Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 20:14, реферат
Д.Б. Эльконин (1904—1984) исследовал проблемы присвоения ребенком способов родовой человеческой деятельности как основы развития его специфически человеческих способностей. Эльконин признавал только формулу “ребенок в обществе” (а никак не “ребенок и общество”), подчеркивая, что ребенок с момента рождения является общественным существом
1. Введение
2. Возрастная динамика развития
3. Периодизация развития
4. Список используемой литературы
Содержание:
Представления о возрастной динамике и периодизации развития Д.Б. Эльконина
Д.Б. Эльконин (1904—1984) исследовал проблемы
присвоения ребенком способов родовой
человеческой деятельности как основы
развития его специфически человеческих
способностей. Эльконин признавал только
формулу “ребенок в обществе” (а никак
не “ребенок и общество”), подчеркивая,
что ребенок с момента рождения является
общественным существом. Психическое
развитие ребенка протекает в системе
отношений двух типов: “ребенок — общественный
предмет” и “ребенок — общественный
взрослый”. “Общественный взрослый”
выступает носителем “общественно выработанных
способов действия” с предметами, воплощением
смыслов и норм жизни. Овладевая основами
культуры, ребенок не приспосабливается
к условиям жизни, а выступает как активный
субъект деятельности, в процессе осуществления
которой у него возникают и развиваются
различные психические новообразования.
Развернутая периодизация психического
развития ребенка от рождения до 17 лет
была создана Д.Б. Элькониным и представлена
в статье “К проблеме периодизации психического
развития в детском возрасте” (1971). В развитии
детей Д.Б. Эльконин считал необходимым
выделение стадий, возрастных периодов,
а не просто временных промежутков. Он
рассматривал возраст как “относительно
замкнутый период, значение которого определяется
прежде всего его
местом и функциональным значением на
общей кривой детского развития”. Каждый
психологический возраст характеризуется
показателями, которые находятся между
собой в сложных отношениях:
1. Социальная ситуация развития;
2. Ведущая деятельность;
3. Основные новообразования.
Социальная ситуация развития определяется
как фактическое место ребенка в общественных
условиях, его отношение к ним и характер
деятельности в них. С жизнью ребенка в
определенной социальной ситуации неразрывно
связаны и типичные для данного возраста
деятельности ребенка, составляющие его
вторую важнейшую характеристику.
Эльконин использовал понятие ведущая
деятельность, разработанное A.M. Леонтьевым,
как критерий выделения психологических
возрастов. В каждом возрасте имеется
система различных видов деятельности,
но ведущая занимает в ней особое место.
Ведущая деятельность проходит длительный
путь становления, развития (под руководством
взрослых), а не возникает сразу в готовой
форме. Ведущая деятельность — это не
та деятельность, которая занимает у ребенка
больше всего времени.
Это главная деятельность по ее значению
для психического развития:
— в форме ведущей деятельности возникают
и внутри нее дифференцируются другие,
новые типы деятельности (так, в игре в
дошкольном детстве впервые возникают
и складываются элементы учения);
— в ведущей деятельности формируются
или перестраиваются частные психические
процессы (в игре формируются процессы
активного воображения ребенка);
— от ведущей деятельности зависят наблюдаемые
в данный период развития изменения личности
ребенка (в игре ребенок осваивает мотивы
и нормы поведения людей, что составляет
важную сторону формирования личности).
Эльконин представил последовательность
психологических возрастов в детстве
следующим образом:
— кризис новорожденности;
— младенчество (2 месяца — 1 год) — непосредственно
- эмоциональное общение со взрослым;
— кризис одного года;
— ранний возраст (1 — 3 года) — орудийно-предметная
(предметно-манипулятивная) деятельность;
— кризис трех лет;
— дошкольный возраст (3 — 7 лет) — ролевая ИГРА
;
— кризис семи лет;
— младший школьный возраст (8—12 лет)
— учебная деятельность;
— кризис 11 — 12 лет;
— подростковый возраст (11 — 15 лет) —
интимно-личное общение со сверстниками;
— кризис 15 лет.
Внутри деятельности возникают и развиваются
так называемые психологические новообразования.
При смене одной ведущей деятельности
другой (когда, например, игровая деятельность
дошкольного возраста замещается другой
ведущей деятельностью — учебной, характерной
уже для младшего школьного возраста)
происходит кризис. В зависимости от содержания
выделяют кризисы отношений (3 года и 11
лет) и кризисы мировоззрения (1 год и 7
лет).
