Перспективы развития психодиагностики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:47, реферат

Описание работы

В России с начала XX в. психологические тесты использовались и разрабатывались, прежде всего, для нужд образования. В советской психологии расцвет тестирования в педологии и психотехнике под влиянием идеологических установок сменяется в 1936 г. запретом на применение тестов, в послевоенные годы объявленных в качестве орудия «психологов- расистов». Возрождение исследований происходит в конце 1960-х гг. Однако «разрешение на тесты» не находит сколько-нибудь заметной поддержки со стороны официальной психологии. Тем не менее, за двадцатилетний период развития психодиагностики в советской психологии были достигнуты определенные успехи.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1 Идеи Л.С. Выготского о психологическом диагнозе…………………..4
2 Современные проблемы психодиагностики……………………………7
3 Перспективы развития психодиагностики…………………………….14
Заключение………………………………………………………………..19
Список используемой литературы……………………………………….20

Файлы: 1 файл

Перспективы развития психодиагностики.docx

— 34.51 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

1 Идеи Л.С. Выготского  о психологическом диагнозе…………………..4

2 Современные проблемы  психодиагностики……………………………7

3 Перспективы развития  психодиагностики…………………………….14

Заключение………………………………………………………………..19

Список используемой литературы……………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Становление психодиагностики как науки обусловлено развитием  экспериментальной психологии, измерением психических явлений.

В России с начала XX в. психологические  тесты использовались и разрабатывались, прежде всего, для нужд образования. В советской психологии расцвет  тестирования в педологии и психотехнике под влиянием идеологических установок  сменяется в 1936 г. запретом на применение тестов, в послевоенные годы объявленных в качестве орудия «психологов- расистов». Возрождение исследований происходит в конце 1960-х гг. Однако «разрешение на тесты» не находит сколько-нибудь заметной поддержки со стороны официальной психологии. Тем не менее, за двадцатилетний период развития психодиагностики в советской психологии были достигнуты определенные успехи.

В последнее десятилетие XX в. развитие психологической диагностики, впрочем, как и других наук, несколько затормозилось. Тем не менее, в основных психологических центрах, которыми продолжали и продолжают оставаться в первую очередь Москва и Петербург в России, а Киев – в Украине, велась определённая работа в области психодиагностики, позволившая достигнуть заметных результатов.

Отечественные исследования в области психодиагностики пока так и не смогли интегрироваться в мировую психологическую науку, остаются на её периферии. Основная преграда на пути в мировое психологическое сообщество – отсутствие действующих профессиональных сообществ, заинтересованных в развитии психодиагностики, а в связи с этим – отсутствие нормативно-правовой регуляции деятельности специалистов в этой области.

 

 

 

1 Идеи Л.С.Выготского о психологическом диагнозе

 

Психологическая диагностика  выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX века под воздействием требований практики. Ее возникновение  было подготовлено несколькими направлениями  в развитии психологии. Собственно психодиагностические работы в России начали развиваться в послереволюционный период. Особенно много таких работ  появилось в 20-30-е годы в области  педологии и психотехники в связи  с ростом популярности метода тестов в Советской России и за рубежом. Теоретические разработки способствовали развитию тестирования в нашей стране.

Психодиагностика - область  психологической науки, разрабатывающая  методы выявления и измерения  индивидуально-психологических особенностей личности, с целью оценки их актуального  состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей обследования.

Предмет диагноза психологического - установление различий индивидуально-психологических как в норме, так и в патологии. Развитие теории диагноза психологического - одна из важнейших задач психодиагностики. Важнейший элемент диагноза психологического - необходимость выяснения в каждом случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении клиента, каковы их причины и следствия. Диагноз может устанавливаться на разных уровнях. Первый уровень - симптоматический (или эмпирический). Диагноз ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Этот уровень ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании коих непосредственно строятся практические выводы. Здесь, устанавливая те или иные индивидуально-психологические особенности, исследователь лишен возможности непосредственно указать на их причины и место в структуре личности. Л.С.Выготский отмечал, что такой диагноз не является собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к подлинному диагнозу.

Второй уровень – этиологический - учитывает не только наличие определенных характеристик и особенностей (симптомов) личности, но и причины их появления. Важнейшим элементом научного психологического диагноза является выяснение в каждом отдельном случае того, почему в поведении обследуемого обнаруживаются данные проявления, каковы причины наблюдаемых особенностей и каковы их возможные следствия для детского развития. Диагноз, учитывающий не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причину их возникновения, и называется этиологическим.

