкая привязка к одной ведущей деятельности. Если на ранних этапах развития ребенок вовлекается в ту или иную деятельность, то, чем дальше идет процесс персоногенеза, тем больше происходит переворачивание формулы. Не ребенок вовлекается в деятельность, а ребенок сам осуществляет выбор той деятельности, в которой происходит его развитие. И этот выбор зависит от его места в социальных отношениях.
Отсюда и рождается принцип включения ребенка в личностно значимую деятельность: необходимо помочь ему найти ее. И подобно тому, как обучение у семилетки должно входить через ворота детской игры, а не учебной деятельности, для двенадцатилетних учитель становится мастером и фасилитатором, способствующим вовлечению ребенка в те формы деятельности, в которых он может самореализоваться с наименьшим риском ухода в неврозы.
Тут появляется еще два ключевых понятия – социальная позиция и социальная роль. Социальная позиция – статическая характеристика, социальная роль – динамическая. Следовательно, деятельность – это развертка социальной роли, которую выполняет ребенок в тех или иных отношениях на этом этапе. Подростковый возраст – это возраст во-влечения и выбора тех деятельностей, которые мы с вами должны создать, чтобы у ребенка была мотивация к учению. Ключевой вопрос – найти ту деятельность, которая будет наиболее полно способствовать этой мотивации. Научить учиться – вот что самое важное для этого периода.
Я бы на старшей ступени школы «танцевал» от понятия «аттестат зрелости». Отсюда и поиски выбора деятельности, обеспечивающей социальную зрелость ребенка, его ответственность перед собой и миром, обществом.
«Для этого
возраста главное, – говорит Гальперин,
выделяя психологические
Критерием зрелости является осуществление
личностью свободного личностного выбора.
Я хочу, чтобы мы четко выделили ядро психологического
личностного созревания подростка на
этапе старшей школы – это формирование
ответственности за свои поступки и осознание
ценности свободы выбора. Вот ключевое
новообразование старшего школьного возраста.
Информация о работе Периодизация псих развития в отечественной психологии