Эльконин в представленной им схеме психического
развития в детстве разработал идею о
периодической смене, чередовании в онтогенезе
двух типов деятельности.
Этот шаг был подготовлен работами А.В.
Запорожца и П.Я. Гальперина, посвященными
анализу строения и формирования предметного
действия. А.В. Запорожец считал, что психические процессы
являются разновидностями ориентировочных
процессов . Так, восприятие — это ориентировка
в свойствах и качествах предметов, МЫШЛЕНИЕ
—
ориентировка в их связях и отношениях,
а эмоции — ориентировка в личностных
смыслах. При исследовании произвольных
движений и их формирования у детей Запорожец
пришел к выводу о роли ориентировки как
ведущей части действия и о прохождении
ориентировкой нескольких этапов — от
внешней, развернутой, к внутренней, свернутой.
П.Я. Гальперин изучал развитие внутренней,
умственной деятельности. Он считал, что
из трех компонентов действия — ориентировки,
исполнения и контроля — наибольшее значение
имеет именно ориентировка. Правильно
заданная ориентировочная основа дает
возможность с первого раза выполнить
действие безошибочно. Постепенно (поэтапно)
происходит интериоризация действия и
превращение его во внутреннее, умственное
действие.
Итак, в каждом человеческом действии
можно выделить две его стороны, две части
— ориентировочную и исполнительную.
Фаза ориентировки предшествует исполнению.
Она особенно развернута на начальных
этапах освоения нового предметного действия.
Именно ориентировочная часть действия
подвергается интериоризации, что и составляет
основное содержание функционального
развития психики.
В деятельности могут быть выделены две
стороны — мотивационная и операционная;
они развиваются неравномерно, причем
темп развития отдельной стороны деятельности
в каждом возрастном периоде изменяется.
Согласно гипотезе Д.Б. Эльконина, все
детские возрасты могут быть разделены
на два типа:
— в возрастах первого типа (это младенчество,
дошкольное детство, подростковый возраст)
у ребенка развивается преимущественно
общественно-мотивационная сторона некоторой
деятельности; складывается ориентация
ребенка в системе отношений, мотивов,
смыслов человеческих действий;
— в возрастах второго типа, следующих
за первыми (это раннее детство, младший
школьный возраст, ранняя юность), у ребенка
развивается уже операционная сторона
этой деятельности.
Таблица 14
Схема периодизации психического
развития в детстве Д.Б. Эльконина
Эпохи |
Периоды |
Хронологические границы |
Вид ведущей деятельности |
Тип деятельности |
Преимущественное развитие |
Раннее |
Младенчество |
0—1 год |
Непосредственно-эмоциональное общение |
I |
Мотивационно-потребностная |
|
Раннее детство |
1 — 3 года |
Предметно- I манипулятивная деятельность |
II |
Интеллектуально- познавательная сфера |
Детство |
Дошкольный |
3—7 лет |
Ролевая ИГРА |
|
Мотивационно- |
|
Младший школьный возраст |
7-10 лет |
Учение |
II |
Интеллектуаль - но-познаватель- ная сфера |
Подростничество |
Подростковый |
11-15 лет |
Интимно-личное общение со сверстниками |
I |
Мотивационно - потребностная сфера |
|
Ранняя юность |
15 — 17 лет |
Учебно-профессиональная |
II |
Интеллектуально -познавательная сфера |
Происходит закономерное
Таким образом, Д.Б. Эльконин высказал
предположение, что закономерность опережающего
развития ориентировки по сравнению с
исполнительной частью действует не только
в функциональном, но и в возрастном развитии
психики: в процессе развития ребенка
сначала происходит освоение мотивационной
стороны деятельности, а затем — операционально-технической.
С точки зрения Эльконина, периодически
возникает разрыв между уровнем развития
операциональной и мотивационной сторон
деятельности, одна вырывается вперед
и опережает другую, и необходимо изменить
деятельность, чтобы отстающая сторона
достигла необходимого уровня развития.
Движущие силы развития связаны с противоречием,
которое складывается в процессе овладения
ребенком мотивационной и предметной
сторонами деятельности.
Гипотеза периодичности в психическом
развитии ребенка, сформулированная Д.Б.
Элькониным, творчески развивает идеи Л.С.
Выготского, она объясняет формирование
у ребенка не только познавательной, но
и мотивационно-потребностной сферы личности,
освоение ребенком мира людей и мира предметов,
раскрывает механизм самодвижения в психическом
развитии.