Третий уровень - высший - состоит в определении места и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, в общей картине психической жизни клиента. Пока часто приходится ограничиваться диагнозом первого уровня, и о психодиагностике и ее методах обычно говорят в связи со способами собственно выявления и измерения.

Диагноз неразрывно связан с прогнозом, по Л.С.Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадают, но прогноз  требует умения настолько понять «внутреннюю логику самодвижения»  процесса развития, чтобы суметь на основе имеющейся картины настоящего предвосхитить путь последующего развития. Прогноз рекомендуется разбивать  на отдельные периоды и прибегать  к длительным повторным наблюдениям.

Идеи Л.С.Выготского о  психологическом диагнозе, высказанные  в работе «Диагностика развития и  педологическая клиника трудного детства» (1936) имеют значение до сих пор. Как  полагал Л.С.Выготский, это должна быть диагностика развития, основной задачей которой является контроль за ходом психического развития ребенка [25, т. 5]. Для осуществления контроля требуется дать общую оценку психического развития ребенка на основе соответствия нормативным возрастным показателям, а также выявить причины психологических проблем ребенка. Последнее предполагает анализ целостной картины его развития, включающей исследование социальной ситуации развития, уровня развития ведущей для данного возраста деятельности (игры, учения, рисования, конструирования и др.).

Совершенно очевидно, что  такая диагностика невозможна без  опоры на возрастную психологию развития. Кроме того, практика возрастно-психологического консультирования требует совершенствования  уже существующего и поиска нового методического арсенала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Современные  проблемы психодиагностики

 

За прошедшие несколько  лет в области психодиагностики накопились проблемы, которые в последнее  время активно обсуждаются психолого-педагогическим сообществом. Более того, некоторые  из этих проблем настолько обострились, что их обсуждение вышло за пределы  узкопрофессионального круга, они  все чаще становятся предметом разбирательств на нормативно-правовом уровне. Обычно это происходит, когда диагностика  связана с тяжелыми переживаниями  для детей и их родителей и  в конечном итоге становится источником грубейшего нарушения их прав.

Актуальной задачей в  современных условиях является более  углубленное психологическое просвещение  педагогов. Объективность сведений об индивидуальных особенностях зависит  от того, насколько объективными, научно обоснованными методами получены эти  сведения. Научные, психологические  методы тестирования поднимают на новый, более высокий и технологичный  уровень не только учет особенностей характера детей, но и контроль знаний - как оперативный, так и аттестационный. На сегодня все учителя-предметники  должны уметь самостоятельно использовать методы тестирования, в частности, для  объективного контроля знаний и умений учащихся. Поэтому общей культуре составления и проведения тестов должно уделяться значительное внимание.

Психологи обозначают ситуацию в отечественной психодиагностике, как кризисную. Среди основных причин выделены:

а) малое количество в  России профессиональных психодиагностов, занимающихся разработкой, адаптацией и стандартизацией тестов;

б) ничтожное количество отечественных профессиональных психодиагностических методик при неоправданном доверии  к давно устаревшим зарубежным методикам;

в) низкая психодиагностическая и особенно психометрическая культура психологов-пользователей тестов;

г) устаревшее содержание программ обучения психодиагностике;

д) порочная практика издания  в открытой печати и распространение  методик любому покупателю.

Для преодоления кризиса  предложены некоторые организационные  мероприятия и содержательные действия, требующие активной деятельности всего  психологического сообщества.

Психодиагностика, по мнению многих авторитетных отечественных  психологов, переживает серьезный кризис. Многие из проблем психодиагностики носят системный характер, которые  надо решать психологии в целом, чтобы  не утратить своего звания науки, поскольку, как известно, наука выделяется как  самостоятельная при наличии  двух признаков: собственного предмета исследования и специфических методов  исследования. Психодиагностика - это  в значительной степени и есть методология психологии.

Первая и возможно самая  главная причина кризиса - это  почти полное отсутствие в России профессиональных разработчиков психодиагностических методик. Психологов, чьи научные  и практические интересы в основном сконцентрированы на разработке новых  подходов психологического исследования, создании и стандартизации новых  профессиональных психодиагностических методик, а так же способов проверки методик на надежность и валидность. Тех, кто посвятили свою научную  жизнь психодиагностике. Конечно, к  ним не относятся разработчики одной-двух методик, которые предназначены  для собственного исследования какой-то частной проблемы. Поэтому одна из задач преодоления этой причины  кризиса психодиагностики заключается  в подготовке профессиональных психодиагностов.

Вторая причина кризиса  психодиагностики - это низкая психодиагностическая и особенно психометрическая культура наших психологов-пользователей тестов. Основные проблемы, таким образом, выдвигается круг вопросов, связанных с квалификацией и уровнем профессионализма практического психолога или педагога, занимающегося диагностикой. Многие годы на это все закрывали глаза. Так как не знали, как противостоять некачественной подготовке психологов на многочисленных факультетах, где просто нет преподавателей, способных на необходимом уровне обучить студентов правильной технике психодиагностики. Да и учебное время, отведенное стандартом подготовки психологов на предмет «Психодиагностика» явно недостаточно, не то чтобы выработать необходимые компетенции, но даже научить правильно пользоваться тестами. Это особенно заметно при защите дипломов и диссертаций. Большинство их авторов использует различные методики, но почти никто не задается вопросом, а какова их надежность и валидность, а получены ли для них нормы на репрезентативной выборке? Исторически сложившееся полное доверие и некритичность наших соотечественников к печатному слову порождает полное доверие к любой напечатанной в книге или журнале методике, особенно иностранной, причем в большинстве своем взятых из популярной литературы. В итоге всеядность пользователей, о которой все знают, приводит к тотальному недоверию к результатам психологических исследований.

Одно из средств противостоять  разноуровневой подготовке психологов и повышения психодиагностической культуры - это внедрение процедур сертификации, во-первых, психодиагностических методик, во-вторых, психодиагностов-пользователей; в-третьих, услуг в области психодиагностики. Сертификация - это не только проверка уровня компетенции в психодиагностике, но, главное, предшествующее этой проверке обучение, повышение квалификации, в том числе путем супервизиии  у опытных специалистов, которые  сами должны пройти предварительную  аттестацию в органах сертификации РПО.

Сертификация методов  психодиагностики - это общепринятая практика проверки качества методик, ее соответствия принятым международным  стандартам (АПА, BPS). Кроме того, право  оказывать услуги населению в  области психодиагностики давать только индивидуальным предпринимателям и  организациям, сотрудники которых прошли сертификацию РПО и проводят диагностику  по сертифицированным методикам.

Второе средство - пересмотр  Программы учебных курсов Психодиагностики и Практикума по психодиагностике, а затем разработка согласованных  Программ для переподготовки психологов в области психодиагностики.

Третья проблема кризиса  психодиагностики - очень тесно связана  с первой - это очень малое количество полноценных отечественных психодиагностических методик, которые могли бы на равных конкурировать с известными современными зарубежными методиками.

Еще одна проблема, относящаяся  к использованию зарубежных психодиагностических методик, это то, что мы кроме нескольких тестов не знаем о многих других и тем более о новейших разработках. Малого количества отечественных профессиональных методик, проверенных по всем параметрам и издаваемым в специализирующихся на этом фирмам, толкает авторов  исследований, дипломов и диссертаций  на разработку собственных «одноразовых методик», которые используются только данным автором в одном исследовании. Известно, чтобы создать профессиональную психодиагностическую методику требуются  годы работы и чаще всего целого коллектива специалистов. Не от хорошей  жизни они взялись за эту работу, а потому, что арсенал наших  методик очень беден.

Из сложившейся ситуации возможно несколько выходов:

1. Первый - выйти на контакты  с зарубежными издательствами, получить  право на адаптацию и распространение  всех необходимых методик, сертифицировать  их по нашим стандартам. Но  это означает, что Россия будет  полностью зависеть от зарубежных производителей и отечественная психодиагностика постепенно прекратит свое существование.

2. Второй - использовать только  отечественные методики, доведя  их уровень до необходимых  требований, постепенно разрабатывать  новые тесты и постепенно отказаться  от всех зарубежных тестов. Но  это приведет к полной изоляции  России от мировой психодиагностики  и в конечном итоге всей  психологии. А кроме того на  такой подвиг у нас нет ни  кадров, ни денег.

Информация о работе Перспективы развития психодиагностики